Новости

8194
Новости
«Вернуть человека в «здесь» и «сейчас»»: тренер-эксперт в области невербальных коммуникаций провел тренинг для наставников проекта «Спасибо, братцы!»
В рамках формирования системы психологической помощи населению на территории ДНР и реализации проекта «Донбасс: психология жизни» Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека совместно с президентской платформой «Россия – страна возможностей» организовано обучение по курсу «Кинетический имидж» для наставников-координаторов проекта «Спасибо, братцы!». Тренинг состоялся при поддержке Министерства молодежной политики Донецкой Народной Республики. Тренинг для наставников-координаторов проекта «Спасибо, братцы!» и психологов проекта «Донбасс: психология жизни» длился на протяжении двух дней. Его автором и ведущим стал профессиональный тренер, основатель Школы кинетического имиджа Валентин Шишкин.  Открыли образовательную программу заместитель председателя Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ирина Киркора и руководитель отдела реализации специальных проектов АНО «Россия – страна возможностей», победитель конкурса управленцев «Лидеры России» Алексей Варяница. «Двухдневный тренинг помог объединить психологов разных направлений и наставников-координаторов, которые работают с населением. Им было важно встретиться друг с другом, узнать новые методы работы, которые они могут использовать в своей практике для помощи своим землякам: демобилизованным студентам, жителям, которые прошли ситуацию горя и утраты, гражданам, которые боятся за свое будущее. Сегодняшнее образовательное мероприятие – это про работу с телом, а именно о том, как тело включается в процесс коммуникации и как можно изменить свое тело, свое состояние и главное, быстро увидеть результат», – отметила Ирина Киркора. Участники тренинга выполняли профильные задания для более эффективного погружения в различные аспекты невербальной коммуникации, в том числе, обучались авторской методике кинетического анализа – возможности определять по движениям и положению тела человека его психоэмоциональное состояние, установки и эффективные методы коммуникации с различными типами людей. «Проект «Спасибо, братцы!» президентской платформы «Россия – страна возможностей» был создан для студентов из ЛНР и ДНР, которые были демобилизованы в соответствии с указом Президента Российской Федерации Владимира Путина в ноябре 2022 года. В рамках проекта ребята получают возможность скорректировать свое личностное и профессиональное развитие, повысить уровень знаний, отправиться в путешествие по России, чтобы воочию увидеть не только ту страну, за благополучие и суверенитет которой они сражались, но и познакомиться с тем, как устроено производство, образование, государственное управление в других субъектах федерации. У каждого из нас есть люди, которых мы так или иначе считаем своим наставником. Те элементы организованной работы наставников, которые президентская платформа «Россия – страна возможностей» интегрирует в свои проекты, конкурсы и олимпиады, не только вносят ощутимый вклад в развитие участников, но и повышают уровень регулярного взаимодействия сообществ», – поделился Алексей Варяница. Алексей Варяница также отметил, что в середине июня в Ростове-на-Дону наставники-координаторы проекта «Спасибо, братцы!» прошли специальную образовательную программу от Мастерской управления «Сенеж», в рамках которой перед ними выступили ведущие эксперты в сфере психологии и наставничества. Валентин Шишкин – тренер по кинетическому имиджу и невербальным коммуникациям с 25-летним опытом. По его словам, эта технология востребована здесь, на Донбассе. Для того, чтобы наставники и психологи смогли продолжить свою работу, Шишкин передал необходимое оборудование, а также набор кинетических игр, которые позволят участникам тренинга практиковаться в новом для себя направлении исследований. «Когда мы двигаемся определенным образом, от нас идет посыл. Кроме того, мы сами в себе его несем. Зачастую бывает, что наши слова и поведение нашего тела – разрозненны. Человек может говорить, что у него все хорошо, но его тело будет всеми своими импульсами, сигналами и неосознанными движения показывать, что это не так. Оттого и на внутреннем ощущении мы не доверяем такому человеку. Попробуйте себя записать на камеру, чтобы ваша голова и ваши ноги были в кадре. Выполните элементарные действия – сядьте, встаньте, возьмите бутылку воды. Запишите и разберите себя, ваши действия посекундно. Посмотрите на себя со стороны. Ваше тело скажет все за вас», – акцентировал Валентин Шишкин.  Для того, чтобы стать наставником в проекте «Спасибо, братцы!», каждый из кандидатов проходил несколько этапов отбора, включающих в себя заполнение личного портфолио и диагностику компетенций. В число координаторов, которые продолжат работу с демобилизованными студентами, вошли преподаватели образовательных организаций Донецкой и Луганской народных республик, управленцы сферы образования, представители органов власти различных уровней, представители общественных организаций и молодежных движений, гражданские активисты Донбасса. «Я получила большой практический опыт, мы разбирали большое количество кейсов и даже сами выступали в роли «подопечных». Мы получили новые знания не только для работы, но и для личной жизни, для нашего общения с коллегами и с друзьями. Полученный опыт буду применять с демобилизованными студентами. Особо запомнила кейс, который мы разбирали на примере человека, вернувшегося с зоны боевых действий. Для меня это было наиболее ценно и практично», – поделилась своими эмоциями после обучениями старший преподаватель кафедры психологии Донецкого государственного университета, наставник проекта «Спасибо, братцы!» София Набатова.
