17 июня 2023
Образование и работа в Арктике: какие нужны компетенции и навыки, обсудили на ПМЭФ
На стенде «Арктика – территория диалога» Петербургского международного экономического форума прошла сессия на тему «Человеческий капитал для покорения Арктики». Эксперты обсудили, какие кадры нужны Арктике, какими надпрофессиональными компетенциями должны обладать новые покорители Арктической зоны и где готовить таких специалистов.
В дискуссии приняли участие исполнительный директор по социальному развитию АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» Гасан Гасанбалаев, ректор Заполярного государственного университета Евгений Голубев, ректор Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Елена Кудряшова, руководитель проектного офиса АНО «Чистая Арктика» Андрей Нагибин, ректор Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова Анатолий Николаев, ректор корпоративного университета «Норильский Никель» Роман Чураевский. Модератором дискуссии выступил заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля.
Открывая дискуссию, Дмитрий Гужеля процитировал Президента Российской Федерации: «Сейчас, с учетом разного рода внешних ограничений и санкционного давления, всем проектам и планам, связанным с Арктикой нам необходимо уделять особое внимание, не откладывать их, не сдвигать вправо, а наоборот, на попытки сдержать наше развитие мы должны ответить максимальным наращиванием темпов работ как по текущим, так и по перспективным задачам».
«Арктика находится в великом приоритете, но важно то, что для работы в Арктике самое важное – это люди, то, что движет нас вперед, развивает. Наш разговор будет посвящен людям, которые нужны для того, чтобы работать в Арктике», - подчеркнул модератор.
В начале дискуссии в блиц-формате участники встречи ответили на вопрос, что для вас Арктика: отдельная страна, бескрайние просторы, мало людей; место, вокруг которого сконцентрировано много стереотипов, с которыми нужно бороться; место силы, олимпийский огонь на Северном Полюсе.
Эксперты выразили свое мнение о том, чем отличаются люди, которые должны работать в Арктике, от остальных, какие компетенции, какие базовые знания, какие ценности должны в них проявляться. По мнению участников, люди, которые работают в сложных условиях, должны любить природу, свою страну; это добрые, хлебосольные люди, которые держатся вместе, северяне не подведут; умение работать в команде, так как любая задача в Арктике – это вызов, кросс культурная коммуникация, знание местной культуры и традиций; умение адаптироваться к быстро меняющимся условиям, быстро реагировать на чрезвычайные ситуации, умение оказывать помощь.
В формате живой дискуссии спикеры обсудили профессиональные и надпрофессиональные компетенции специалистов и как университетам встроиться в эту систему, чего не хватает, для того чтобы готовить специалистов, которые удовлетворят потребности работодателей.
«Подготовить хорошего специалиста для Арктики без очень тесного взаимодействия с работодателями практически невозможно. Мы как федеральные университеты имеем право формировать свои собственные образовательные стандарты, программы, и мы делаем это как раз в единстве с работодателями. Например, в нашем филиале в Северодвинске мы организовали с работодателями системную профориентационную работу, начиная с детского сада. У нас есть своя профильная смена по судостроению в ВДЦ «Орленок», куда приезжают дети из разных городов России. Мы единственные в стране сохранили систему завод-втуз, там ребята учатся 5,5 лет, 60% учебного времени – это теория, 40% - практика на предприятиях. И когда студент поступает на судостроительные специальности, его тут же берет на работу то или иное предприятие. Наряду со стипендией ребята получают зарплату. По факту мы имеем 100-процентное трудоустройство», - рассказала ректор Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Елена Кудряшова.
«Полгода назад мы провели исследование относительно профориентационной истории. Мы поняли, что целевая аудитория – это не только школьник, но и родитель; второй инсайт в том, что профориентация не заканчивается подписанием трудового договора. Когда мы вытащили все страхи и переживания, мы очень сильно удивились. Для нас, людей, постоянно находящихся в этой теме, уже стал клише тот факт, что Арктика постоянно развивается, требуется много специалистов. Когда мы спросили родителей и детей, живущих в Норильске, о чем они переживают, то они ответили, что волнуются, сможет ли их ребенок трудоустроиться после окончания обучения. А на первое место вышли экологический и социально-бытовой вопросы. То есть ключевой вопрос не «в каком вузе и на какой специальности учиться», а «буду ли я жить в Арктике или нет?» и это уже серьезнее, чем просто пересмотр профессиональной программы», - поделился мнением ректор корпоративного университета «Норильский Никель» Роман Чураевский.
Модератор дискуссии поинтересовался у экспертов, за какое время формируется заказ на специалистов в вузе.
«Для подготовки специалистов конкретной специальности нам нужен лаг в 5–6 лет, сиюминутно мы не можем предоставить работодателю сотню специалистов. Поэтому нам нужны прогнозы реализации тех или иных мегапроектов, открытия и развития месторождений и т. д. Чтобы мы заранее начали готовить специалистов с необходимыми дополнительными компетенциями», - отметил ректор Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова Анатолий Николаев.
