Новости

7915
Новостей
Победитель конкурса «Лидеры России» назначен советником губернатора Ленинградской области
Самый молодой победитель первого сезона конкурса «Лидеры России» – флагманского проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей»  – член клуба Лидеров России «Эльбрус» Рагим Ахадов назначен советником губернатора Ленинградской области. Соответствующее распоряжение подписал Первый вице-губернатор Ленинградской области — руководитель Администрации Губернатора и Правительства Ленинградской области Игорь Петров. «В новой должности я буду заниматься несколькими приоритетными отраслями: цифровизация, транспорт, социальные направления, дороги, стройка и цифровизация муниципалитетов. В мои задачи входит взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, изучение практических кейсов по другим регионам, анализ ИТ- ландшафта и нормативных документов Ленинградской области. Главной целью моей работы является поиск зоны роста и внедрение лучших отечественных практик, для увеличения показателей цифровизации региона, совместно с профильными комитетами», — поделился Рагим Ахадов. Рагим с 2012 года работает в сфере ИТ, вырос с должности младшего менеджера до генерального директора за 7 лет работы в одной компании. В 2018 году ушел в направление создания информационно-аналитических систем и управления большими данными. Это позволило реализовать множество проектов, которые функционируют в различных регионах нашей страны. Рагим был причастен к созданию инновационных проектов, таких как «Ситуационный центр Губернатора» — система поддержки принятия решений на основе данных, «Региональный кадастр отходов» — система мониторинга несанкционированных свалок и «Система мониторинга дорожного покрытия». Он признается, что ему нравится придумывать новые системы, которые помогают собирать данные, приводить их к единому формату, который можно проанализировать и принять верное управленческое решение. В 2018 году Рагим попробовал свои силы в конкурсе «Лидеры России» и одержал победу. Он отмечает, что конкурс сильно повлиял на его жизнь: «Я сменил направление деятельности, а бизнес, в котором я трудился семь лет, углубился в государственные информационные системы. Благодаря конкурсу у меня появилось множество товарищей в разных регионах нашей страны и возможность быть частью клуба Лидеров России «Эльбрус» — сообщества замотивированных людей, с которыми всегда приятно встретиться, обсудить текущие вопросы, наметить планы. «Лидеры России» — это в том числе про отличный нетворкинг людей с одинаковым виденьем, целями и задачами, которых с каждым годом становится все больше и больше».
#управленцы
#карьера
#назначение
Руководители Центров компетенций медицинских и фармацевтических вузов провели рабочую встречу в Уральском государственном медицинском университете
В Уральском государственном медицинском университете состоялась рабочая встреча руководителей и представителей Центров компетенций семи медицинских и фармацевтических вузов страны (УГМУ, СибГМУ, ТюмГМУ, РНИМУ им. Н.И. Пирогова, ПИМУ, СамГМУ, СарГМУ). Модератором выступила руководитель отдела аналитики и разработки диагностических инструментов Департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Екатерина Степашкина. Она подчеркнула, что медицинские вузы имеют существенные отличия в подготовке специалистов для отрасли здравоохранения в сравнении с вузами технического, гуманитарного или иного профиля. «Во время встречи с представителями Центров компетенций медицинских университетов мы пришли к тому, что подготовка будущих врачей имеет свою, особенную специфику: те деловые качества, которые для многих профессий являются лишь приятным дополнительным бонусом, в случае с выпускниками медицинского образовательного учреждения становится необходимым условием успешности в профессиональной деятельности», – отметила руководитель отдела аналитики и разработки диагностических инструментов Департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Екатерина Степашкина. «В частности, мы говорили о высокой стрессоустойчивости и о таком многогранном, но узкоспециализированном качестве, как пациентоориентированность. С коллегами из Центров компетенций мы пришли к выводу, что имеет смысл обсуждать возможность создания медицинского консорциума для совместной проработки сетевых образовательных