#ДНР
#обучение
#наставники
«Как привлечь молодые кадры в реальные сектора экономики?»: Эксперт АНО «Россия – страна возможностей» выступила на первом Кадровом национальном конгрессе
В Москве состоялось мероприятие по развитию кадрового капитала предприятий оборонно-промышленного комплекса. Кадровый национальный конгресс прошел в России впервые и собрал на одной площадке представителей органов власти и кадровых предприятий ОПК, лидеров рынка HR-услуг, ректоров ВУЗов в области ОПК и представителей президентской платформы «Россия – страна возможностей». Повестка конгресса охватила все темы, связанные с работой с кадрами – от современной специфики и трендов отрасли до работы с молодежью и повышения привлекательности бренда работодателя. На первом Кадровом национальном конгрессе выступила Александра Ваза, эксперт АНО «Россия – страна возможностей», которая рассказала об основных мотиваторах-демотиваторах у молодых специалистов. «При привлечении студентов на практику, стажировки, у большинства работодателей есть стереотип, что главные мотиваторы для молодежи – высокая зарплата и стабильность. На самом деле это не так, - говорит руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Александра Ваза. - Мы провели исследование, в котором участвовали студенты российских вузов (257 тысяч молодых людей), проходившие диагностику проявленности своих надпрофессиональных компетенций с использованием набора инструментов, разработанных, апробированных и используемых АНО «Россия – страна возможностей» на протяжении последних трех лет. Результат показал - ключевыми мотиваторами для ребят, выходящих на рынок труда, является понимание того, что их профессиональная деятельность важна и ценна, что они вносят вклад в нечто большее, делают мир лучше, обеспечивают через свою деятельность благополучие общества. Для них важно гордиться принадлежностью к своей организации, ощущать корпоративную идентичность, ими движет желание быть узнаваемым экспертом в своей области. А вот основные демотиваторы - стабильность и традиция. В компании, где это является основными принципами работы, молодое поколение пойдет с меньшей охотой. Работодателям важно знать, что мотивирует и демотивирует молодых специалистов, чтобы правильно подавать информацию о имеющихся позициях и стажерских программах, закрывать свои потребности в молодых сотрудниках максимально эффективно». Результаты исследования подтвердили и амбассадоры проекта «Центры компетенций», которые выступали на Кадровом национальном конгрессе. Егор Кутарев из НИУ МЭИ считает, что выделенные мотиваторы и демотиваторы совпадают с тем, что движет им при выборе работодателя. Сам парень решил связать свою жизнь с инженерной специальностью – пошел по стопам отца и деда, которые с детства рассказывали о работе. Большую роль сыграл и школьный учитель, сумевший заинтересовать юношу физическими науками. К сожалению, далеко не каждый педагог может замотивировать учеников, потому что сами учителя не заинтересованы в этом. Актуальность конгресса как раз вызвана дефицитом квалифицированных сотрудников в активно развивающейся отрасли ОПК. Современная система образования не успевает своевременно готовить кадры. Поэтому, чтобы продвинуть инженерную отрасль, важно, чтобы сами учителя были заинтересованы в подготовке будущих специалистов. «Очень здорово узнать, как выглядит рынок труда изнутри, какие процессы в нем происходят, с какими трудностями сталкиваются HR при поиске кадров. Когда устраиваешься на стажировку или работу, ты видишь рынок труда совершенно с другой стороны. Молодежное кадровое обеспечение очень важно, правильно, на мой взгляд, развивать это направление», - отметил Егор Кутарев. А амбассадор из НИЯУ МИФИ Александр Никоноров предложил альтернативные пути решения актуальных проблем в сфере привлечения студентов на предприятия ОПК, их карьерного и личностного развития. «Участие в Кадровом конгрессе ОПК — это интересная возможность пообщаться с руководителями ведущих компаний России и поделиться с ними своим опытом и мнением с точки зрения студента: предложить альтернативные пути решения актуальных проблем в сфере привлечения студентов на предприятия ОПК, их карьерного и личностного развития, - добавил Александр Никоноров. - Спасибо проекту «Центры компетенций» за возможность внести свой вклад в развитие индустрии».