Коллегу поддержал исполнительный директор по социальному развитию АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» Гасан Гасанбалаев: «Горизонт планирования у вузов и у компаний разный. Мы опрашивали компании, какие специалисты нужны на перспективу. Крупные игроки могут ответить на этот вопрос, в компаниях поменьше сложно спрогнозировать на 5–6 лет вперед. Сейчас мы используем другой подход – анализируем отрасли, прогнозы на выбытие кадров и формируем прогноз на 5–7 лет, это помогает нам взаимодействовать и с Минобрнауки, с Минпросвещения, формировать бюджетные места, контрольные цифры приема в вузах и колледжах».
Далее эксперты поделились позицией о готовности университетов соответствовать задачам, которые ставят корпорации и сама Арктика в части профессиональных компетенций выпускаемых специалистов.
«У нас 97% - уровень трудоустройства и практически все – по специальности. Такие люди должны хотеть жить в Арктике и работать. В Арктике есть запрос на стабильность, на понимание, где я буду работать, что со мной будет через 5–7 лет. Летом и в сентябре мы проводим раннюю профессионализацию, длительные и оплачиваемые качественные практики», - сказал ректор Заполярного государственного университета Евгений Голубев.
«Мы вместе с Петрозаводским университетом на протяжении нескольких лет проводили серьезные исследования о кадровой потребности для арктических регионов, для арктического бизнеса и промышленности. На сегодняшний день есть потребность около 182 тысяч вакансий до 2035 года по разным промышленным отраслям, бизнесу, есть каталог перспективных арктических профессий. На территории арктической зоны расположено 19 вузов и филиалов и 98 учреждений СПО и их филиалов. А контрольные цифры приема, т.е. бюджетные места, покрывают только 59 выпускников 9-11 классов. Это значит, что остальные, чтобы получить образование на бюджетном месте, должны выезжать из арктических регионов. Было правильно увеличить количество бюджетных мест», - отметила Елена Кудряшова.
В процессе обучения, на разных его уровнях, важно развивать и совершенствовать надпрофессиональные навыки. Только в рамках образовательных программ это сделать сложно. Как в этом помогают волонтерские программы, рассказал руководитель проектного офиса АНО «Чистая Арктика» Андрей Нагибин: «Проект «Чистая Арктика» может удобно встроиться в систему высшего образования. Мы собираем ребят, которые убирают мусор в Арктике, приобретают все арктические навыки, в том числе это работа в команде. Мы запускали проект в 2021 году, мало кто в него верил. Сейчас у нас 2500 человек, которые стоят в очереди, чтобы попасть на уборку в Арктическую зону, у нас получается 40 человек на место. Всю зиму ребята проходят тренинги, чтобы войти в команду, которая поедет в Арктику, такие сообщества формируются во всех субъектах страны. На следующей неделе в Мурманске пройдет большой форум «Арктика. Лед тронулся», где 200 отобранных ребят со всей страны будут проходить обучение от крупных компаний – Норникель, Росатом, Фосагро, Новатэк. Они будут рассказывать о своей работе. Мы рассчитываем, что эти ребята станут своего рода миссионерами Арктики. Мы готовы активно сотрудничать и с вузами, организовывать такую профориентацию».
Завершая дискуссию, Елена Кудряшова поделилась опытом, что делает университет, чтобы минимизировать разрыв между запросом работодателей и возможностями студентов: «Вместе с губернатором Архангельской области мы создаем экосистему довузовского профориентационного образования, которая включает в себя Дом научной коллаборации, модельный детский сад, университетская гимназия. Это интересная сетевая структура, которую мы для себя назвали Большой сетевой детский университет «Арктический Сириус», который обязан давать надпрофессиональные компетенции и организовывать профориентационную работу, чтобы ребята полюбили Арктику. Что связано со студентами, то здесь мы плотно работаем с Центром компетенций платформы «Россия – страна возможностей».
«Мы поговорили не просто так. Сегодня как минимум можно выделить четыре больших пункта, которые могут войти в нашу практику. Первая история, которая была озвучена, — это завод-втуз как одна из моделей практической работы, постараться распространить ее разными путями. Второй пункт – менять ситуацию с контрольными цифрами приема (КЦП), с бюджетными местами. Да, у нас нет единого мнения, мы можем поговорить об этом отдельно. Тема с КЦП кажется мне очень важной. Если мы хотим обеспечить потребности Арктики в тысячах ребят, то просто так мы их туда не завезем, к этой теме нужно подключать самые разные вещи, связанные и с КЦП, и, возможно, с выделением отдельного трека, например, в таких проектах, как «Больше, чем путешествие». Чтобы ребята приезжали в регионы Арктики, знакомились с производством и потом приезжали туда работать. Еще одна история касается совмещения проекта «Чистая Арктика» и работы университетов. Мне кажется, эту тему тоже нужно активно разрабатывать, внедрять, постараться договориться с университетами. Надеюсь, что с корпоративными университетами и с корпорациями мы проработаем историю по надпрофессиональным компетенциям, которую платформа «Россия – страна возможностей» совместно с Минобрнауки внедряет сейчас во всех вузах, чтобы корпорации использовали эти навыки, помогая их прокачивать», - подвел итог дискуссии заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля.