Анна Борисова, эксперт сообщества «Созвездие Флагманов образования» проекта президентской платформы «Россия — страна возможностей» «Флагманы образования», преподаватель истории и обществознания Классического пансиона МГУ им. М.В. Ломоносова, рассказала о том, как творческий подход меняет образовательный процесс и что такое ТРИЗ.
Кто такой учитель
Учитель — это наставник, который вдохновляет, координирует процесс обучения и помогает ученикам раскрывать свой потенциал, поэтому к его ключевым задачам относится не просто передача знаний, а создание условий для развития креативного мышления учащихся: находить нестандартные пути решения задач, придумывать новые идеи и применять полученные знания на практике.
Для того чтобы эффективно справляться с этими задачами, педагогу самому важно постоянно учиться, осваивать новые методики и подходы. В этой статье я расскажу об одном из инструментов развития креативного мышления у обучающихся — теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Что такое ТРИЗ
Творческое мышление — это не просто талант, а навык, который можно развивать. Именно для этого была создана ТРИЗ — система методов, которая помогает находить нестандартные решения. Ее придумал советский изобретатель Генрих Альтшуллер в середине XX века, когда изучал, как люди придумывают новые технологии. Позже оказалось, что эти принципы отлично работают не только в инженерии, но и в других сферах, включая образование.
Как это работает
Часто люди сталкиваются с задачами, у которых на первый взгляд нет простого решения. ТРИЗ помогает разложить проблему на части, найти в ней противоречия и придумать способ их устранения. Вместо того чтобы методом проб и ошибок перебирать разные варианты, ТРИЗ предлагает системный подход, который позволяет быстрее и эффективнее находить решения.
Например, если ученик решает сложную задачу, он может использовать один из методов ТРИЗ:
- Метод фокальных объектов — совмещение несвязанных понятий, чтобы найти новые идеи. Суть метода в том, чтобы взять исходный объект (например, предмет, проблему или процесс) и добавить к нему случайные слова, не имеющие очевидной связи. Затем анализируются их свойства и ищутся способы переноса этих характеристик на исходный объект. Такой подход заставляет мозг выходить за рамки привычных ассоциаций и генерировать новые идеи;
- Мозговой штурм — генерация большого количества идей без критики на первом этапе;
- Системный оператор — анализ проблемы в разных временных и пространственных масштабах.
Один из ключевых принципов ТРИЗ — это «Идеальный конечный результат» (ИКР). Это означает, что лучшее решение — это то, которое требует минимальных изменений, но при этом максимально эффективно.
Как ТРИЗ применяется в школе
Применение ТРИЗ в учебном процессе делает занятия интереснее и полезнее.
Например:
- На уроках литературы ученики могут разбирать судьбы героев через анализ противоречий: почему герой поступил именно так? Какие у него были альтернативы?
- На уроках истории школьники могут искать аналогии между разными событиями и предлагать альтернативные сценарии;
- На уроках физики и химии ученики могут использовать теорию для поиска новых способов решения технических и экологических задач.
Примеры заданий на основе ТРИЗ
Применяя принципы ТРИЗ на уроках, учащиеся могут научиться выявлять противоречия, находить нестандартные решения и развивать творческие способности. Ниже я привожу примеры заданий для школьников:
- Литература
Представьте, что у героя произведения были бы иные условия для деятельности.
Как это могло бы повлиять на его судьбу?
- История
Проанализируйте технологические решения древних цивилизаций. Как бы они могли улучшить свои достижения с помощью современных знаний?
- Физика
Придумайте способ увеличить КПД двигателя без увеличения затрат энергии.
Такие задания помогают детям не просто искать правильные ответы, а учат их анализировать, исследовать и находить неожиданные решения.
Сегодня важно не просто давать ученикам знания, а учить их мыслить творчески, адаптироваться и решать нестандартные задачи. ТРИЗ — это один из инструментов, который помогает этому научиться. Он делает процесс обучения интересным, увлекательным и полезным для будущего. Ключевая роль в этом процессе, как и прежде, принадлежит учителю — тому, кто вдохновляет и направляет учеников на поиски новых решений.