Блог РСВ

Талант ребенка: как определить и развить

талант ребенка

Ок Дон Хи, эксперт сообщества «Созвездие Флагманов образования» проекта президентской платформы «Россия — страна возможностей» «Флагманы образования», методист ГБНОУ «Академия талантов» города Санкт-Петербурга, рассказала о том, как определить и развить талант ребенка.

Талант — это дар или результат работы?

Некоторые дети с раннего возраста демонстрируют исключительные способности: один с легкостью складывает сложные числа в уме, другой чувствует музыку так, словно родился с инструментом в руках, а третий придумывает удивительные истории. Однако талант — это не просто прирожденный дар. Это сочетание интереса, упорства и потенциала ребенка.

Что такое талант?

Слово «талант» пришло к нам из Древней Греции, где обозначало меру веса, а позже — крупную денежную сумму. Уже тогда это слово ассоциировалось с чем-то ценным. Сегодня же мы говорим о таланте как об особых способностях и увлеченности, которые приводят к выдающимся результатам. Но как увидеть этот скрытый потенциал?

В современном понимании талант проявляется не только в виде исключительных способностей или необычной одаренности в определенной сфере, но и в высокой мотивации, которая способствует достижению выдающихся результатов как в учебной, так и во внеучебной деятельности ребенка.

Как образовательная организация, педагог, наставник могут выявить и развить талант ребенка?

  1. Профессор Т.В. Черниговская утверждает, что нужно «разглядеть» ребенка: обращать внимание на его интересы, наблюдать за ним, вовремя предоставлять возможности для развития.
  2. Дать ученику возможность выбора вида деятельности, пусть таких выборов будет не один, не два. Образовательные экспедиции, сельскохозяйственная деятельность, исследовательская, спортивная, инженерно-техническая, театральная и т.д. Дать возможность прожить роль координатора, генератора идей, аналитика, режиссера. Если ребенок сам не ставил эксперименты, не выращивал культурные растения, не занимался биотехнологией, как можно понять, способен ли он к этой деятельности или нет?Интересен опыт образовательных экспедиций сахалинских и камчатских школьников и педагогов. В течение учебного года были охвачены разные предметные области: география, экология, археология, этнография, история, краеведение, вулканология, робототехника. Каждый маршрут — маршрут открытий. Одним из важных результатов образовательной деятельности за пределами школы, города, региона педагоги выделили «самостоятельность детского действия, самостоятельность мышления». Это не просто изучение наук — это поиск себя через реальные открытия.
  3. Сегодня есть центры, которые помогают детям раскрыть свои способности. Открытое образовательное пространство создает условия, способствующие раскрытию/развитию талантливых детей. В качестве примеров можно назвать Образовательный центр «Сириус», региональные центры, работающие по модели «Сириуса» (например, ГБНОУ «Академия талантов» Санкт-Петербурга). Эти площадки дают детям не только знания, но и среду, где они могут экспериментировать, пробовать новое, находить единомышленников и вдохновляться примерами других.

Пройдите онлайн-курсы бесплатно и откройте для себя новые возможности Начать изучение

Важное в работе с детьми

Что я считаю важным в работе с детьми?

  1. Наблюдение. Основной метод, используемый педагогом в каждодневной работе. Увидеть, услышать и помочь раскрыться.
  2. Индивидуальный образовательный маршрут. Это план действий, который будет учитывать индивидуальные особенности ребенка, направленный на повышение мотивации и создания комфортной образовательной среды.
  3. Обратная связь. На уроке, этапе проекта, по окончании конкурсного мероприятия она должна быть всегда. Это шаг, который мы вместе с ребятами делаем в завтрашний день с учетом изменений, произошедших сегодня.

Простые истины раскрытия и развития таланта ребенка

В практике раскрытия и развития таланта ребенка я придерживаюсь простых истин

Как тонко подметил А.В. Голубицкий в своей книге «Живая школа: 30 принципов, подсмотренных в природе»: «Маленькие действия могут приводить к большим изменениям. Словом, улыбкой, микроусилием <…> можно изменить жизнь растущего человека». И действительно, иногда достаточно просто поверить в ребенка — и это станет первым шагом к его будущему успеху.

В заключение хочу сказать, что развитие таланта ребенка — это кропотливый, но вдохновляющий процесс, в котором важны наблюдение, поддержка и создание возможностей для раскрытия его способностей. Открытое образовательное пространство, разнообразие деятельности и самостоятельность мышления помогают детям находить свой путь. Главная задача педагога и родителя — не навязывать, а направлять, давая ребенку свободу для поиска и творчества. Ведь именно в этом заключается подлинный успех: не просто развить способности, а помочь ребенку осознать их ценность и найти свое место в мире.

Exit mobile version