Новости

8199
Новостей
В Казани наградили победителей конкурса законотворческих инициатив «Парламент-2030»
В Государственном Совете Татарстана наградили победителей и лауреатов Всероссийского молодежного конкурса законотворческих инициатив «Парламент-2030». Участниками стали более 55 тысяч обучающихся высших, профессиональных и общеобразовательных организаций из 75 субъектов России. На церемонии награждения был представлен широкий спектр научных исследований, направленных на развитие образования, науки и инновационной сферы в российских регионах, муниципальных образованиях. Экспертное жюри определило победителей в восьми номинациях – авторы лучших законопроектов получили ценные призы. «Конкурс «Парламент-2030» уже стал брендом Республики Татарстан как столицы развитого молодежного парламентаризма. Его победители востребованы в законотворческих органах субъектов Российской Федерации – выпускники работают в законодательных органах власти по всей стране. Таким образом, конкурс стал социальным лифтом для молодежи. При этом количество участников проекта растет с каждым годом, а качество подготовленных инициатив повышается», – отметил автор идеи конкурса «Парламент 2030», эксперт Совета Федерации Российской Федерации Михаил Вавилин. Заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей»  Дмитрий Гужеля отметил, что выявление и подготовка молодых лидеров – это ключ к развитию нашей страны. «Президентская платформа «Россия – страна возможностей» всесторонне поддерживает любые проекты в области развития социальных лифтов, помогает молодым людям раскрыть свои способности и потенциал, заявить о себе в профессиональной сфере. В этом ключе наши цели схожи с задачами конкурса «Парламент 2030», который является сосредоточием поддержки талантливой молодежи, выступающей с инициативами на уровне субъектов России. Именно эти ребята хотят реализовать свои проекты, которые могут изменить жизнь людей, городов и всей страны. Важно помогать им развиваться и достигать своих целей», – сказал Дмитрий Гужеля. В своем приветствии в адрес участников церемонии награждения победителей конкурса Председатель Государственного Совета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин отметил, что за прошедшие годы Всероссийский конкурс «Парламент 2030» стал востребованным, позволил раскрыть потенциал сотен талантливых молодых людей из многих регионов страны. «Представляя на оценку жюри предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования самой различной тематики, вы в полной мере проявляете свои знания и способности, приобретаете навыки проектной и законотворческой деятельности, а главное – сотрудничества и работы в интересах людей. Уверен, полученный бесценный опыт откроет вам, молодым лидерам, новые горизонты, которые помогут в достижении поставленных целей во благо республики и всего Отечества», – подчеркнул Фарид Мухаметшин. На церемонии также торжественно объявили о запуске информационного сайта конкурса «Парламент 2030». Он разработан в рамках проекта по созданию Всероссийского молодежного цифрового парламента с искусственным интеллектом «Максим». ИИ будет помогать в управлении аппаратом этого парламента и проверять законопроектные работы участников на плагиат и актуальность, соответствие Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, отправлять проекты на доработку участникам. По итогам конкурса «Парламент 2030» будет издан сборник законопроектов, подготовленных ребятами, который будет направлен в парламенты субъектов России, Государственную Думу и Совет Федерации Российской Федерации.
