Новости

7917
Новостей
Стартовал отборочный онлайн-этап олимпиады «Я – профессионал»
В пятницу, 10 декабря, стартовал отборочный онлайн-этап Всероссийской олимпиады студентов «Я – профессионал». Он пройдет по 72 различным направлениям – от лингвистики до технологий медицины будущего. «Я – профессионал» – один из флагманских проектов президентской платформы «Россия – страна возможностей». Олимпиада реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.7 декабря завершилась регистрация на студенческую олимпиаду «Я – профессионал», а уже 10 декабря начался отборочный этап состязаний. Для удобства участников он проводится в онлайн-формате.«Пятый сезон олимпиады – юбилейный, в каком-то смысле праздничный. В этот раз организаторам особенно хочется подчеркнуть, что олимпиада приобретает серьезный размах, что всё больше студентов присоединяются к нам и круто меняют свою профессиональную траекторию, разворачивая ее в сторону успеха. Наша регистрационная кампания прошла на высоком уровне и привлекла много активных молодых людей из всех 85 регионов страны. Но регистрация – это только первый шаг, и теперь мы ждем всех этих ребят на состязаниях. Отборочный онлайн-этап продлится 17 дней – до 26 декабря. Участникам я хочу пожелать продуктивной подготовки и, конечно, удачи», – сказал директор по развитию олимпиады «Я – профессионал» Матвей Навдаев.Подготовиться к отборочному этапу участники могли с помощью демоверсий заданий, а также подготовительных вебинаров. Расписание онлайн-этапа уже опубликовано на официальном сайте проекта, а также в личных кабинетах участников.«Не первый год мы видим стабильный рост вовлеченности студентов в олимпиаду «Я – профессионал». Действительно, за минувшие четыре сезона проект неоднократно подтверждал, что открывает молодежи дверь в успешное будущее. Впереди у участников «Я – профи» отборочный этап, при этом в среднем студенты выбирали по 3 направления для участия. Это говорит об их разносторонних интересах и талантах, о желании попробовать свои силы в разных специальностях. Уверен, олимпиада станет для них не просто состязаниям, а площадкой для самореализации, знакомств с единомышленниками и профессионального роста», – отметил заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Агафонов.В пятом сезоне олимпиада проводится по 72 различным направлениям: инженерным, компьютерным, гуманитарным, естественно-научным, медицинским, аграрным и многим другим. Состязания традиционно включают в себя два этапа: отборочный и заключительный. Отборочный онлайн-этап сосредоточен главным образом на проверке теоретических знаний участников. На заключительном этапе проверяются и прикладные компетенции конкурсантов, их умение решать реальные задачи в своей профессиональной отрасли. Задания для участников составляют представители вузов-организаторов и компаний-партнеров олимпиады. Практико-ориентированные задания от компаний составляют не менее 30% на заключительном этапе.Всего в организации олимпиады в этом сезоне участвуют 30 ведущих российских вузов из 12 регионов страны. Их перечень стал известен 9 ноября, после подведения итогов конкурсного отбора вузов на проведение олимпиады «Я – профессионал» в 2021/2022 учебном году. Партнерами олимпиады выступают более 400 лидирующих российских компаний.Отборочный этап проходит дистанционно, при этом значительная часть состязаний проводится в тестирующей системе «Яндекс.Контест». Компания «Яндекс» уже пятый год является техническим партнером олимпиады «Я – профессионал» и активно способствует проведению состязаний на высоком уровне.Итоги отборочного онлайн-этапа станут известны в начале февраля 2022 года. Также в феврале стартует заключительный этап олимпиады. Приглашения на него получат участники, успешно справившиеся с онлайн-отбором. Заключительный этап завершится в конце апреля, по его результатам в мае будут определены дипломанты олимпиады.Дипломанты «Я – профи» получат призы: льготы при поступлении в магистратуры, аспирантуры и ординатуры ведущих российских вузов и возможность пройти стажировку в крупной профильной компании. Золотые, серебряные и бронзовые медалисты олимпиады также получат денежные премии до 300 тысяч рублей.Олимпиада «Я – профессионал» входит в план основных мероприятий Года науки и технологий.
