22 июля 2024
В Мастерской управления «Сенеж» состоялся второй модуль программы «Мастерская эффективности. Лидеры и проводники изменений»
С 18 по 21 июля прошел второй очный модуль образовательной программы «Мастерская эффективности. Лидеры и проводники изменений» Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей». В мероприятии приняли участие 80 руководителей региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления из 15 регионов России. Основная цель программы – повысить эффективность процессов государственного управления в регионах с помощью технологий бережливого производства.
«Мастерская эффективности» – проект Мастерской управления «Сенеж», созданный в декабре 2023 года при сотрудничестве с Госкорпорацией «Росатом», Правительствами Сахалинской, Нижегородской и Калининградской областей. Образовательная программа «Мастерская эффективности. Лидеры и проводники изменений» поможет обучить управленцев, которые на местах будут создавать проекты по повышению эффективности деятельности и внедрять бережливые технологии.
На торжественном открытии второго модуля к участникам обратился руководитель Центра мониторинга правоприменения законодательства, преподаватель магистерского курса «Законотворческий процесс» Школы коммуникации Высшей школы экономики Павел Склянчук: «Любые государственные решения и законы так или иначе находятся в пространстве ценностей. Сами ценности обусловлены нашими цивилизационными особенностями, о которых заявил Президент России. Это касается многополярного мира, семейности и духовности. Поэтому важно, чтобы госслужащие своими поступками и решениями опирались на единые ценности, определенные указом президента, и исходили из общей идентичности народа».
Про командные ценности, грамотную мотивацию членов коллектива и векторы управления рассказал первый проректор Мастерской управления «Сенеж» Сергей Бочаров: «Самое главное – объяснить каждому человеку, зачем именно ему участвовать в той или иной инициативе. Если вы найдете нужные аргументы – он будет работать за троих, с нулевыми затратами».
Второй модуль посвящен цифровизации государственных и муниципальных услуг. Участникам представили лучшие практики использования цифровых технологий – искусственного интеллекта, роботизации процессов, управления на основе данных. Слушатели познакомились с подходами сервис-дизайна, направленными на анализ потребностей клиента и жизненной ситуации, а также изучили способы построения карты клиентского пути для каждого индивидуального случая.
«Основная задача программы – обучить бережливым технологиям, клиентоориентированности, чтобы участники детально могли изучать собственные процессы и успешно реализовывать их в своих регионах. На второй модуль они привезли свои проекты и здесь на площадке, изучая новые инструменты, сразу применяют их на собственных инициативах. Вернувшись в регионы, они уже прототипируют собственный проект и будут задавать задачи по его реализации на местах. И на третьем очном модуле участники программы проведут предзащиту своих проектов и поделятся результатами их реальной реализации», – рассказал руководитель направления «Мастерская эффективности» Мастерской управления «Сенеж» Олег Попов.
Образовательный процесс состоит из теоретических лекций, практической отработки навыков на региональных проектах и обзора успешных примеров российских компаний.
Одним из ключевых событий второго очного модуля стала панельная дискуссия, в которой приняли участие представители четырех регионов: Санкт-Петербурга, Воронежской и Липецкой областей, Чувашской Республики. Своим опытом поделились: директор АНО «Центр цифровой трансформации Чувашской Республики» Дмитрий Харитонов, заместитель руководителя «Центра эффективности правительства Воронежской области» Александр Рогачев, заместитель председателя Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Любовь Токарева, заместитель начальника управления цифрового развития Липецкой области Ирина Шапошникова.
Эксперты представили лучшие практики цифровизации и удачные цифровые решения в дистанционном мониторинге перевозки участников, оптимизации услуги размещения рекламных конструкций, информационной системе управления имуществом, предоставлении услуги социального адвоката, анализе и повышении эффективности процессов.
«Санкт-Петербург традиционно сохраняет высокий уровень развития, в том числе в цифровой сфере. В современных реалиях цифровизация всех сфер деятельности, в том числе и государственного управления, является необходимым условием успешного развития региона. Например, в Санкт-Петербурге не только успешно пилотируются и применяются федеральные цифровые решения, но и разрабатываются собственные цифровые платформы и сервисы, тиражируемые на другие регионы», – поделилась результатами заместитель председателя Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Любовь Токарева.