#Парламент-2030
#молодежь
102 победителя пятого сезона конкурса «Лидеры России» стали новыми членами клуба «Эльбрус»
В Мастерской управления «Сенеж» состоялась встреча клуба Лидеров России «Эльбрус», где победители пятого сезона конкурса «Лидеры России» – флагманского проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей» – прошли посвящение в члены сообщества.  Сообщество Лидеров России клуб «Эльбрус» насчитывает более 2500 участников – победителей, финалистов и полуфиналистов конкурса «Лидеры России», объединенных миссией, едиными целями и ценностями. В рамках сообщества Лидеры России проводят мастер-классы для молодежи, выступают интеллектуальными волонтерами, проходят обучающие программы, развивают собственные проекты. «Каждый сезон по итогам конкурса мы посвящаем победителей в члены клуба «Эльбрус». Вы уже прошли суперфинал – ту вершину, достигнуть которую можно только пройдя сито отбора в сотни человек на место. В пятом юбилейном сезоне за одно место за столами в суперфинале боролись более пятисот человек. Но опытный покоритель вершин знает – удержаться на пике сложнее, чем дойти до него. Посвящение в члены клуба - один из главных результатов победы в конкурсе, поскольку в дополнение к образовательным грантам, работе с наставниками, вы получаете еще и возможность стать частью настоящих единомышленников, получаете друзей по всей стране в самых разных сферах и областях бизнеса, государственной службы и управления. Это люди, готовые подставить вам плечо. И в трудных ситуациях вы не раз поймёте, что это и есть самый главный выигрыш, который дают вам «Лидеры России».  Уверен, что сегодня к клубу примкнут сильные, целеустремлённые и неравнодушные люди. Символично в Год семьи первая встреча клуба посвящена теме «Клуб как семья». Поздравляю вас, друзья, вы обрели большую, дружную семью!» – сказал Первый заместитель Руководителя Администрации Президента РФ Сергей Кириенко в видеообращении на церемонии посвящения. Встреча клуба стала площадкой для знакомства победителей пятого сезона конкурса «Лидеры России» как со структурой и проектами клуба «Эльбрус», так и с его членами – победителями конкурса «Лидеры России» других сезонов. Председатель клуба «Эльбрус» Татьяна Дьяконова отметила, что многие победители пятого сезона уже принимают активное участие в жизни сообщества. «Наше сообщество насчитывает уже четыре потока лидеров, и вот теперь к нам присоединяется пятый сезон. С каждым годом у нас рождается все больше талантов. Меня часто спрашивают, в чем секрет единства таких разных и самодостаточных людей – лидеров. Нашим социальным «клеем» являются прежде всего ценности, которые выражаются не в словах, а в делах, – сказала Татьяна Дьяконова. – С 2018 года Лидеры провели более 3000 мастер-классов и различных мероприятий для более чем 500 000 детей и подростков. Лучшие практики Лидеры реализуют в своих регионах – сегодня в клубе уже 23 региональных сообществ, в том числе, в новых регионах». Также в рамках встречи были подведены итоги Премии «Лидеры России. Признание», которая была учреждена в честь юбилейного сезона конкурса «Лидеры России». К участию в премии были приглашены конкурсанты очных этапов конкурсов «Лидеры России», «Лидеры России. Политика» и «Лидеры Возрождения». В ходе заявочной кампании более 250 участников конкурса рассказали свои истории успеха, поделились достижениями и результатами работы. В номинации «Будь успешен» лауреатами стали участники конкурса «Лидеры России» советник генерального директора – руководитель центра компетенций технологического развития ТЭК Олег Жданеев, директор по розничным рынкам АО «АтомЭнергоСбыт» Анна Стогний и заместитель главного врача СПБГБУЗ «Родильный дом № 10» Евгений Михайлин. Лауреатами номинации «Стань ролевой моделью. Продвигай открытое лидерство» стали Александр Глухарев, Илья Штокман, Амир Аккао, Александра Родионова и Александр Любимов. Победители номинации являются примером упорства и несгибаемой воли: выполняют свой долг в зоне специальной военной операции, помогают восстанавливать экономику, социальную и хозяйственную инфраструктуру освобожденных российских регионов, занимаются патриотическим воспитанием подрастающего поколения, оказывают гуманитарную помощь. Третья финальная номинация Премии – «Создавай социальные лифты» и ее победителями стали заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Оксана Ачкасова, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов, руководитель департамента цифрового развития Министерства образования РФ Алексей Алехин. Заявки номинантов прошли экспертную оценку членами Наблюдательного Совета конкурса «Лидеры России». В ходе торжественного награждения Первый заместитель Руководителя Администрации Президента РФ Сергей Кириенко отметил: «Мы можем смело сказать, что суть конкурса «Лидеры России» в его уникальных возможностях для людей, а сила клуба «Эльбрус» — в людях, которые обладают уникальными возможностями. Вам есть чем гордиться, есть, о чем рассказать, что показать нашей молодежи как пример для подражания. А это имеет огромное образовательное значение, поскольку воспитание возможно только на примерах конкретных людей, чтобы молодые люди в нашей стране были открыты новому и верили, что Россия – страна возможностей». Советник Президента Российской Федерации, председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, член Наблюдательного Совета конкурса Валерий Фадеев отметил, что конкурс «Лидеры России» играет ключевую роль в формировании нового поколения управленцев, способных отвечать на вызовы времени и двигать страну вперед. «За все пять сезонов более 14 тысяч управленцев прошли очную оценку управленческих компетенций и получили рекомендации для саморазвития, а вместе с ними и новые карьерные возможности. Сегодня успех нашей страны зависит от личного успеха каждого и сообщество Лидеров России выполняет важную функцию – является площадкой для обмена опытом, поддержки и развития, поиска единомышленников», – подчеркнул Валерий Фадеев. Ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Никита Анисимов, награждая лауреатов в номинации «Создавай социальные лифты», отметил, что многие участники конкурса «Лидеры России» создают возможности для других людей, и поделился своей трогательной историей о том, как социальная программа Высшей школы экономики для ребят из маленьких городов и деревень с небольшим населением помогла девушке из Майкопа поступить на бюджет и получить возможность исполнить свою мечту, а также дал важное наставление: «Когда вы создаете социальный лифт, не забывайте, что, когда лифт поднимает людей, вы должны думать о людях, а не только о механизмах − им бывает сложно».