программ, направленных на развитие гибких навыков обучающихся по медицинским специальностям, развивать академическую мобильность, тем самым расширяя возможности ребят в области профориентации и выбора конкретной специализации. Все это может не только усилить подготовку молодых специалистов, но также усилить позиции университетов в федеральном проекте академического лидерства "Приоритет 2030"», – добавила она. Каждый из участников встречи представил свой университет и поделился опытом того, как проект «Центры компетенций» реализован на базе вуза, рассказал об успешных практиках вовлечения обучающихся в оценку компетенций и их развитие через обучение. «Состоявшаяся в Екатеринбурге встреча руководителей Центров компетенций была важна. Это как сверка компасов для видения в едином направлении тех задач, которые стоят перед университетскими командами вузов – участников федеральной программы академического лидерства "Приоритет-2030" и консолидированного вклада Центров компетенций АНО «Россия – страна возможностей» в дорожные карты развития университетов. Вклада в формате сетевых межвузовских образовательных программ для получения выпускниками дополнительной квалификации по окончании вуза, в области стажировок и академической мобильности, в плане аналитики компетентностных профилей будущих специалистов здравоохранения», – рассказала руководитель Центра компетенций УГМУ Елена Дьяченко В свою очередь, руководитель Центра компетенций СибГМУ Елена Чибир отметила: «Встреча руководителей Центров компетенций медицинских вузов стала отправной точкой в развитии комплексного взаимодействия в области развития гибких навыков обучающихся по медицинским специальностям. На встрече мы поняли, что несмотря на малое количество вузов, пока вошедших в проект "Центры компетенций", его по истине представляют самые передовые вузы, устремлённые в будущее. Встреча позволила наметить направления взаимодействия и понять, что наша сила в единстве». В рамках встречи обсуждались следующие темы: формат взаимодействия Центров компетенций медицинских и фармацевтических вузов на постоянной основе; создание сетевых образовательных программ в рамках участия вузов в федеральной программе академического лидерства «Приоритет 2030»; конкретизация компетентностного профиля специалиста здравоохранения с учетом мнения работодателей и региональных МЗ РФ. Отдельное внимание было уделено вопросу важности продолжения исследований востребованных компетенций специалистов отрасли практического здравоохранения. УГМУ один из первых 25 вузов России, на базе которого был открыт Центр компетенций АНО «Россия – страна возможностей». Уже более 2500 студентов университета зарегистрированы на образовательной платформе, а 2016 из них прошли полную оценку своего компетентностного профиля.
#вузы
#компетенции
#здравоохранение
#фармацевтика
Стартовал первый очный модуль образовательной программы проекта «Профессионалитет»
17 апреля в городе Пересвет Московской области стартовал первый очный модуль программы повышения квалификации региональных управленческих команд проекта «Профессионалитет». Модуль продлится 3 дня. Программу реализует Мастерская управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей» в рамках одноименного федерального проекта, который начал работу в январе 2022 года. Проект «Профессионалитет» направлен на создание в системе среднего профессионального образования новой гибкой модели подготовки квалифицированных кадров в соответствии с актуальными запросами реального сектора экономики. «Создание новой системы требует новых специалистов или, точнее сказать, новых подходов к формированию образовательной среды, где обучаются и воспитываются студенты, подходов к образовательным программам. Изменения, которые необходимы, невозможны без построения сообщества, которое и будет их продвигать. Меняться – сложно, но вы, участники программы «Профессионалитет», готовы к этим изменениям, и именно с вас начинает трансформироваться вся система СПО», – приветствовала участников на торжественном открытии Юлия Гребеникова, руководитель программы подготовки управленческих команд проекта «Профессионалитет» Мастерской управления «Сенеж» платформы «Россия – страна возможностей». В 2022 году в рамках проекта было создано 70 кластеров путем объединения колледжей и предприятий реального сектора экономики, в 