#кадры
#компетенции
#HR
Ответственность и многозадачность закладывают успешное будущее
Такие компетенции, как ответственность и многозадачность лежат в основе успешной и эффективной деятельности женщины не только в профессиональной сфере, но и в личной жизни. Об этом рассказала в рамках образовательного проекта «Профессия / Призвание - Женщина» Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей» преподаватель психологии, эксперт бизнес образования и практического обучения, бизнес-тренер уровня «Мастер» Татьяна Карасева. Проект «Профессия / Призвание - Женщина» представляет собой образовательный интенсивный курс в онлайн-формате. Он нацелен на развитие необходимых сегодня лидерских навыков и трансляцию успешных примеров деятельности женщин. В программу вошли четыре практических эфира по развитию лидерских навыков, а также доступ к шестнадцати инструментам саморазвития. Первый из эфиров был посвящен таким компетенциям, как ответственность и многозадачность.     «В основе ответственности человека лежит его убежденность в том, что всё происходящее зависит, прежде всего, от него самого и его действий, а не от людей или внешних обстоятельств. Это наша внутренняя позиция как авторов своего жизненного пути, а не наблюдателей. Автор сам формирует свои жизненные обстоятельства, а наблюдатель, как зритель с попкорном, смотрит за происходящим. Что касается понятия женской ответственности, с ним в наши дни всё теснее становится связано понятие заботы. Забота – это ответственность за людей, она выражается в действиях на их благо. Забота в понимании женщин - всевозможные действия, которые делают их окружение счастливым», - рассказала Татьяна Карасева. При этом, отмечает психолог, здоровая ответственность за других предполагает, что женщина осознает ответственность прежде всего за саму себя. «Это дает понимание, как не превратиться в вечного спасателя и не попасть в ситуацию, что мы чувствуем себя нужными, только когда спасаем и жертвуем», - пояснила она. Еще одной необходимой в современном мире компетенцией является многозадачность, которая сегодня трактуется не как синхронное решение нескольких задач, а как последовательные действия с постоянным переключением внимания. Цепочку дел человек выполняет последовательно, завершая одну задачу и приступая к другой. «В переключаемости внимания или многозадачности главное - чувство меры. Важно не попасть в ловушку чрезмерной или малой подвижности внимания. Справиться с этим поможет, прежде всего, осознанность. В данном случае она понимается как управляемая способность человека сосредотачиваться на выбранных событиях и контроль своего внимания», - объяснила Татьяна Карасева. Образовательный проект «Профессия/Призвание-Женщина» нацелен на привлечение внимания общественности к женской повестке, демонстрацию ярких примеров успешных женщин-лидеров разных профессий, а также развитие необходимых сегодня лидерских навыков и компетенций. «Образовательные эфиры нацелены на получение актуальных знаний о качествах женского лидерства - ответственности, многозадачности, креативности, работе в команде, гибкости, вере в себя, интуиции и эмпатии. Все восемь «гибких» навыков в настоящее время активно изучаются наукой, а некоторые закономерности и отличия проявления этих качеств находят как у женщин, так и у мужчин. Было бы неправильно считать, что женщины всегда эмпатичнее, ответственнее, креативнее мужчин, и это доказано наукой. Эти восемь качеств часто называют «типично» женскими, и да – на них основывается стиль руководства, который называют женским лидерством. Основная цель для нас – ориентироваться на них, развивать их и формировать в себе так называемую «мягкую» силу», - рассказала о целях проекта проректор Мастерской управления «Сенеж» АНО «Россия – страна возможностей» Мария Афонина. Серия обучающих и ориентированных на практическое применение выступлений спикеров, посвященных развитию лидерских навыков, также включила 4 интервью с успешными женщинами. Среди них губернатор ХМАО-Югры Наталья Комарова, руководитель Единого волонтерского центра Мурманской области Евгения Чибис, пилот Боинга 777, выпускница программы «Женщина-лидер» Мастерской управления «Сенеж» Светлана Слегтина, машинист Московского метрополитена Яника Даскалова. В них добившиеся в традиционно считавшихся «не женскими» профессиях специалисты рассказывали о своем опыте личностного развития и управленческого роста.