#ЛидерыРоссии
#Сенеж
Выход в космос – с «гибкими навыками»: как готовить молодых специалистов, обсудили на ПМЭФ
На Петербургском международном экономическом форуме состоялась панельная дискуссия «Геоинформационные технологии и космический мониторинг. Истории успеха и новое поколение исследователей». Темой обсуждения стали вопросы о том, какие вызовы и задачи ждут молодых специалистов в космосе и какой долгий и сложный путь ждет тех, кто мечтает стать космонавтом. В числе участников дискуссии – заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля. У гостей и участников дискуссии была уникальная возможность услышать реальные истории героев космоса, видевших землю с высоты 400 километров. Президент университета МИИГАиК, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Виктор Савиных и Герой Российской Федерации, летчик-космонавт Сергей Корсаков рассказали о космических исследованиях, о значимости дистанционного зондирования Земли из космоса и геоинформационных системах для развития страны и регионов, о важности профессиональных навыков и хорошего образования для современного специалиста, отвечающим требованиям рынка труда.  Сергей Корсаков рассказал, как в космонавтику его привела большая мечта. Ректор МИИГАиК Надежда Камынина, отмечая перспективность сотрудничества с госкорпорацией Роскосмос, сказала, что подготовка кадров для ракетно-космической отрасли ведется в университете более полувека, и спрос на необходимые направления не падал никогда. «Мы сегодня много будем говорить о профессиональной подготовке, но космонавт – это не профессия, это миссия, содержащая в себе множество разных знаний, умений, вызовов. Наш университет закончили трое прославленных космонавтов. Только попав на космодром Байконур в этом году, увидев воочию, сколько людей и предприятий трудятся над каждым стартом, наши студенты немного приблизились к тому, чтобы понять, сколько труда необходимо приложить мечтателю перед тем, как оказаться в космосе. Да, некоторые из наших студентов сделали свой выбор и будут теперь стремиться к высокой цели», – сказала Надежда Камынина. Заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля в своем выступлении отметил, что профессиональные компетенции – это важная составляющая для современного специалиста, но «гибкие навыки» для тех, кто работает в космической отрасли, нужны не меньше, поскольку здесь цена ошибки крайне высока. В этом ключе поддержку в подготовке кадров для отрасли, имеющей для России важнейшее стратегическое значение, оказывает проект «Центры компетенций», участником которого является и МИИГАиК. «Помимо стрессоустойчивости, которая у космонавтов должна быть более выраженной, есть еще три ключевых навыка, необходимых для работы с пространственными, космическими данными. Это дисциплина, собранность, нацеленность на решение конкретных задач, без которых не обойтись. Все это студенты, будущие специалисты космической отрасли, получают в рамках как основных и дополнительных образовательных программ, так и во внеучебной деятельности, и МИИГАиК – яркий тому пример», – отметил Дмитрий Гужеля. Университет МИИГАиК – опорный вуз ракетно-космической отрасли, он входит в образовательный инновационный консорциум «Созвездие Роскосмоса» и много лет готовит высококвалифицированных специалистов. В мае 2024 года университет отметил 245-летие со дня основания. Исследование космоса, космических объектов, сбор и обработка данных о Земле, получаемых с космических спутников многие годы, являются приоритетными научными направлениями университета. По словам директора административного департамента Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» Дмитрия Шишкина, наиболее востребованными в отрасли являются специалисты инженерного профиля. При этом в отборах в отряд космонавтов участвуют как летчики и инженеры, так и ученые. Работая с академическими партнерами, опорными вузами и колледжами и занимаясь непосредственно вопросами подготовки кадров, Дмитрий Шишкин отметил общую ценность всех приходящих в ракетно-космическую отрасль специалистов – ценность Служения. Именно она позволяет посвятить космонавтике многие годы. Ректор ТюмГУ Иван Романчук акцентировал внимание участников дискуссии на том факте, что любая сфера экономики, любая индустрия не обходится сегодня без геоинформационных технологий. Консорциум вузов по подготовке кадров для НСПД, уникальный проект Минобра и Росреестра, направлен именно на повышение компетенций сотрудников отрасли в сфере геоинформационных технологий. Данные компетенции очень востребованы в стране и в регионах. «Перспективы развития – в симбиозе различных вузов, в симбиозе различных компетенций, потому