2023 – откроется еще 70 кластеров. К 2024 году их количество достигнет 210. В этом году образовательные программы реализуются в рамках 16 ключевых отраслей: металлургия, машиностроение, атомная промышленность, легкая промышленность, транспортная отрасль, химическая отрасль, сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность, строительная отрасль, железнодорожный транспорт, фармацевтическая отрасль, лесная промышленность, топливно-энергетический комплекс, электротехническая промышленность, информационные технологии, радиоэлектроника. В результате ежегодного конкурсного отбора исходный перечень будет расширяться. «В отличие от предыдущих проектов развития СПО «Профессионалитет» предполагает комплексную модернизацию образовательного процесса, которая включает не только закупку оборудования, не только повышение квалификации, не только обновление учебных планов. «Профессионалитет» – это создание экосистемы, взаимосвязь всех процессов. И это – сложнейшая управленческая задача. Те кластеры, которые вошли в «Профессионалитет» в прошлом году, доказали эффективность выбранной модели. Управлять изменениями всегда сложно. И одна из ключевых сложностей – это работа по вовлечению и мотивации педагогов, которым придётся оптимизировать свои образовательные программы, выстраивать новые организационные и педагогические модели. И успешное выполнение этой важнейшей задачи несомненно зависит от вашей готовности к ее решению, ведь именно управленческие команды стоят во главе всех изменений», – прокомментировала Наталия Золотарева, и.о. ректора ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования». Содержательную часть программы открыла экспертная дискуссия: «Профессионалитет»: путь кластера, первые результаты и практики для успешного масштабирования проекта», в которой приняли участие Дмитрий Ковалёв, проректор ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования», Нерсес Нерсесян, директор ГБОУ СПО МО «Подмосковный колледж «Энергия», кандидат экономических наук и Виталий Гражданкин, заместитель начальника Центра сопровождения проектов и программ развития системы среднего профессионального образования ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования». На ней обсудили не только кардинальные системные изменения для участников второй волны проекта, трансформацию регламентов со стороны контролирующих органов и поддержку ускорения трансформации СПО, но и главные векторы профессионального воспитания, возможности эффективного вовлечения каждого участника образовательно-производственного кластера, планы по трансформации прав и обязанностей предприятий, колледжей, студентов в действующем законодательстве. «Профессионалитет» существует второй год. В 2022 году прошел глобальный эксперимент по запуску «Профессионалитета», и первый год мы прошли достаточно плотно. 347 программ запустились в том году, и мы постепенно расширяемся. К 71 кластеру 2022 года добавили 70 кластеров 2023 года, и в ближайшее время, прямо в конце месяца, будет подведённый итог, конкурсного отбора шестидесяти малых кластеров, которые тоже войдут в «Профессионалитет». Для нас очень важно выйти на следующий этап. Мы отрабатываем основные механизмы, расширяем, углубляем и потенциально вводим новую образовательную технологию «Профессионалитета», которая должна развернуть систему подготовки кадров от нашего работодателя. Практически работодатель является соучастником процесса, он встраивается в процесс подготовки кадров от самого начала, от запроса, и до демонстрационного экзамена, как итога подготовки по «Профессионалитету», – подчеркнул Дмитрий Ковалёв, проректор ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования» Первый очный модуль посвящен темам, касающимся внутренних политик кластера как залога реализации целей, а также принципам построения команд для успешной реализации проектов. Программа предполагает различные форматы взаимодействия участников – как по функциональным ролям, так и в рамках отраслевой специфики. «Мы начали в сложное время, когда все менялось, но сильную команду сложности делают только ещё сильнее. Федеральный проект «Профессионалитет» – самый интересный проект, который мне за 10 лет в статусе директора колледжа удавалось реализовать. Это проект не про материально-техническую базу, не про деньги. Этот проект про то, как научиться