#образование
#женщины
#компетенции
Кадровую ситуацию в оборонно-промышленном комплексе страны обсудили на первом профильном форуме
Заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Первенцев принял участие в первом Кадровом национальном конгрессе «ОПК: резервы и возможности». Организатором мероприятия стала Академия ПСБ — корпоративный университет Промсвязьбанка. «В ОПК сейчас есть стабильность, хорошие заработные платы. Нужно популяризировать и рассказывать об этом. Кроме того, нужно формировать взвешенное ценностное предложение с пониманием того, что нужно целевой аудитории оборонно-промышленного комплекса на рынке труда», — отметил Алексей Первенцев. Эксперт рассказал, что по результатам социологического исследования «Талантист», проведенного в начале 2023 года, работодатели чаще всего формируют ценностное предложение, которое не соответствует запросам соискателей. Например, работодатели в последние годы вложились в новые технологии в компаниях и провели масштабную цифровизацию, которую сегодня, в том числе, вкладывают в предложение для соискателей как преимущество. Но по итогам исследования технологичность компании не находится в списке приоритетов соискателей. «Соискатели ищут интересную работу, возможность быть причастными к большому делу и возможность видеть свой вклад в важные проекты, и для них технологичность компании уже не очень нужна», — рассказал Алексей Первенцев. По мнению заместителя генерального директора АНО «Россия – страна возможностей», сегодня в отрасли необходимо заниматься взращиванием собственных управленческих кадров. Проблема, по его мнению, в том, что эта работа была рассчитана на более длительную временную перспективу, но в данный момент этот срок значительно сократился и управленцы, которые могли бы внедрять на предприятиях современные управленческие решения, нужны уже сегодня. Поэтому у работодателей ОПК сегодня нет другого варианта, кроме подбора специалистов из других отраслей. «В связи с тем, что в ОПК вход, особенно руководителей из других индустрий, очень сложный, то необходимо создавать систему адаптации внедрения внешних управленцев, которые смогут привнести новые инструменты развития. Именно из-за того, что ценный специалист не может адаптироваться быстро в компании, бытует мнение, что такие работники являются менее компетентными, чем те, кто продвигался по карьере внутри отрасли», — рассказал Алексей Первенцев во время выступления. Неверность этого тезиса доказана уже на многих других индустриях. А поскольку управляющий персонал компаний является основным двигателем изменения и развития, то системы адаптации для управленцев важны так же, как и системы привлечения молодежи. Кадровое агентство президентской платформы «Россия – страна возможностей» в том числе занимается привлечением специалистов из коммерческого в государственный сектор и помогает соискателям более мягко проходить административные вопросы при трудоустройстве. Любой профессионал страны может стать участником проекта «Кадровое агентство» президентской платформы «Россия – страна возможностей» для этого нужно заполнить анкету на странице проекта. С участником проекта связываются, как только поступает запрос на компетенции, соответствующие анкете соискателя. Работодатели из государственного сектора могут сотрудничать с проектом в рамках соглашений о совместной работе.