что сейчас невозможно подготовить качественного специалиста, тем более в какой-то одной, сложной области, без привлечения помощи сторонних вузов. Этим следует активно пользоваться и наш консорциум отличный тому пример, когда мы для подготовки специалиста берем у каждого вуза свои уникальные компетенции. Надо создавать больше таких программ», – сказал Иван Романчук. Директор Центра международных исследований и программ СПбГЭУ Елена Васильева отметила значительный потенциал, имеющийся в объединении усилий разных по своей направленности вузов, для целей подготовки специалистов, работающих с пространственными данными. Именно этому будет способствовать подписанное на ПМЭФ соглашение между МИИГАиК и СПбГЭУ о реализации совместной сетевой образовательной программы. Междисциплинарная программа направлена на получение обучающимся как экономических, так и технологических компетенций, что позволит ответить на запросы в кадрах со стороны реального сектора экономики, причем в различных областях от разработки месторождений до туризма.
#ПМЭФ
40% россиян работают не по специальности, которой обучались
Присущая современности цифровая трансформация оказывает влияние на многие отрасли и сферы деятельности внутри страны. Так, изменениям подвергается и рынок труда. Согласно результатам исследования, которые озвучила заместитель генерального директора АНО «Диалог» Юлия Полетаева, большинство россиян оценивают систему образования в России, как развитую. При этом 40% граждан работают не по той специальности, которой обучались в высших или средних специальных учебных заведениях. Такие данные открыли сессию «Мастер без имени: как образованию актуализировать форму и содержание современных профессий» на ПМЭФ-2024. На вопросы о том, как образовательная система борется с нехваткой кадров, какие проблемы существуют в медиасфере, и является ли онлайн-образование актуальным, ответили лидеры образовательной отрасли: представитель классического образования, крупнейшие корпоративные университеты, эксперты профессиональной переподготовки и формирования нового кадрового потенциала. На сегодняшний день, в условиях меняющегося рынка труда и трансформации многих профессий, в российской системе образования есть несколько ключевых проблем. Основная задача вузов — научить студентов учиться, отметила заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова. К тому же, адаптироваться к новым условиям необходимо работодателям, ищущим квалифицированных и талантливых специалистов. «Наши программы должны иметь фундаментальность, а также учить профессиональным компетенциям. Новая система образования как раз об этом. Проблема кадровая есть, и выигрывают те работодатели, которые приходят в вуз и подбирают под себя студентов, влюбляя их в свои предприятия. Только вместе мы сможем создать идеального выпускника. Самая главная наша задача — выпустить неравнодушного гражданина, который понимает, что от него зависит будущее страны», — заявила Ольга Петрова. В современных условиях система образования и бизнес не могут существовать отдельно, отметил ректор центрального университета Евгений Ивашкевич. Университеты просят у бизнеса создания профессионального стандарта, однако из-за стремительного развития, идея документа, включающего в себя характеристики квалификации, становится недееспособной. «Сейчас все университеты используют только одну шкалу — ЕГЭ. Этим единственным показателем невозможно измерить все таланты ребенка. Поэтому мы в центральном университете отбираем не только по результатам ЕГЭ, а по результатам целого года испытаний. Ребята, которые к нам поступают, наделены разными талантами и способностями. И мы хотим им дать выбор специальности через год или два, а не сразу при поступлении», — добавил Евгений Ивашкевич. Сегодня система образования в России активно меняется, отметила заместитель генерального директора АНО «Диалог Регионы» и основатель «Мастерской новых медиа» Юлия Аблец. При этом во многих сферах, в том числе в медиа, по-прежнему остаются глобальные проблемы. Большинство руководителей СМИ, медиаресурсов, медиапроектов, согласно опросу «Мастерской новых медиа», не имеют профильного медиаобразования (64%), 69% опрошенных считают, что профильное высшее образование не позволяет сейчас подготовить нужных им специалистов, а 93% не требуют от сотрудников профильного образования, опираясь на практические навыки. «Работая в медиа, мы видим несколько проблем. Первая сложность — появляются новые виды деятельности и профессии, которым нигде не учат. Мы сформулировали такую профессию, как медиатехнолог. Сейчас мы занимаемся профстандартом, потому что не видим другого