плотно взаимодействовать с предприятиями, помогать им решать самые сложные производственные проблемы. Потому что только так получается выстроить очень честное взаимодействие и быть полезными. Второй год реализации проекта для нас ещё более ответственный, потому что сократились сроки подготовки, и в этом году наши студенты уже пойдут на предприятия. У нас будет возможность сравнить качество подготовки ребят, обучавшихся по старым программам и тех, кто учился на «Профессионалитете». Самое главное для нас – это эффективное наполнение отрасли рабочими кадрами», – поделился своим опытом Нерсес Нерсесян, директор ГБОУ СПО МО «Подмосковный колледж «Энергия», проходивший обучение на первом потоке программы «Профессионалитет» в 2022 году и принимающий участие в новом потоке уже в качестве эксперта. Для проведения мастер-классов и тренингов для слушателей приглашены Сергей Гиль, профессор, федеральных эксперт по развитию профессионального образования, научный руководитель группы «Карьера в России» («Дорожная карта кластера: целеполагание команды в «Профессионалитете», миссия кластера»; Тахир Базаров, заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова (тренинг «Лидерство в управленческой команде в условиях высокой неопределенности»); Владимир Пирожков, российский промышленный дизайнер, футуролог («Как кластер может повлиять на будущее, и что из будущего нужно учесть кластеру?»). Также участников ждет учебная экскурсия «Обзор лучших практик. Как добиться успеха в «Профессионалитете»?». Для участия в мероприятиях программы приглашены представители Министерства просвещения РФ и Института развития профессионального образования. Олимпийский чемпион, телекомментатор, государственный деятель Александр Легков выступил с мастер-классом «Путь к победе»: «Всегда сложно сделать первый шаг. Это касается всего того, что мы делаем в жизни. Да, печально, когда ты приезжаешь на финиш и проигрываешь всего 3 секунды сопернику, занявшему первое место, а следующая олимпиада через 4 года. Но самое сложное – заставить себя думать о следующем шаге и ставить дальнейшие цели. И начинать идти к ней. Но как только ты заставляешь себя продолжать тренироваться или делать что-то, ты начинаешь забывать о неудачах и двигаешься дальше. Мои основные турниры часто начинались с поражений, но в итоге заканчивались победой. И я желаю вам только побед!» Участниками программы повышения квалификации региональных управленческих команд федерального проекта «Профессионалитет» стали представители учреждений среднего профессионального образования, органов власти и реального сектора экономики. Это инновационный подход, который впервые позволил на одной площадке собрать воспитателей кадров, работодателей и методологов образовательных процессов. Слушатели образовательной программы разделены на 70 междисциплинарных управленческих команд. Это 350 человек из 40 регионов страны. В каждой команде – 5 человек: три представителя колледжа (управленческий персонал образовательной организации (директор и его заместители); один представитель предприятия (представитель из числа административно-управленческого персонала организации-работодателя); представитель от региональных органов исполнительной власти из категории высшей группы должностей.  «В проекте «Профессионалитет» я принимаю участие второй год. В прошлом году я отвечала только за программу популяризации «Профессионалитета» в нашем регионе, а сейчас я являюсь частью управленческого команды химического кластера Республики Башкортостан. Мы с коллегами приехали сюда, в первую очередь, зарядиться энергией участников, послушать про новые интересные практики и подсмотреть хорошие идеи, уже реализованные коллегами других кластеров. И, конечно, я жду, что наш кластер станет такой точкой притяжения, которая, как вихрь, будет закручивать все остальные учебные заведения и предприятия региона, настраивать их на хорошую драйвовую работу. Потому что в нынешней экономической и политической ситуации жить по-другому просто невозможно», – поделилась Кира Галямова, директор Центра опережающей профессиональной подготовки Республики Башкортостан, участница «Профессионалитета». По окончании очного модуля участники продолжат работу над дорожной картой развития кластера под руководством модератора программы. Второй очный модуль программы состоится в июле.