#конгресс
#ОПК
#кадры
Алексей Комиссаров назначен ректором Президентской академии
Алексей Комиссаров назначен на должность ректора Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте Российской Федерации. Распоряжение об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.  C 23 января этого года Алексей Комиссаров был исполняющим обязанности ректора Президентской академии. Им были обозначены приоритетные задачи: повышение качества образовательных программ, а также улучшение условий обучения для слушателей.  «Моя главная цель на посту ректора Президентской академии – готовить лучшие кадры для государства и бизнеса. В современном мире для этого уже недостаточно стандартных общепринятых программ обучения и материальной базы. Мы должны создать такую среду в Академии, которая обеспечит не только высокий уровень знаний, но и воспитает руководителей нового поколения – эрудированных, с высокими моральными и волевыми качествами. Это амбициозная комплексная задача, к решению которой мы уже приступили. Уверен, благодаря слаженной работе команды Академии мы добьемся успеха. Благодарю Президента и Председателя Правительства Российской Федерации за оказанное доверие», – прокомментировал свое новое назначение Алексей Комиссаров. Алексей Комиссаров родился в 1969 году в Москве. Окончил Московский автомобильно-дорожный институт по специальности «Инженер по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей». Позже, в 2003 году, получил степень МВА в РАНХиГС. Был предпринимателем, создал успешную производственную компанию. В 2011 году по приглашению Сергея Собянина перешел на работу в Правительство Москвы, где до 2015 года работал руководителем департамента, Министром Правительства Москвы. В 2015 году возглавил создаваемый Фонд развития промышленности, который стал одним из самых успешных институтов развития. В РАНХиГС Алексей Комиссаров пришел в 2017 году. Занимал пост проректора – директора Высшей школы государственного управления Академии, создавал и до настоящего времени руководил программой подготовки высшего управленческого резерва (так называемой «Школой губернаторов»). В январе 2023 года был назначен исполняющим обязанности ректора Академии. С 2018 года Алексей Комиссаров также возглавляет президентскую платформу «Россия – страна возможностей», реализующую такие проекты, как «Лидеры России», «Мастера гостеприимства», «Я - профессионал», «Флагманы образования» и другие.
Рязань стала третьим городом проведения Межрегиональной встречи участников Всероссийской экспедиции «От Учителя к Ученому»
С 12 по 14 июля 2023 года на площадке Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина проходит третья Межрегиональная встреча авторов лучших педагогических практик и участников научно-исследовательской группы молодых ученых Всероссийской просветительской экспедиции «От Учителя к Ученому. Дорогами гражданственности». Экспедиция приурочена к 20-летию Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» президентской платформы «Россия – страна возможностей» и Году педагога и наставника. В рамках Всероссийской просветительской экспедиции «От Учителя к Ученому. Дорогами гражданственности» в 2022 году на конкурсной основе были отобраны молодые ученые, специалисты в сфере гуманитарных и социальных наук, которые вошли в состав межрегиональной научно-исследовательской проектной группы, а также были выделены авторы лучших педагогических практик из всей страны. Экспедиция «От Учителя к Ученому. Дорогами гражданственности» проходит при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Заместитель главы Минобрнауки России Константин Могилевский отметил: «Проект «От Учителя к ученому. Дорогами гражданственности» — это большое всероссийское путешествие за новыми знаниями, попытка по-новому взглянуть на профессию педагога-наставника, прекрасный способ обменяться полезным опытом, сформировать сообщество неравнодушных молодых людей. Уверен, что знание истории своего Отечества, знакомство с многообразием культур и традиций народов нашей страны являются основой формирования подлинного патриотизма, поэтому Минобрнауки России уже не первый год поддерживает конкурс «Моя страна – моя Россия». Межрегиональная встреча в Рязани стала третьей из шести в рамках экспедиции «От Учителя к Ученому. Дорогами гражданственности». Участие в ней приняли победители из Центрального федерального округа. «Хочу отметить, что «Моя страна - моя Россия» в части выстраивания отношений между участниками и их наставниками является примером для других проектов президентской платформы «Россия – страна возможностей». За двадцать лет существования проекта в рамках него появилось много интересных и полезных практик, которые с успехом тиражируются в разных регионах Российской Федерации», - прокомментировал заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля. В рамках Межрегиональной встречи для участников были организованы образовательная и культурная программы. Авторы лучших педагогических практик из ЦФО впервые представили свои работы молодым ученым. 