пути — мы не можем учить новым профессиям, если их не опишем. Вторая проблема — отсутствие разделения труда. Вузы должны сконцентрироваться на хорошей базовой профессиональной подготовке, а ответственность работодателей — стимулировать системы дополнительного образования», — заявила Юлия Аблец. Одна из основных задач работы с кадрами на сегодняшний день — объединить государство с бизнесом в этом вопросе, заявил руководитель центра молодежных инициатив «Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) Александр Вайно. Кроме того, по мнению спикера, российской системе образования стоит отказаться от такого понятия, как профориентация. «Фокус любой работы с кадрами сегодня — помирить государство с бизнесом в этом отношении и отказаться от такого понятия, как профориентация. В высшем образовании в среднем 70% студентов первого и второго курсов, а иногда и третьего, не знают, кем они будут после выпуска. Единственный способ сейчас подготовить специалиста — начинать работать с учениками 6 класса. На сегодняшний день у нас нет таких кадров. Но мы можем составлять цифровые паспорта компетенций, которые в будущем помогут нам с оценкой. Это стратегия на пять лет, о которой мы будем говорить еще много», — заключил Александр Вайно. Несмотря на сложности системы образования, онлайн-образование по-прежнему остается актуальным. Согласно данным, которые привел первый заместитель генерального директора АНО «Россия — страна возможностей» Алексей Агафонов, 89% россиян поддерживают концепцию непрерывного обучения, а половина считают, что их образования не хватает для работы. Кроме того, 50% граждан поддерживают онлайн-формат обучения, добавил спикер. «На мой взгляд, изменение формата обучения никак не влияет на само его качество. В период пандемии многие университеты перешли на удаленное обучение, но это не помешало студентам успешно сдать выпускные экзамены. Я считаю, что онлайн-образование — это прекрасный вариант для всех, кто хочет продолжать учиться на протяжении всей жизни, и, возможно, с развитием искусственного интеллекта и диджитал-среды из вспомогательного такой формат обучения вполне может стать базовым», — отметил Алексей Агафонов.
#ПМЭФ
Правительство Свердловской области и президентская платформа «Россия – страна возможностей» заключили соглашение о сотрудничестве на ПМЭФ-2024
В рамках Петербургского международного экономического форума-2024 состоялось подписание соглашения между президентской платформой «Россия – страна возможностей» и правительством Свердловской области, направленного на установление эффективного сотрудничества. Подписи под документом поставили Заместитель Губернатора Свердловской области Павел Креков и первый заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Агафонов.  Соглашение заключено в целях развития социальных лифтов, поддержки проектов и инициатив, создающих возможности для личностной и профессиональной самореализации молодых граждан в различных сферах деятельности, создания и развития механизмов по выявлению и поддержке талантов в различных сферах деятельности, обеспечения распространения лучших практик в области развития талантов. «Жители региона активно вовлечены в проекты АНО «Россия – страна возможностей». Соглашение позволит улучшить взаимополезную работу по развитию человеческого капитала, а также поможет создать новые и усилить имеющиеся механизмы поддержки и развития талантливой молодежи проживающей на территории Свердловской области. Для нас очень ценен факт подписания данного соглашения поскольку АНО «Россия – страна возможностей» является флагманом позитивных социальных инноваций», – прокомментировал Заместитель Губернатора Свердловской области Павел Креков. Подписанный документ предполагает всестороннюю взаимную поддержку по нескольким направлениям в рамках организации и проведения в Свердловской области проектов и конкурсов президентской платформы «Россия – страна возможностей» и сопровождения их участников. В частности, соглашение позволит не только значительно повысить уже достигнутый уровень взаимодействия, но и предложит новые форматы совместной работы по поддержке талантливой молодежи, проведению совместных конкурсов, проектов и мероприятий. «Жители Свердловской области принимают активное участие в проектах президентской платформы «Россия – страна возможностей». Достаточно сказать, что число участников конкурсов и олимпиад от региона за шесть лет составило более 719 тысяч человек, из которых 4783 стали финалистами, а 1780 вошли в число победителей. Это важный показатель вовлеченности жителей Свердловской области в процессы профессиональной и личностной самореализации. Более 320 тысяч