4 июня 2021
Алексей Комиссаров: «Тренд на молодежное предпринимательство развивается, большинство школьников и студентов хотят попробовать себя в бизнесе»
В рамках Петербургского международного экономического форума ПМЭФ-2021 состоялась стратегическая сессия, посвященная молодежному предпринимательству. На ней выступил генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров. Гости дискуссии, организованной центром молодежных инициатив АСИ, обсудили вопросы, связанные с культурой молодежного бизнеса в России, потребностями молодых предпринимателей, а также ограничениями и барьерами, с которыми они сталкиваются.В обсуждении приняли участие генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей», проректор, директор Высшей школы государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) Алексей Комиссаров, генеральный директор Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) Светлана Чупшева руководитель блока «Средний и малый бизнес» ПАО «Промсвязьбанк» Константин Басманов, заместитель министра экономического развития России Татьяна Илюшникова, амбассадор, руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин, председатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия», председатель совета директоров группы компаний «Р-Фарм» Алексей Репик, губернатор Мурманской области Андрей Чибис. Модератором дискуссии стала журналистка, телеведущая, продюсер, общественный деятель Тинатин Канделаки.Генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров отметил, что тренд на молодежное предпринимательство развивается и молодежь в России все более позитивно относится к бизнесу.«Считаю, что предпринимателей в России очень не хватает, для того, чтобы страна нормально развивалась, вклад малого бизнеса должен быть гораздо больше. Но есть хороший тренд. Поделюсь цифрами наших исследований. В начале этого года мы провели опрос среди школьников и студентов об их отношении к предпринимательству и получили интересные и неожиданные результаты. Более 80% школьников и 60% студентов хотят попробовать себя в предпринимательстве. Причем главной причиной такого желания является далеко не только зарабатывание денег. Ребята хотят заниматься бизнесом, потому что, по их мнению, так они смогут реализовать свои идеи и создать новые продукты (23%), а также развить личный бренд, получить признание и уважение в обществе (19%). Для них играет не последнюю роль и возможность выполнять те проекты/задачи, которые нравятся (16%). И практически все опрошенные школьники, их 95%, считают, что россияне относятся к бизнесу позитивно или нейтрально. Если молодежь так считает, то это здорово», - рассказал Алексей Комиссаров.Глава Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева, выступая на сессии, заявила, что за 30 лет культура молодежного предпринимательства трансформировалась, а юные бизнесмены представлены во всех отраслях экономики. Она отметила, что в России растет доля самозанятых в возрасте 14-17 лет. По оценкам ФНС, число несовершеннолетних самозанятых в России составляет 50-60 тыс. человек. «Наша задача сейчас – адаптировать образовательные и акселерационные форматы для школьников, чтобы они ощутили этот предпринимательский опыт. Мы видим растущий интерес к предпринимательству, и если 10 лет назад опросы показывали, что дети хотят стать экономистами и юристами, то сегодня в тренде предпринимательская деятельность. Согласна, что у многих предпринимательство ассоциируется с быстрым заработком и успехом, как у тех, кто занят блогерством. Но работая с разными регионами, мы видим, как ребята серьезно увлечены наукой и техническим творчеством – и таких много», – заключила Светлана Чупшева. Еще об одном исследовании рассказал руководитель блока «Средний и малый бизнес» Промсвязьбанка Константин Басманов. «С 2014 года с «Опорой России» мы проводим социологические исследования среди малого бизнеса. За весь период наблюдений мы заметили, что доля предпринимателей в возрасте от 18 до 30 лет очень стабильна – около 15-20% от общего числа бизнесменов. Еще одно интересное наблюдение – молодые предприниматели гораздо более оптимистичны, их ожидания всегда выше, чем у представителей бизнеса средних лет. В пандемию бизнес, которым управляет молодежь, вышел из кризиса уже в III квартале 2020 года, в то время как остальная часть предпринимателей начала восстанавливаться лишь к концу 2020 года. Причиной тому являются более активные инвестиции в свой бизнес и использование всех, даже самых смелых способов, чтобы восстановить потери», - заявил Константин Басманов. Модератор дискуссии, генпродюсер «Матч.ТВ» Тина Канделаки отметила, что культура предпринимательства в России очень молода, однако страна столкнулась с вызовами, которые смогли открыть юным и амбициозным предпринимателям возможности для роста.«Я лично знаю много кейсов, когда молодежь в условиях вынужденного локдауна не только сохранила свой бизнес, но и извлекла из этой ситуации существенные дивиденды. Именно молодежное предпринимательство для нашей страны – залог роста нашей экономики в среднесрочной и долгосрочной перспективе», – сказала Канделаки. Выступающие также обсудили проблемы, связанные с выходом из бизнеса. Если для стимуляции предпринимательской активности государство и бизнес создает новые программы и меры поддержки и регистрирует компанию за пять дней, то процедура закрытия бизнеса может затягиваться до полугода. «Государство делает акцент на упрощении процесса регистрации, но практически никогда государство не работало с таким институтом как «добросовестное банкротство». Даже если ты не накопил долгов, требуется время на закрытие компании», – отметила заместитель Министра экономического развития Татьяна Илюшникова.Светлана Чупшева также заметила, что многие проинвестированные проекты теряются на этапе реализации. Она также заявила, что государство и общественные организации недостаточно вовлечены в проблемы, c которыми сталкиваются предприниматели в процессе ведения бизнеса.«Мы видели, что запрет на проверки бизнеса во время пандемии позитивно сказался на восстановлении экономики, потому что предприниматели значительно сэкономили на штрафах. Теперь необходимо подумать, как трансформировать это в повседневную практику и провести системную работу. Мы очень много работаем с технологическими проектами. Да, акселерация необходима, но что мы видим потом? Многие стартапы не попадают под критерии банков для кредитования или инвестирования. А затем у стартапов заканчиваются инструменты для роста. При этом крупные компании зачастую не видят перспективные технологические проекты, порой приходится приходить к руководителям компаний и рассказывать им о перспективности данного стартапа. Необходимо совместными усилиями решить, как на стадии роста не терять тех, кто уже начал первые шаги в бизнесе», – сказала Светлана Чупшева.