12 июля в рамках пленарного заседания состоялось подписание соглашения между Всероссийским конкурсом «Моя страна – моя Россия» и Рязанским государственным университетом им. С.А. Есенина. «Рязанская область – родина Всероссийского проекта «Моя страна – моя Россия». Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина высоко ценит возможность быть причастным к организации конкурса с момента его создания. Студенты, преподаватели, сотрудники вуза – выпускники конкурса поддерживают традицию его проведения в университете и в регионе, для многих из них участие в проекте стало настоящим стартом в профессии!», – рассказал исполняющий обязанности ректора Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина Игорь Мурог. Заведующий лабораторией истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО, член-корреспондент РАО, профессор, доктор педагогических наук Михаил Богуславский считает: «Учителя и Ученые – это те, благодаря кому российская цивилизация такая, какая она есть. Знаменитыми становятся те педагоги, чьи идеи и методы воспринимают другие учителя и педагогическая общественность». После завершения Межрегиональных встреч молодые ученые посетят регионы России с целью «полевого» сбора лучших педагогических практик и подготовки статей о педагогах-новаторах. Одним из партнеров Всероссийской экспедиции является программа «Больше, чем путешествие». «В этом году в просветительские экспедиции «От Учителя к Ученому» по сертификатам «Больше, чем путешествие» отправятся не менее 300 человек. Мне очень приятно, что наша программа вносит такой существенный вклад в развитие российской гуманитарной науки и российского общества в целом. Ведь наука – это не только сокровищница знаний, но и фундаментальный столп общественного прогресса. Она обеспечивает нашу страну уникальными интеллектуальными ресурсами, способными двигать ее вперед», – отметил руководитель программы «Больше, чем путешествие» Иван Шулюпин. Свои работы авторы практик презентовали в особенном, знаковом для Рязанской области месте - Музее К.Э. Циолковского. «Мы рады, что имя Циолковского в очередной раз собрало в одном месте столько разных людей. Сегодня оно объединило тех, кто хочет поделиться с коллегами своими педагогическими практиками. И музей, как никакое другое место, идеально подходит для этой цели. В основе музейной деятельности и любых форм работы с посетителями лежат, в первую очередь, принципы, заложенные педагогикой. Сам К.Э. Циолковский более 40 лет своей жизни работал учителем. Его называли «одним из способнейших и усердных преподавателей». Ученый вспоминал, что «к делу преподавания был также неравнодушен, как и к своим опытам». Уверен, что встреча запомнится всем ее участникам надолго, а работа пройдет успешно и плодотворно», – сказал директор Музея К.Э. Циолковского (Рязанская область, с. Ижевское) Николай Медведков. Экспедиция «От Учителя к Ученому» будет полезна не только педагогам и исследователям, которые принимают непосредственное участие в экспедиции, но и для всего образовательного сообщества. По итогам сбора лучших практик будет издана «Живая педагогическая энциклопедия», в которой будут собраны методики победителей конкурса со всей России. Книги будут направлены в учебные учреждения, а для всех желающий будет доступна электронная версия. Руководитель исполнительной дирекции Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» Дмитрий Турлаков поделился: «История конкурса «Моя страна – моя Россия» неразрывно связана с Рязанской землей. В рамках Межрегиональной встречи мы зафиксировали наше многолетнее сотрудничество с РГУ им. С.А. Есенина. Для нас данное партнерство имеет особое значение, и мы надеемся, что наша общая работа будет эффективной и предоставит новые возможности для развития и реализации совместных проектов и программ». Следующая Межрегиональная встреча участников экспедиции «От Учителя к Ученому» пройдет в городе Самаре. Участие в четвертой встрече примут победители из Приволжского федерального округа. Все лекции и презентации педагогических практик в рамках Межрегиональных встреч доступны к просмотру в прямом эфире. Трансляции можно посмотреть в официальном сообществе Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» в ВКонтакте: https://vk.com/m_s_m_r Конкурс «Моя страна – моя Россия» президентской платформы «Россия – страна возможностей» реализуется в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование».
#экспедиция
#ученые
#педагоги
Еще новости