школьников собрал конкурс «Большая перемена». У студентов традиционно популярны олимпиада «Я – профессионал» – почти 93 тысячи участников. Опытные специалисты пробуют силы в конкурсе управленцев «Лидеры России». Свердловская область традиционно гостеприимно принимает у себя мероприятия платформы – здесь проходят окружные финалы конкурса «Лидеры России», хакатоны проекта «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект», полуфиналы и финалы проекта «Флагманы образования», окружной полуфинал конкурса «Это у нас семейное» и многие другие мероприятия. Подписанное соглашение позволит развивать уже достигнутые результаты, эффективно работать в направлении постконкурсного сопровождения победителей и одновременно станет надежным подспорьем для привлечения в наши проекты новых участников, откроет для них более широкие перспективы», – подчеркнул первый заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Агафонов. Соглашение призвано повысить уровень вовлеченности граждан Свердловской области в проекты и конкурсы президентской платформы, а также предполагает широкий спектр возможностей взаимодействия между АНО «Россия – страна возможностей» и правительством региона. В частности, планируется активная работа по созданию и развитию сообщества выпускников проектов платформы «Россия – страна возможностей» в Свердловской области. Подписанный документ предусматривает возможность формирования со стороны правительства региона предложений об учреждении тематических номинаций в существующих конкурсах или о проведении платформой «Россия – страна возможностей» специализированных проектов. Кроме того, соглашение направлено на активное развитие сотрудничества Свердловской области и АНО «Россия – страна возможностей» в сфере коммуникаций, которое предполагает самый широкий спектр форматов, начиная от информирования жителей о возможности участия в проектах и конкурсах и заканчивая проведением пресс-мероприятий, круглых столов, спецпроектов в средствах массовой информации, приглашением лидеров общественного мнения к обсуждению результатов совместной работы. Соглашение будет способствовать субъектам РФ в реализации 7 пункта «Эффективность системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи» Указа Президента РФ от 4 февраля 2021 года «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
#ПМЭФ
#соглашение
На ПМЭФ обсудили, как эффективно развивать ключевые компетенции для будущего рынка труда
В рамках Молодежного дня Петербургского международного экономического форума состоялась сессия «В фокусе – надпрофессиональные компетенции: эффективное развитие ключевых компетенций для будущего рынка труда». Эксперты обсудили практические и экономически обоснованные подходы к развитию надпрофессиональных компетенций в высшем образовании. Модератором сессии выступил заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля. В дискуссии приняли участие заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова, директор HeadHunter по связям с государственными органами Виталий Терентьев, генеральный директор АНО «Корпоративная академия Росатома» Юлия Ужакина, заместитель Губернатора Томской области по образованию, молодежной политике и цифровому развитию Наталия Киселева, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, член Комитета по промышленности и торговле Мария Василькова, директор центра бизнес-образования и аналитики Центрального университета, партнер-эксперт «Яков и партнеры» Илья Иванинский, ректор Тюменского государственного университета Иван Романчук. Открывая дискуссию, Дмитрий Гужеля отметил, что рынок труда становится все более динамичным и конкурентоспособным, требования к молодым специалистам постоянно растут. «Надпрофессиональные компетенции, такие как эффективное обучение и саморазвитие, умение работать в команде, быстро принимать решения и действовать в новых условиях становятся все более важными для карьерного роста. Корреляция между универсальными компетенциями и профессиональным успехом очевидна, поскольку специалисты, обладающие этими навыками, способны быстрее адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, выделяться на фоне конкурентов и достигать профессиональных целей, – сказал заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля. – Кроме того, «гибкие навыки» напрямую влияют на бизнес-показатели российских компаний, большинство из которых сегодня работают с учетом разного рода внешних ограничений и санкций. Потому сотрудники, способные находить нестандартные решения, быстро реагировать на новые вызовы и эффективно взаимодействовать как внутри компании, так и за ее пределами, помогают предприятиям повысить