22 февраля 2025
«Флагманы образования»: как педагоги и их ученики становятся опорой для защитников Отечества
Победители и финалисты проекта «Флагманы образования» президентской платформы «Россия – страна возможностей» поддерживают бойцов, развивая гуманитарные и патриотические инициативы. Учителя совместно со школьниками, студентами и их семьями реализуют десятки «добрых дел» – от сбора писем и посылок до помощи семьям военнослужащих. Образовательное сообщество по всей стране вносит вклад в сохранение памяти, поддержку боевого духа и воспитание подрастающего поколения.
Одним из ярких примеров такой работы является деятельность Анастасии Поповой, победителя конкурса «Флагманы образования» в 2024 году. Она возглавляет региональный центр допризывной подготовки и патриотического воспитания «Аванпост» в Тюменской области, а также является руководителем регионального отделения движения «Юнармия». Под ее руководством реализуются поисковые проекты, помогающие семьям найти без вести пропавших участников СВО, гуманитарные инициативы, направленные на сбор и доставку помощи бойцам, а также проект «Женщины Победы», оказывающий поддержку женщинам – участницам спецоперации. Анастасия дважды лично отправлялась в зону СВО для доставки гуманитарных грузов. Она и ее воспитанники ведут постоянную работу по сбору писем, открыток и посылок, организуемых образовательными учреждениями региона. Один из бойцов – доброволец с позывным «Леший» – сохранил письмо, переданное им школьниками, и после возвращения зачитал его на торжественном мероприятии. Автор письма, мальчик из Тюменской области, встретился с бойцом – этот момент стал важной и трогательной встречей для всей команды проекта. Еще одно значимое направление работы Анастасии Поповой – восстановление кителей погибших военнослужащих и передача их семьям. Это помогает родным сохранить память о защитниках Отечества и их подвигах. Особенно важно это для детей военнослужащих, которые теперь могут с гордостью носить память о своих отцах. На сегодняшний день уже восстановлено 10 кителей, и эта работа продолжается.
«Каждый участник СВО – это герой. Их мужество и преданность Родине должны стать основой для воспитания будущих поколений. Очень важно, чтобы они чувствовали не только материальную поддержку, но и моральное единение с теми, кого они защищают», – отмечает Анастасия Попова.
«СВОя школа» в Липецке: семейное волонтерство в поддержку бойцов
Еще один пример активного участия образовательного сообщества в поддержке бойцов – средняя школа №60 города Липецка, где реализуется проект «СВОя школа». Он объединяет более 300 человек – школьников, родителей, педагогов и неравнодушных жителей микрорайона «Елецкий», где расположена школа. Активную роль в развитии инициативы играет команда экспертов сообщества «Созвездие Флагманов образования», среди которых директор школы Светлана Борискина и заместители директора Ирина Беседина, Светлана Токарева, Владимир Зацепин. Одним из ключевых направлений стал проект по производству сухих порционных супов, поскольку на фронте особенно востребованы продукты, которые легко и быстро приготовить в полевых условиях. Для этого школьники и родители организовали благотворительную ярмарку, на средства от которой закупили электрические сушилки для овощей. Теперь сушилки работают в кабинете технологии, а сам процесс подготовки ингредиентов превратился в настоящее семейное и школьное волонтерское движение. Ученики сушат овощи в течение учебной недели, на уроках технологии и после занятий. По субботам родители организуют «Родительские десанты», помогая в заготовке и упаковке продуктов. Готовые сухие овощи передаются волонтерской организации «Победная еда», где мастерицы формируют порционные супы и каши.
«Этот проект дал нам возможность не просто говорить о поддержке, а реально помогать. Теперь мы видим, как наши усилия превращаются в реальную помощь бойцам, как они получают посылки, как благодарят нас. Это огромная мотивация для детей и родителей, и число участников проекта продолжает расти», – отмечает директор школы и эксперт сообщества «Флагманы образования» Светлана Токарева.
Театр «Вне формата»: инклюзивное творчество во имя патриотизма
В другой школе региона, где работает финалист конкурса «Флагманы образования» учитель русского языка и литературы, заместитель директора средней общеобразовательной школы №72 имени Героя Российской Федерации Гануса Феодосия Григорьевича г. Липецка Юлия Ирзаева, также действуют проекты по поддержке военнослужащих и воспитанию патриотизма у детей. Одной из ключевых особенностей стало участие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в проекте школьного театра «Вне формата», где вместе со сверстниками они осваивают искусство сцены. Спектакли театра посвящены важным историческим событиям, включая подвиги участников СВО. Для многих детей с ОВЗ этот проект стал не только способом творческого самовыражения, но и возможностью развить уверенность в себе, улучшить коммуникативные навыки и найти поддержку в коллективе. Также в школе проходят благотворительные мероприятия, такие как акция «Письмо солдату» и ежегодная «Благотворительная Масленица», во время которой дети и их семьи собирают средства на закупку необходимых вещей для бойцов. Важно отметить, что здесь не просто передают гуманитарную помощь, но и создают особую атмосферу единства, напоминая, что каждый вклад, даже самый небольшой, играет важную роль.
«Эти истории формируют нашу идентичность и напоминают о значимости событий, которые происходят в нашей жизни. Они служат примером мужества и преданности, вдохновляя других на добрые поступки. В конечном счете, поддерживая бойцов и рассказывая об их подвигах, мы не только чтим их память, но и формируем более сильное и сплоченное общество, готовое поддерживать друг друга в любых испытаниях», – отмечает финалист конкурса «Флагманы образования» президентской платформы «Россия – страна возможностей» Юлия Ирзаева.
