Мир дизайна бесконечен, в нем не может быть «потолка» в развитии, поскольку количество специализаций многогранно. Поэтому всеми знакомые вещи, как выгорание, прокрастинация и подобные ситуации не свойственны для него.
В этой статьей я, Андрей Кожанов — эксперт проекта платформы «Россия — страна возможностей» «Дизайн-марафон», бренд-консультант, генеральный директор, основатель, куратор магистратуры «Бренд стратегия» в «Высшей школе брендинга», творческий директор и основатель брендингового агентства FRONT Total Branding, расскажу подробнее, почему.
На данный момент существуют 27 специализаций в дизайне, в которых может развиваться специалист. Любой человек, который выбирает одну из областей дизайна, может находить для себя дополнительные направления для вдохновения и улучшения профессиональных навыков. Прежде всего мы говорим о дизайне как о кросс-дисциплинарной науке или кросс-дисциплинарной деятельности, в которой возможно объединять знания и методы из различных областей, позволяя человеку быть многогранным.
С одной стороны, конечно хорошо сосредоточиться на одном направлении и стать профессионалом в данной области. Но, мне кажется, что существует множество направлений и вещей в дизайне, которые сделают ваш профессиональный мир более развернутым, давая огромное количество возможностей, где вы не сможете никогда достичь «потолка».
Общаясь с молодыми специалистами в области дизайна, я наблюдаю, что они испытывают очень серьезную тревожность. Что я могу посоветовать для творцов, которые тонко чувствуют все происходящие перемены в быстро меняющемся мире? И здесь ключевое — определиться и сконцентрироваться на каких-то сильных атрибутах — собственном бизнесе и предпринимательстве. Это касается и фрилансеров, ведь ИП — малый бизнес. Необходимо идентифицировать сначала свои сильные качества и понять другие направления развития. И конечно, нужно потратить много сил для того, чтобы сохранить постоянных клиентов, которые с вами работают на регулярной основе. Также необходимо понять, какие у них перемены с клиентской стороны, потому что сейчас идет очень большой путь изменений. Необходимо научиться мыслить стратегически. Потому что перемены и критические ситуации будут происходить всегда. Необходимо искать новые ниши, потому что открываются новые возможности. Занимайтесь первичной аналитикой, которая может вам указать на изменения и направления.
За свой 30-летний опыт и все пережитые кризисы могу привести пример: в 1998 году, когда иностранные агентства покинули Россию, мы с командой вовремя сориентировались, направили свой бизнес на отечественных производителей, и у нас получилось создать ажиотаж вокруг своего продукта. В тот момент это было больше интуитивно и случайно. Но сейчас мир настолько информационно развит и богат, что всегда можно проанализировать какие-то тренды на рынке. Но в погоне за трендами всегда нужно фильтровать информацию и постараться найти нишевые направления, в которых вы будете востребованы.
Если вы творческий предприниматель, то прежде всего это ответственность перед партнерами, сотрудниками и государством. Здесь необходимо научиться считать себестоимость, планировать проекты, потому что чаще всего это идет хаотично. И у вас есть возможность научиться именно предпринимательству. То есть это история про планирование проектов, оценку трудозатрат и некое коммерческое восприятие собственной ответственности в профессии.
Также следует обратить внимание на коммуникации. Если вы выставляете свое портфолио в различных творческих каналах, а ваш клиент существует в других коммуникационных каналах, например: Telegram или ВКонтакте, то те коммуникации, которые вы выстроили, абсолютно не соответствуют тем каналам, где существуют реальные клиенты и заказчики. Как я люблю все время говорить: «все проблемы в жизни людей связаны с коммуникациями». И мне кажется, что всем нужно подумать на тему «Где мы, а где клиенты?», «Где дизайн, а где бизнес?», «Где дизайн, а где государственные заказы?». И тут необходимо понять, как коммуникации с точки зрения коммуникаций сделать более эффективными. Одна из таких тенденций сегодняшнего рынка — консорциум. Существует много примеров, где архитекторы, графические дизайнеры, брендмейкеры и другие профессионалы из разных областей дизайна становились командами, побеждали в конкурсных проектах и были эффективны. Не надо бояться вступать в творческие сообщества, быть открытым, создавать проекты и реализовывать свой потенциал.
Я являюсь руководителем и создателем «Высшей школы брендинга» и часто вижу, что огромное количество людей добиваются высоких результатов благодаря коммуникации и полученным знаниям. Человек, который сейчас не обучается в постоянном режиме, не просто бежит по беговой дорожке на месте, он просто скатывается назад. Информационный мир настолько быстро меняется, что постоянное обучение является нормой: самостоятельное обучение, посещение интенсивов, изучение опыта коллег, изучение трендов. Даже если у вас на данный момент нет заказов, вы впали в краткосрочную усталость, то всегда есть откуда взять энергию, знания или с кем-то познакомиться.
Подводя итоги, хочется сказать, что выгорание в сфере дизайна — миф, который берется из-за неопределенности и незнания, что делать, когда вы достигли «потолка» в одном из направлений. Как я уже сказал, дизайн — многогранный мир с множеством направлений, где каждый может найти для себя вектор развития.
Всем желаю огромных успехов, не быть в состоянии неопределенности и всегда находить для себя возможность трудиться.
Спасибо большое за внимание!
Если вы хотите узнать еще больше экспертного мнения из сферы дизайна, то читайте статью Дарьи Егоровой, еще одного эксперта проекта «Дизайн-марафон», дизайн-директора продуктовой лаборатории Mish, «Как “пробить потолок” в творческой профессии?» на канале платформы «Россия — страна возможностей» в Дзен.