О том, как игра может помочь в работе с профессиональной осознанностью, рассказала Наталья Шестакова, эксперт сообщества «Созвездие Флагманов образования» проекта президентской платформы «Россия — страна возможностей» «Флагманы образования», заместитель директора по методической и профильной работе, педагог-организатор муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования города Новосибирска «Центр дополнительного образования «Алые паруса».
Почему осознанность важна для профессионального развития
Мир быстро меняется, и специалистам важно не только идти в ногу со временем, но и опережать перемены. И важно, чтобы человек сам понимал, зачем ему развитие и как адаптироваться к новым условиям.
Профессиональная осознанность — это не просто знание своей работы, а понимание своей роли, целей и возможностей роста. Она важна на всех этапах развития:
- школьникам — помогает сделать осознанный выбор будущей профессии;
- молодым специалистам — развивает гибкость и способность адаптироваться;
- опытным профессионалам — становится основой для постоянного роста
и переосмысления своей роли.
Некоторые отечественные исследователи выделяют два подхода к определению профессиональной осознанности:
- Личностное самоопределение — человек осознает свои ценности и реализует их через работу ( М.Р. Гинзбург).
- Модель профессионального поведения (Л.М. Митина, С.Л. Рубинштейн):
«Адаптивная» — работа по привычке, без стремления к росту;
«Развивающая» — человек анализирует себя и ищет пути для развития.
Осознанность в работе — это не просто присутствие «здесь и сейчас», а умение видеть смысл в своих действиях, понимать их влияние и принимать взвешенные решения.
На мой взгляд, осознанность помогает улучшить концентрацию и внимательность, снизить уровень стресса, развить коммуникативные навыки, укрепить лидерские качества. Но как этот процесс сделать естественным и эффективным? Один из лучших инструментов — игровые технологии.
Игра как инструмент осознанности
Игра — это не просто развлечение. В профессиональном контексте это мощный инструмент, который позволяет моделировать рабочие ситуации, развивать аналитическое мышление и расширять границы профессионального восприятия.
Как работает деловая игра?
Игровые методики давно используются в обучении взрослых. В частности, деловые игры позволяют моделировать реальные профессиональные ситуации, помогая участникам: осваивать новые роли, анализировать свое поведение в рабочих ситуациях и находить нестандартные решения.
Еще один важный аспект — возможность посмотреть на себя со стороны. В обычной рабочей обстановке это сложно, но в игре, где можно «примерить» на себя новую роль, человек начинает осознавать, как его действия воспринимают окружающие. Преимущества деловой игры — возможность взглянуть на собственный профессиональный опыт глазами других, получить, порой, минуту славы от тех, кто для тебя ценен.
Практический опыт: как мы внедряем игры в обучение педагогов
В рамках своей работы я вместе с коллегами разработала и протестировала деловую игру, направленную на развитие профессиональной осознанности у педагогов. Мы используем метафорические карты, которые помогают участникам выявлять глубинные смыслы своей работы. Применяем элементы ролевой игры, где участники пробуют себя в разных профессиональных ролях, включаем проективные методики, позволяющие взглянуть на профессию с новой стороны.
Результаты говорят сами за себя:
- игровой формат снижает барьеры в общении и способствует более открытому обмену опытом;
- повышает мотивацию к развитию и обучению;
- помогает выявить лидерские качества и точки роста.
Как показала наша практика, даже несложный набор ассоциативных метафорических карт с авторским наполнением при грамотной работе мастера игры позволяет открыть новые смыслы как в своей профессиональной деятельности, так и в применении командного потенциала для развития учреждения. А все потому, что в игре при опытном сопровождении каждый игрок раскрывается, «играет в себя», не боясь быть непонятым, непринятым, и оттого все более удивительными становятся открытия о человеке как личности и профессионале, как специалисте и лидере общественного мнения.
В ходе работы с педагогами я убедилась, что игровая методика — мощный инструмент развития профессиональной осознанности. Мы с коллегами создали деловую игру, в которой участники не просто выполняют задания, а проживают разные профессиональные роли, используя метафорические карты и ролевые элементы. Это помогает каждому глубже понять свою профессию, выявить сильные стороны и точки роста.
Особенно ценно, что в процессе обсуждений участники формулируют и осознают индивидуальные и коллективные цели, учатся эффективному взаимодействию. А визуализация, рабочие блокноты и четкая структура игры создают пространство для осмысления опыта и поиска новых решений. Такой подход делает развитие профессиональной осознанности не только полезным, но и увлекательным, снижает барьеры в общении и мотивирует педагогов
к развитию.
Как итог, формирование профессиональной осознанности — это непрерывный процесс, который можно сделать увлекательным и эффективным. Игровые технологии помогают не просто учить, а развивать мышление, адаптивность и готовность к профессиональному росту.
Образование будущего — это не просто передача знаний, а создание среды, в которой каждый специалист осознает свою роль, видит перспективы и готов к вызовам времени. Игра как инструмент профессионального развития делает этот процесс легким, увлекательным и, главное, результативным. Осознанный профессионал — это специалист, который не просто выполняет задачи, а видит в них смысл, развитие и возможность влиять на будущее.