Блог РСВ

Искусство обучения: как творческий подход меняет образовательный процесс

Искусство обучения

Анна Борисова, эксперт сообщества «Созвездие Флагманов образования» проекта президентской платформы «Россия — страна возможностей» «Флагманы образования», преподаватель истории и обществознания Классического пансиона МГУ им. М.В. Ломоносова, рассказала о том, как творческий подход меняет образовательный процесс и что такое ТРИЗ. 

Кто такой учитель

Учитель — это наставник, который вдохновляет, координирует процесс обучения и помогает ученикам раскрывать свой потенциал, поэтому к его ключевым задачам относится не просто передача знаний, а создание условий для развития креативного мышления учащихся: находить нестандартные пути решения задач, придумывать новые идеи и применять полученные знания на практике.

Для того чтобы эффективно справляться с этими задачами, педагогу самому важно постоянно учиться, осваивать новые методики и подходы. В этой статье я расскажу об одном из инструментов развития креативного мышления у обучающихся — теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Что такое ТРИЗ

Творческое мышление — это не просто талант, а навык, который можно развивать. Именно для этого была создана ТРИЗ — система методов, которая помогает находить нестандартные решения. Ее придумал советский изобретатель Генрих Альтшуллер в середине XX века, когда изучал, как люди придумывают новые технологии. Позже оказалось, что эти принципы отлично работают не только в инженерии, но и в других сферах, включая образование.

Как это работает

Часто люди сталкиваются с задачами, у которых на первый взгляд нет простого решения. ТРИЗ помогает разложить проблему на части, найти в ней противоречия и придумать способ их устранения. Вместо того чтобы методом проб и ошибок перебирать разные варианты, ТРИЗ предлагает системный подход, который позволяет быстрее и эффективнее находить решения.

Например, если ученик решает сложную задачу, он может использовать один из методов ТРИЗ:

Один из ключевых принципов ТРИЗ — это «Идеальный конечный результат» (ИКР). Это означает, что лучшее решение — это то, которое требует минимальных изменений, но при этом максимально эффективно.

Пройдите онлайн-курсы бесплатно и откройте для себя новые возможности Начать изучение

Как ТРИЗ применяется в школе

Применение ТРИЗ в учебном процессе делает занятия интереснее и полезнее.

Например:

Примеры заданий на основе ТРИЗ

Применяя принципы ТРИЗ на уроках, учащиеся могут научиться выявлять противоречия, находить нестандартные решения и развивать творческие способности. Ниже я привожу примеры заданий для школьников:

  1. Литература

Представьте, что у героя произведения были бы иные  условия для деятельности.
Как это  могло бы  повлиять на  его судьбу?

  1. История

Проанализируйте технологические решения древних цивилизаций. Как бы они могли улучшить свои достижения с помощью современных знаний?

  1. Физика

Придумайте способ увеличить КПД двигателя без увеличения затрат энергии.

Такие задания помогают детям не просто искать правильные ответы, а учат их анализировать, исследовать и находить неожиданные решения.

Сегодня важно не просто давать ученикам знания, а учить их мыслить творчески, адаптироваться и решать нестандартные задачи. ТРИЗ — это один из инструментов, который помогает этому научиться. Он делает процесс обучения интересным, увлекательным и полезным для будущего. Ключевая роль в этом процессе, как и прежде, принадлежит учителю — тому, кто вдохновляет и направляет учеников на поиски новых решений.

Exit mobile version