эффективность всех производственных процессов, как следствие, сделать бизнес успешным, стать лидером на рынке». В формате живой дискуссии эксперты обсудили, что необходимо для развития ключевых компетенций для будущего рынка труда. «Благодаря проекту «Центры компетенций» президентской платформы «Россия – страна возможностей», работа по оценке и анализу блока напдпрофессиональных компетенций в высшей школе становится системной, – подчеркнула заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова. – Сегодня в наших вузах функционируют уже 127 таких Центров в восьми федеральных округах. Плюс один Центр открылся недавно в Кыргызско-Российском Славянском университете. Охвачена треть системы высшего образования. Мы можем определять уровень надпрофессиональных навыков у студентов при поступлении, в процессе обучения и на выходе из вуза. Это позволяет правильно корректировать образовательные программы и формировать внеучебные активности. И, конечно, паспорта компетенций студентов – это значимый показатель для работодателя. Активность, устремленность к цели, способность работать в команде и прочие «мягкие» навыки, которые всем хорошо известны, определяют ценность сотрудника». Заместитель Губернатора Томской области по образованию, молодежной политике и цифровому развитию Наталия Киселева в своем выступлении подчеркнула, что грань между профессиональными навыками и надпрофессиональными компетенциями становится тоньше, а внимание к их развитию все больше. Особенно важно, по ее словам, сформировать «гибкие навыки» у будущих педагогов. «В текущей действительности мы видим все большее переплетение – универсальные компетенции становятся необходимыми для определенного спектра профессий. Например, навыки эмоционального интеллекта и коммуникативная грамотность для учителя. Умение распознавать и понимать эмоции учеников, доступно и понятно разъяснять информацию, слушать и слышать, давать обратную связь – важные навыки, обеспечивающие качественное взаимодействие с учащимися, помогающие им выстроить взаимоотношения друг с другом. Эти навыки становятся все больше востребованы для наставников на предприятиях при внедрении новых технологических решений, – сказала Наталия Киселева. – В век цифровых технологий развитые коммуникативные навыки, работа со своими и чужими эмоциями для многих профессий становятся обязательными. Потому важно совершенствовать надпрофессиональные навыки с раннего возраста». Директор HeadHunter по связям с государственными органами Виталий Терентьев отметил, что тема дискуссии актуальна, поскольку посвящена проблематике развития надпрофессиональных навыков на самом раннем этапе карьеры и стремительного повышения их ценности на рынке труда. «Выпускник вуза или ссуза, имеющий опыт работы, сезонной или стажировки, всегда имел повышенную ценность в глазах работодателя и необходимый для оценки контент резюме (опыт, навыки). Сейчас, наоборот, происходит некоторое снижение критичности раннего трудоустройства в найме молодежи – на первый план выходят надпрофессиональные навыки, – сказал Виталий Терентьев. – Вместе с этим на рынке труда все еще присутствуют серьезные барьеры в восприятии и оценке таких навыков как со стороны вузов, так и со стороны компаний. В рамках дискуссии мы обсудили, что уже сделано в этом направлении и что необходимо предпринять в ближайшее время, чтобы быть на шаг впереди постоянно меняющегося рынка и его требований к навыкам». «В Госкорпорации «Росатом» в равной степени важно развитие как профессиональных компетенций, так и надпрофессиональных навыков человека, которые позволяют творчески, нешаблонно, при этом эффективно и социально приемлемо выполнять поставленные задачи и добиваться успеха. Они должны взаимодополнять друг друга и способствовать комплексному развитию человека. В своей работе мы уделяем особое внимание развитию таких надпрофессиональных компетенций у сотрудников, как партнерство, коммуникации, командность и другие. Кроме того, мы, конечно, активно помогаем осваивать данные компетенции молодежным лидерам и интегрировать соответствующие элементы обучения в образовательный процесс опорных вузов», – отметила генеральный директор «Корпоративной Академии Росатома» Юлия Ужакина. Руководитель треков Росмолодёжь.Карьера и Росмолодёжь.Бизнес Дмитрий Литвин в ходе дискуссии отметил, что молодым людям крайне важно реализовать себя не только в роли профессионалов своего дела, но и получить компетенции для личностного роста. «Молодежные советы компаний являются теми точками роста, где молодые специалисты получают надпрофессиональные навыки, находят единомышленников и воплощают в жизнь самые смелые проекты внутри компании. Такие объединения способствуют не только успешной карьере молодежи, но и создают благоприятную среду для развития талантов и инноваций в обществе в целом. Миссия трека Росмолодёжь.