Согласно опросу, 68% специалистов хоть раз сталкивались с конфликтными ситуациями. Частые споры могут серьезно навредить работе коллектива и нарушить коммуникацию. В статье расскажем о том, почему возникают такие ситуации и как их разрешать.
Конфликт — это не просто ссора. Это более серьезное явление, которое возникает из-за разных взглядов, интересов и ценностей участников. Как правило, они появляются из-за недостатка коммуникации и понимания между сотрудниками.
Обычно конфликты в организациях делят на следующие типы
- Профессиональный конфликт — возникает из-за разных взглядов на работу и организацию. Например, департаменты не могут достичь согласия относительно маркетинговой стратегии: одни нацелены только на продажи и увеличение количества клиентов, в то время как другие считают необходимым уделить внимание развитию бренда.
- Конфликт интересов — сотрудники не могут поделить ресурсы между собой. Например, один отдел хочет сократить расходы, а другой — увеличить прибыль.
- Конфликты личностного характера — появляются из-за неприязни и непонимания. Например, два сотрудника не могут найти общий язык из-за личных разногласий.
Несмотря на серьезные минусы, у конфликтных ситуаций есть два положительных последствия. Во-первых, они могут стать сигналом к развитию: помочь выявить недостатки в рабочих процессах и устранить их. Во-вторых, споры способствуют сближению коллектива, если их правильно урегулировать.
Как разрешить конфликт за три шага: универсальный алгоритм действий
Шаг 1. Понять причину конфликта
Необходимо выяснить, что стало причиной спора, кто в него вовлечен и какие доводы у участников. Важно учитывать интересы людей, а не просто их мнение.
Например, двое сотрудников говорят, что каждому необходимо целое яблоко, но оно всего одно. Если же уточнить, для чего именно им понадобился фрукт, то может выясниться, что первому нужна мякоть для сока, а второму — кожура для компота.
Шаг 2. Обсудить конструктивные варианты
На данном этапе руководителю следует поделиться своим мнением, опираясь на полученную информацию. Он не должен навязывать свою точку зрения. Кроме того, важно, чтобы подача была спокойной, а лидер не давил на других своим авторитетом.
Шаг 3. Найти компромиссное решение
Рекомендуем использовать матрицу принятия решений. Это таблица, в столбцах которой следует перечислить возможные варианты разрешения спора, а в строках — важные критерии выбора. Затем совместно с участниками конфликта необходимо оценить каждый вариант по всем критериям, применяя пятибалльную шкалу. Решение, которое получит наибольшее количество баллов, будет оптимальным.
Управление конфликтами — это важный элемент работы руководителя. Необходимо быть готовым к тому, что споры будут возникать, и уметь эффективно их разрешать. А чтобы выстроить конструктивные рабочие отношения и предотвратить неприятные ситуации, рекомендуем пройти наш бесплатный онлайн-курс «Сотрудничество в профессиональной среде».