Марина Якунина, эксперт сообщества «Созвездие Флагманов образования» проекта платформы «Россия — страна возможностей» «Флагманы образования», кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ «Черёмушкинская средняя школа №1» г. Саяногорска (Республика Хакасия), рассказала о значимости поддержки со стороны педагогов в учебных успехах обучающихся.
Уже в начале 17 века идеи гуманизации в образовании стали заявлять о себе. Несмотря на всю утопичность, эти прекрасные модели воспитания виделись величайшим умам своего времени идеальным средством развития человечества на пути к прогрессу. Однако о полной гуманизации процесса обучения мы не можем говорить даже сейчас, в третьем тысячелетии.
Истинный знаток душ, мудрец и философ, гений классической русской литературы Лев Толстой в своей частной крестьянской школе сделал попытку внедрения новой, не авторитарной системы преподавания и воспитания и объявил о полной свободе для учеников.
Толстой игнорировал общепринятые программы, стабильное расписание занятий и выставил требование для учителей: учить тому, что интересно детям и отвечает их потребностям. Педагог обязан был тщательно готовиться к урокам, а ученики не наказывались за непосещение и опоздания, могли сидеть в классе, где нравится (хоть на подоконнике). Домашние задания отсутствовали полностью. Дисциплина и качество обученности в Яснополянской школе были категориями, строящимися на увлеченности ребят. Никакого назидания — только свободный диалог. Именно так, по мнению Льва Николаевича, может развиться полноценная личность, способная к творчеству и созиданию.
В современном мире идеи гуманных педагогов, конечно, развиваются. Они нашли свое отражение и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»: в статье 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» говорится о предоставлении академических прав на «выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования», о получении «социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции», об обучении «по индивидуальному учебному плану».
Продвижению идей педагогической поддержки способствовало проведение в 2023 году по Указу Президента России Владимира Путина Года педагога и наставника.
Бесспорно, поддержка со стороны педагогов положительно влияет на учебные успехи наставляемых.
В чем и как это может выражаться?
- Мотивация к обучению. Уверенность в своих силах и поддержка учителя помогают детям не бояться трудностей и находить решения сложных задач.
- Легкость в усвоении материала. Когда учитель объясняет материал доступным языком, использует интересные методы обучения и подстраивается под индивидуальные потребности каждого ученика, то усвоение материала становится легче и приятнее.
- Диалог с учителем. Разговоры с учителем помогают детям лучше понимать учебный материал, задавать вопросы и получать ответы на них. Кроме того, диалог с учителем помогает ученикам лучше понимать свои сильные и слабые стороны, а также узнавать о своих талантах и интересах.
- Восприятие учителя как наставника. Когда ученик благодаря наставничеству учителя достигает целей и хороших результатов в учебе, это способствует вере в свои способности, что важно для дальнейших успехов.
Личная практика показывает: ученики, демонстрирующие лучшие результаты в процессе обучения и воспитания, воспринимаются учителем как равноправная личность изначально. Диалог с позиции «субъект — субъект» — основа развития творческого потенциала наставляемого и вектор педагогики будущего.
Педагогическая поддержка является одной из технологий обучения, основа которой — саморазвитие, самоопределение и свободный выбор обучающегося. Главный инструмент — диалоговое взаимодействие.
Из разнообразных видов поддержки, на мой взгляд, наиболее эффективной считается опережающая и опосредованная. Такая, с одной стороны, позволяет натолкнуть ребенка на самостоятельное разрешение проблемы, которую еще можно предотвратить, минимизируя возможный вред. С другой стороны, не является прямым менторским назиданием, а осуществляется при помощи намеков, афоризмов, поучений (в лучших традициях дидактического красноречия).
В заключение добавлю, что грамотная своевременная поддержка со стороны учителя способна влиять на коммуникативное взаимодействие, общее развитие, психическое и даже на физическое состояние здоровья обучающихся, а также на их профессиональное самоопределение и целый ряд других вопросов.