Крымская инициатива: социальные практики и поддержка защитников Отечетсва
В Крыму активную работу по поддержке бойцов СВО ведет педагог-методист, участница «Флагманов образования», учитель английского языка Родниковской школы-гимназии Симферопольского района Ольга Тропина. Под ее руководством в школе действует проект «Реализация социальных практик на основе киноуроков», который с 2022 года сфокусирован на патриотическом воспитании и помощи защитникам Отечества. Ученики и педагоги регулярно организуют сбор гуманитарной помощи, плетут маскировочные сети, пишут письма бойцам и записывают видеопослания с теплыми словами поддержки. В мае 2024 года учащиеся школы присоединились к всероссийской акции «Лошадка для героя», создав талисманы с QR-кодами, ведущими на мотивирующие видеоролики. Кроме того, только за последние 2,5 года в школе проведено 258 социальных практик, направленных на поддержку участников СВО. Работа Ольги Тропиной и ее коллег демонстрирует, как образовательное сообщество Крыма объединяется вокруг важной миссии – воспитания у подрастающего поколения уважения к героям и осознания ценности их подвига.
«Все учащиеся школы (820 человек), их родители, педагогический коллектив школы (52 человека) активно участвуют в поддержке участников СВО. За 2,5 года 258 социальных практик были связаны с данным направлением. Это и посылки, и рации, и трогательные письма, и плетение маскировочных сетей, и изготовление талисманов, и открытие памятной доски, и наставничество со стороны старшеклассников. Каждый раз мы получаем слова благодарности из-за «ленточки» в устном и видео форматах, благодарственные письма со стороны волонтерских организаций», – делится Ольга Тропина.
Николаевская школа на Камчатке: единство во имя помощи на передовой
В Николаевской школе Камчатского края ученики, родители и учителя объединились для поддержки бойцов СВО и реализовали целый ряд инициатив. «С заботой о наших героях», «Плетем сети», «Изготовление окопных свечей», «Посылка солдату», «Открытка солдату», реализуется акция «Герои нашего времени». В школьные инициативы привлечено 100% школьников и весь школьный коллектив. Отправлено более 70 посылок с предметами личной гигиены, медикаментами, печеньем и письмами. Изготовлено более 100 свечей силами старшеклассников. Родителями были организованы мастер-классы по плетению свечей. Школьный Парламент активно принял участие в плетении сетей, которые доставили для наших бойцов. Младшие школьники шили Чебурашек, вязали носки и рисовали открытки вместе со своими классными наставниками.
«В конце января к нам на линейку и на «Разговоры о важном» были приглашены гости - участники Специальной Военной Операции, члены Камчатского отделения Всероссийской общественной организации «Боевое братство» – Владимир Николаевич Берестенников и Анатолий Александрович Вакуленко. Мероприятие прошло в формате живой беседы, где ребята смогли убедиться, что настоящие герои живут рядом с ними», – рассказала эксперт «Созвездия Флагманов образования» Инна Соколова.
Победитель проекта «Флагманы образования», учитель истории и обществознания Николаевской школы Максим Ряписов с февраля 2023 года по сегодняшний день является организатором акции «Помощь. Камчатка. СВОим». К данной акции присоединилась вся Камчатка и другие регионы страны. Проходят благотворительные ярмарки, ведется сбор средств, которые идут на приобретение дорогого оборудования и тех нужд, которые необходимы здесь и сейчас по запросу бойцов. Среди участников проектов полуфиналисты «Флагманов образования» 2022 и 2024 годов, Ольга Муравьева, Светлана Локтева, Анна Саватеева, Яна Василевская.
Калужские школьные театры: документальные постановки о героях
Школьные театры Калужской области готовят совместные спектакль «Наши Герои» – уникальную документальную постановку, посвященную защитникам Отечества разных эпох. Проект объединил 21 школьный театр из 11 муниципалитетов, а его инициатором стала финалист конкурса «Флагманы образования» 2024 года Ульяна Коврежникова, методист Калужского областного центра дополнительного образования детей им. Ю.А. Гагарина. В основу сценария легли реальные истории калужан – участников Великой Отечественной войны и бойцов СВО, которые были собраны педагогами и самими участниками спецоперации. Спектакль поставлен в двух частях: «Наши Герои – современный период» рассказывает о бойцах СВО, связанных со школьной жизнью, а «Наши Герои – период ВОВ» открывает школьникам подвиги их земляков в 1940-е годы. Постановки транслируют важность мира, любви и взаимопонимания, ценности семьи, Родины, Отечества, силу духа и преодоление трудностей, объединение общества, ценность памяти. Премьера первой постановки состоится 27 февраля. В рамках проекта не только проходят репетиции, но и создается методическое пособие для руководителей школьных театров. Работу над спектаклями курирует экспертная группа педагогов, а сами постановки помогают учащимся переосмыслить историю и сохранить память о героях.
«В работе над проектом мне очень помогают знания и опыт, полученные на «Флагманах образования». Как методист, я считаю, что один из ключевых навыков современного педагога – это умение работать в команде и идти в ногу со временем. Этот проект – не просто театральная постановка, а живой диалог поколений, передача ценностей и исторической памяти. Вовлекая детей в процесс, мы даём им возможность почувствовать сопричастность и осознать силу духа своих земляков», – считает финалист проекта «Флагманы образования» Ульяна Коврежникова.
Проект «Флагманы образования» объединяет активных педагогов, которые не только воспитывают молодежь, но и участвуют в социальных инициативах, оказывающих помощь тем, кто защищает Отечество.