«Направляя студенчество»: основы наставничества и эффективной адаптации обучающихся
Ежегодно в России множество молодых людей 1 сентября становятся первокурсниками, а вместе с этим сталкиваются с новыми правилами, процессами, ритмом жизни и окружением. В этот период обучающийся может испытывать не только радость, но и определенную трудность, поэтому ему важны психологический комфорт, доверие и поддержка. Чтобы помочь справиться с адаптацией к новой образовательной среде, организуются системы студенческого наставничества. Наставник, студент старших курсов, вместе с куратором работает с группой первокурсников, оказывает помощь: способствует успешной адаптации, помогает обучаться осмысленно, поддерживает развитие, формирует студенческий опыт, укрепляет сообщество и делает период обучения более продуктивным. Это естественный педагогический инструмент, нацеленный на профессиональный рост студентов и ощутимый результат для первокурсников.
Этот курс будет полезен не только образовательным организациям, у которых уже есть действующая система адаптации обучающихся, но и тем, кто только планирует создать систему наставничества. Помимо организационных аспектов деятельности, мы подготовили уроки, полезные непосредственно наставникам: с их помощью можно актуализировать пройденное ранее обучение, а также получить новые инструменты, практику и рабочий план для работы с группой первокурсников. Данная программа помогает выстроить поддержку и развитие без изменения сути уже действующих подходов.
Российский Союз Молодёжи подготовил этот курс совместно с Национальным исследовательским университетом «МЭИ» и Институтом наставничества МЭИ при грантовой поддержке Росмолодёжи. В курсе также используются материалы, подготовленные Московской городской и Московской областной организациями Российского Союза Молодёжи.
- Наставничество.
- Адаптация первокурсников.
- Обучение и мотивация.
- Тренды в наставничестве.
- Зачем наставник нужен первокурснику?
- Инструменты и практики наставника.
- Как наставнику оставаться полезным и расти в роли?
- Наставничество в системе студенческого самоуправления.
- понимать ценность наставничества для первокурсника, наставника и образовательной организации;
- выстраивать цикл работы организации, занимающейся студенческим наставничеством;
- отбирать наставников для работы с первокурсниками;
- выстраивать обучение по требуемым наставникам знаниям и умениям;
- организовывать деятельность руководящего состава системы наставничества;
- выстраивать доверительные и эффективные взаимоотношения с наставляемыми и планомерно и качественно реализовывать наставническую функцию;
- использовать наставнические инструменты в зависимости от ситуации;
- помогать в реализации задач и функций студенческого самоуправления образовательной организации.