#сенеж
#управленцы
#образование
В Год педагога и наставника запущен сайт будьучителем.рф – навигатор вузов с педагогическими специальностями
Чтобы хорошо учить, нужно хорошо учиться! В Год педагога и наставника 14 апреля запущен сайт БУДЬУЧИТЕЛЕМ.РФ: теперь для абитуриентов доступен навигатор вузов, в которых обучают по педагогическим специальностям, чтобы классных профессиональных учителей было больше. Для школьников, которые планируют стать педагогами и хотят выбрать вуз, а также для всех, кто хочет получить дополнительное образование, создан единый навигатор, где собрано более 140 учебных заведений. Из них 34 вуза – профильно педагогические, в остальных есть педагогические специальности в общем каталоге направлений обучения. В зависимости от критериев, которые важны для каждого конкретного пользователя, навигатор предложит подборку оптимальных вузов, сориентирует в их преимуществах и особенностях.  Выбрать учебное заведение можно по уровню образования – от среднего профессионального до докторантуры и программ дополнительного образования, региону и направлению – от школьной математики до специализированных предметов (инженерная и компьютерная графика, психология и др.). «Президентом России Владимиром Путиным 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Это несомненное признание значимости, высокого статуса и престижности профессии учителя. Среди первостепенных задач этого года – социальная и методическая поддержка учителей, новые подходы к профессиональному росту педагогов. Прежде всего, мы хотим воздать должное уважение к профессии учителя и повысить интерес молодежи к педагогике, привлечь на педагогические специальности амбициозных, талантливых ребят, которые будут работать в новых современных школах по всей стране. Учителя, педагоги и преподаватели – это те мудрые наставники, благодаря которым будущие поколения детей находят свое призвание и раскрывают таланты», – отметила Заместитель Председателя Правительства Татьяна Голикова. В 2023 году отмечается 200 лет со дня рождения основоположника научной педагогики в России Константина Дмитриевича Ушинского, который говорил: «Педагогика – первое и высшее из искусств». Примечательно, что именно юбилейный год отца русской педагогики был объявлен в России Годом педагога и наставника. «Учитель – один из самых важных людей в жизни каждого человека. Благодаря национальному проекту «Образование» мы создаем для наших учителей лучшие условия - мы открыли уже более 800 новых школ с самым современным оборудованием, запускаем центры дополнительного образования, педагогические «Кванториумы», в которых учителя изучают технологии будущего и повышают квалификацию. Именно благодаря педагогам появляются ученые, которые прославляют отечественную науку, врачи, которые ежедневно самоотверженно спасают человеческие жизни, великие преподаватели и многие другие. В нашей стране трудятся более двух миллионов учителей и наставников, и, благодаря последовательной работе и поддержке учителей, растет интерес выпускников школ к педагогическим специальностям», – подчеркнул Министр просвещения Сергей Кравцов. Благодаря национальному проекту «Образование» профессиональному развитию педагогических работников и управленческих кадров уделяется большое внимание. Во всех регионах открываются Центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Возможность профессионального роста позволяет не только повысить качество преподавания, но и дает возможность самим учителям постоянно совершенствоваться в профессиональном плане, а также получать поддержку и обмениваться опытом внутри учительского сообщества. Вопрос подготовки педагогов и мастеров среднего профессионального образования также актуален в современных реалиях, ведь более 60% выпускников 9-х классов выбирают для себя именно среднее профессиональное образование. Крайне важно и повышение педагогического мастерства педагогов федерального проекта «Профессионалитет», ведь именно с наставником студент знакомится с профессией и выбирает себе дело по душе. В 2022 году 9 тыс. педагогических работников, работников, ответственных за воспитание и кураторов (классных руководителей) прошли обучение компетенциям для реализации мероприятий «Профессионалитета», в том числе получили навыки конструирования образовательных программ под запросы работодателей и экономики, педагогических и производственных навыков.
#педагоги
#образование
Проект «Центры компетенций» презентовали на ИТ-форуме «Россия — Африка: цифровые технологии как драйвер государственного развития и международного сотрудничества»
В преддверии второго саммита и экономического форума Россия — Африка, который состоится с 26 по 29 июля в Санкт-Петербурге, в Москве 13–14 апреля проходит ИТ-форум «Россия — Африка: цифровые технологии как драйвер государственного развития и международного сотрудничества». Эксперты обсуждают актуальные проекты и ключевые тенденции цифровой трансформации, а также перспективы российско-африканского сотрудничества в сфере информационно-коммуникационных технологий. Руководитель проекта «Центры компетенций» АНО «Россия - страна возможностей» Игорь Жуковский принял участие в дискуссии «Развитие образования и подготовка кадров в условиях цифровой экономики». Участники встречи обсудили возможности сотрудничества образовательных организаций и институтов развития России и стран африканского континента.  Директор центра индустрии образования Сбербанка Наталья Журавлева поставила перед участниками вопросы подготовки кадров в условиях цифровизации и предложила обсудить направления развития цифровизации образования, цифровые образовательные продукты. Деннис Мукерачиро, директор программ высшего образования Министерства высшего образования, инноваций, науки и развития технологий Республики Зимбабве, в своем выступлении подчеркнул роль институтов развития образования в ускоренной трансформации образовательных систем разных стран, подчеркнул готовность Республики Зимбабве к использованию передового опыта для повышения качества образования как инструмента социального и экономического развития государства. Игорь Жуковский представил проект «Центры компетенций» как инструмент развития образовательной среды и экосистему взаимодействия органов государственной власти, работодателей и академического сообщества. «Опыт реализации нашего проекта может быть востребован на международном уровне: понимание ценности развития универсальных компетенций в образовательной системе становится все более и более широким. Работодатели формулируют к системе образования страны все более четкие требования не только с точки зрения профессиональной подготовки выпускников, но и с точки зрения универсальных компетенций, в том числе и в ИТ-отрасли, развитие которой мы сейчас обсуждаем. Ключевым вопросом в этой связи становится вопрос качественной диагностики универсальных компетенций, и именно в этой части президентская платформа имеет в России уникальный опыт. Уверен, что наши решения станут для присутствующих партнеров интересным и востребованным опытом», - отметил руководитель проекта «Центры компетенций» АНО «Россия – страна возможностей» Игорь Жуковский.