Карьера – открыть новые возможности для профессиональной самореализации каждого, в том числе, через такие сообщества», – сказал Дмитрий Литвин. Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, член Комитета по промышленности и торговле Мария Василькова уверена, мы находимся на пороге новой эры в промышленности, где успех будет определяться не только технологическими инновациями, но и уровнем подготовки кадров. «Для достижения технологического суверенитета необходима модернизация системы образования и создание новых форматов практико-ориентированной подготовки. Нас ждут значительные изменения в производственных системах, которые будут характеризоваться ростом интеллектуализации и роботизации, а также внедрением экологически чистых технологий, – подчеркнула Мария Василькова. – Эти изменения требуют новых квалификационных требований и высокого качества рабочих мест. В ближайшие пять лет радикально изменятся почти половина всех рабочих мест, что обуславливает необходимость подготовки кадров для новых технологических цепочек и рынков». Ректор Тюменского государственного университета Иван Романчук поделился опытом, что делает университет, чтобы минимизировать разрыв между запросом работодателей и возможностями студентов. «Самые главные барьеры и вызовы, с которыми мы сталкиваемся, связаны с тем, что мы, к сожалению, до сих пор говорим о компетенциях на разных языках. Но в этом направлении мы ведем работу. Если говорить про «гибкие навыки», то университет тесно сотрудничает с разными региональными акторами, осуществляя анализ уровней проявленности компетенций у участников различных конкурсных отборов, – добавил Иван Романчук. – Эффективное преодоление обозначенных ранее барьеров связано, прежде всего, с партнерским взаимодействием между университетом, правительством и бизнесом, для того чтобы молодой человек увидел всю палитру возможностей для саморазвития внутри региона и после окончания обучения остался в области, увеличивая тем самым региональный человеческий капитал». Директор центра бизнес-образования и аналитики Центрального университета, партнер-эксперт «Яков и партнеры» Илья Иванинский отметил, что сегодня искусственный интеллект оказывает большое влияние на все сферы жизни, поэтому на первый план выходят навыки, которые важны для работы с новыми технологиями.  «Профессиональные и надпрофессиональные компетенции – это перетекающие друг в друга навыки, между которыми очень тонкая грань. Мы сейчас переживаем интересную эпоху, во многом связанную с развитием технологий. Искусственный интеллект влияет и дальше будет влиять на нашу жизнь, потому важными становятся такие навыки как умение работать с технологиями и понимать, как они устроены, навык управления (люди на базовом уровне должны уметь анализировать и ставить задачи). В-третьих, в мире, который меняется под влиянием искусственного интеллекта, мы никогда не будем знать все – ИИ будет знать больше. Но чтобы получать информацию, нужно уметь задавать вопросы, и этот навык, важно развивать», – сказал Илья Иванинский. Участники дискуссии пришли к выводу, что эффективные надпрофессиональные компетенции должны быть реализованы и внедрены на основе фундаментальности образования, сближения с высокотехнологичным бизнесом. «Работа со студентами российских вузов ведется в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Ежегодно мы совершенствуем подход к работе с молодым поколением, основываясь на потребностях российского бизнеса. Несмотря на то, что проект направлен на раскрытие предпринимательского потенциала молодежи и подготовку профессионалов в области технологического предпринимательства, полученные навыки также отвечают требованиям российских корпораций к молодым кадрам, – добавила Директор платформы по развитию корпоративных инноваций GenerationS Екатерина Петрова. – Важно, чтобы образовательная среда и бизнес выстраивали эффективный диалог для раскрытия потенциала молодых кадров через синергию научной деятельности, социальной активности, бизнес-практики и института наставничества». Завершая дискуссию, эксперты выразили мнение, что для эффективной системы подготовки квалифицированных кадров, востребованных на рынке труда, важна слаженная работа всей системы – президентская платформа «Россия – страна возможностей», как коммуникационная площадка, способствует налаживанию тесного взаимодействия между университетами, работодателями и органами власти.
#ПМЭФ
#компетенции
Еще новости