Также на протяжении трех дней перед участниками выступали: заместитель директора по цифровизации ГК «Росатом» Марина Авилова, начальник управления по работе с данными и бизнес-анализу «Галс-Девелопмент» Вячеслав Гончаров, директор программ офиса трансформации ПАО «Ростелеком» Ольга Жоголева, директор по цифровым регионам Центрального федерального округа ПАО «Ростелеком» Павел Шиляев.
Обучение по образовательной программе «Мастерская эффективности. Лидеры и проводники изменений» проходит в смешанном формате: кроме четырех очных модулей, участники выполняют межмодульную работу в составе проектных команд под руководством наставников Мастерской управления «Сенеж» и ГК «Росатом».
«На стыке бережливого производства и цифровых решений рождается реальная эффективность, которая выражается в скорости, качестве и энергоемкости создания промышленной продукции. Но наряду с производственным измерением, эффективность приобретает гуманитарное звучание – вдохновение и позитивный настрой людей, которые внедряют цифровые решения и оптимизируют процессы, тех, кто использует достигнутое новое качество в своей ежедневной работе. Это важно и для региональной власти – эффективная деятельность региона и социальный оптимизм. Здесь опыт Госкорпорации «Росатом» будет полезен: у нас есть свои интересные решения, которые уже зарекомендовали себя в атомной отрасли и атомных городах», – отметила заместитель директора по цифровизации ГК «Росатом» Марина Авилова.
После первого очного блока во время межмодульной удаленной работы команды регионов проводили интервью для сбора данных, анализировали глубинные потребности клиентов, моделировали карту эмпатии и путь клиента. Итогом стали смоделированная карта процесса текущего состояния и собраны данные для дальнейшего анализа и видения корневых причин проблем.
«Первый модуль был очень полезен для нас, потому что он научил выстраивать процесс с точки зрения потребности клиента. В частности, выстраивать путь клиента, исходя из его запроса, из его потребности выстраивать сам процесс. А не наоборот, насаждать клиенту свое решение, не исходя из его желания, а исходя из своих представлений о том, как это должно быть. В рамках межмодульной работы мы с коллегами подготовили проект по профориентации. И в рамках второго модуля мы планируем его доработать, усилить наши знания, соответственно применить их на практике», – поделилась участница программы, заместитель министра кадровой политики Нижегородской области Ольга Белянина.
Образовательная программа сформирована таким образом, чтобы все полученные знания, инструменты и навыки участники сразу могли применять на практике в своих регионах. Управленцы получают комплексные знания в области разработки человекоориентированных продуктов и услуг, навыки повышения эффективности и оптимизации процессов, а также реализуют свой бережливый цифровой проект, который направлен на повышение эффективности решения задач государственных органов исполнительной власти при взаимодействии с гражданами, бизнесом и внутри ведомственных подразделений.
«Никогда не устану удивляться, что всегда есть чему учиться. Вроде бы уже все знали про бережливость, про методы повышения эффективности, но все равно открываем некоторые инсайты и новые алгоритмы работы. Очень хочется поблагодарить за организацию процесса обучения, насколько он ровно выстроен и по лекционной составляющей, по практической, и по коммуникативной. Мы получили невероятные навыки в понимании того, как важна командная работа, насколько она дает большой эффект при понимании общей цели и слаженной работе. Свой проект мы еще не закончили, он у нас в процессе. Однако мы сократили наш процесс, видим конкретные решения, понимаем, что нам нужно конкретно делать в короткие сроки», – поделилась впечатлениями и выводами участница программы, заместитель Министра по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области Олеся Митякина.
Третий модуль пройдет с 25 по 28 августа в Южно-Сахалинске, где участники познакомятся с лучшими практиками Сахалинской области по внедрению системы управления регионом. Четвертый заключительный модуль состоится с 18 по 19 ноября и пройдет в Мастерской управления «Сенеж».