#Россия-Африка
#саммит
#форум
НИУ ВШЭ и Русское географическое общество договорились о сотрудничестве и обсудили перспективы реализации проекта «Открываем Россию заново»
Ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов и первый вице-президент Российского географического общества (РГО) Николай Касимов подписали соглашение о сотрудничестве. В ходе состоявшейся встречи стороны обсудили перспективные направления партнерства, вопросы популяризации географического образования и науки в стране, а также реализацию совместного проекта НИУ ВШЭ и президентской платформы «Россия – страна возможностей» «Открываем Россию заново». Стороны рассказали о совместных планах по разработке и экспертизе международных, федеральных и региональных исследований природных экосистем, проектов по сохранению биоразнообразия и историко-культурного наследия, развитию туристско-рекреационного потенциала регионов с вовлечением молодых ученых и студентов профильных специальностей. Отдельно участники встречи обсудили системное участие Русского географического общества в проекте студенческих экспедиций «Открываем Россию заново», реализуемого НИУ ВШЭ совместно с президентской платформой «Россия – страна возможностей». «Географическое образование методично объединяет и развивает все направления науки. Одна из задач нашего университета — популяризация географического образования и науки. У нас уже есть совместные с РГО проекты — географический диктант, вышкинская программа студенческих экспедиций «Открываем Россию заново», которая в прошлом году вышла на всероссийский уровень. Надеемся, что сфера нашего сотрудничества будет только расширяться», — отметил ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов. «Наше сотрудничество с Высшей школой экономики я оцениваю как весьма перспективное, - отметил первый вице-президент, председатель Ученого совета, председатель Московского городского отделения Русского географического общества Николай Касимов. - Объединив усилия, мы сможем повысить эффективность существующих проектов, а также найти новые решения по популяризации среди молодежи географии и смежных наук. Важно максимально использовать весь тот багаж знаний, который имеется у Русского географического общества. Работа с молодежью — это всегда инвестиции в будущее страны, но делать их нужно уже сегодня». «У нас есть замысел сделать так, чтобы студенческие экспедиции стали нормой жизни для российского студента. Сейчас это редкая возможность. Мы хотим постепенно превратить проект экспедиций в обменные программы по России и в другие страны, где наших студентов рады видеть. И тогда срок экспедиции может увеличиться от 2 недель до семестра или года», — рассказал проректор НИУ ВШЭ, председатель Совета межуниверситетской платформы «Открываем Россию заново» Дмитрий Земцов. Представители Высшей школы экономики и РГО также обсудили вопрос географического образования и разработки механизмов его популяризации. Стороны сошлись на том, что необходимо начинать эту работу ещё на этапе средней школы, а в вопросах высшего образования фокусироваться не на количестве лет обучения, а на его качестве. «Русское географическое общество — старейшая географическая организация, а мы — самый молодой географический факультет. Наше партнерство может быть успешной синергией юности и опыта. У нас совершенно открытый факультет, мы готовы поддерживать все инициативы — и экспедиции, и молодежный клуб. Нужно поддерживать географическое образование в целом, важно, чтобы у всех школьников были представления о современной географии, они не должны быть архаичными», — подчеркнул декан факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ Николай Куричев.
#РГО
#экспедиции
#студенты
Еще новости