На Неделе российского Интернета начался День искусственного интеллекта
9 декабря в рамках 13-ой Недели Российского Интернета прошла секция «AI-Day: Цифры, тренды 2021–2022, взгляд в будущее технологий», где ведущие эксперты по искусственному интеллекту поделились результатами свежих кейсов, а также дали прогнозы развития ИИ-технологий на ближайшие годы.Открыл мероприятие Алексей Агафонов, заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей»: «Технологии искусственного интеллекта – стратегически важное для нашей страны и перспективное для общества направление. И в этом году в портфеле проектов президентской платформы «Россия – страна возможностей» появился новый, уникальный проект – серия хакатонов и лекций по искусственному интернету. Он реализуется в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Мы провели уже 10 мероприятий из серии хакатонов и лекций по искусственному интеллекту в 10 городах России. Но несмотря на то, что проект очень молод, он получил большой отклик: более 1000 участников из более 30 регионов страны объединились вокруг него.Одна из особенностей проекта заключается в том, что участники хакатонов решают реальные, прикладные задачи государства и бизнеса, а разработки конкурсантов используются кейсодержателями для дальнейшего практического применения. За примерами далеко ходить не надо: специальный алгоритм, который определил победителей прошедшей позавчера Премии Рунета, был разработан участниками нашего конкурса».Затем Сергей Плуготаренко, директор РАЭК, подробно рассказал о результатах первых десяти мероприятий серии хакатонов и лекций по искусственному интеллекту и планах проекта на следующий год.«Проект абсолютно масштабный и очень интересный. Он позволяет не только прощупать, какие задачи могут быть поставлены и решены с помощью искусственного интеллекта, но и составить карту тех регионов России, в которых, во-первых, уже есть сообщество ИИ-специалистов или есть все предпосылки для его создания, и, во-вторых, увидеть отношение местных властей к развитию технологий в регионе. Десять хакатонов спустя мы понимаем, что это очень благодатный проект. Здесь есть место для подвига, ведь в следующем году нам предстоит провести 36 мероприятий серии хакатонов и лекций по искусственному интеллекту», – отметил Сергей.Об успехах в сфере искусственного интеллекта в 2021 году и прогнозах на 2022-2023 годы говорил Станислав Ашманов, руководитель комитета по искусственному интеллекту АРПП «Отечественный софт», CEO «Наносемантика». Основным успехом 2021 года и трендом на будущее спикер назвал использование нейросетей типа Трансформеры. Основным прорывом стало использование Трансформеров в сфере биологии и фармацевтики. О решении социально значимых задач регионов с помощью ИИ-технологий говорил Михаил Дубцов, директор по цифровой трансформации Агентства стратегических инициатив. Он привел примеры решенных задач на World AI&Data Challenge и их реальном применении в регионах России.В завершении секции Елизавета Терентьева, начальник отдела специальных проектов Департамента информационных технологий Москвы, рассказала, что такое «цифровая» Москва сегодня, как и какие технологии искусственного интеллекта используются в городе и что будет с ИИ-технологиями в 2022 году.
На Конгрессе молодых ученых обсудили, как привлекать и сохранять в регионах молодые таланты
8-10 декабря в парке науки и искусства «Сириус» проходит Конгресс молодых ученых – ключевое мероприятие Года науки и технологий в России. На Конгрессе подведут итоги тематических месяцев Года науки и технологий, обсудят развитие различных направлений научно-исследовательской деятельности и актуальные вопросы сотрудничества, реализации мер поддержки молодых ученых и развития ключевых направлений Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Активное участие в работе Конгресса принимают эксперты, участники и победители проектов президентской платформы «Россия – страна возможностей». 9 декабря состоялась панельная дискуссия на тему «Наука в регионах: как привлечь и сохранить таланты», в которой приняли участие губернатор Новосибирской области Андрей Травников, заместитель губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и цифровой трансформации Людмила Огородова, вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин, член правления ПАО «СИБУР Холдинг» Алексей Козлов, первый проректор ИТМО Дарья Козлова, проректор МГУ им. М.В. Ломоносова, руководитель дирекции Всероссийского фестиваля науки (Наука 0+) Леонид Гусев. Модератором сессии выступил заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Антон Сериков. «Конкурентоспособность региона определяется в том числе научным потенциалом, а для его развития в регионе должно развиться и функционировать научное сообщество. Необходимо обеспечить условия для работы и жизни талантливых специалистов, ставить перед ними масштабные и интересные задачи. Как это делают в разных регионах, в разных вузах и крупных предприятиях, мы обсудили с экспертами», – отметил Антон Сериков, открывая дискуссию. Как сделать регион привлекательным для молодых ученых и как реализовать масштабные и амбициозные научные и образовательные проекты на местах, рассказал губернатор Новосибирской области Андрей Травников. «Для привлечения и сохранения молодежи и талантов нужны университеты. Регион без сильных вузов, которые привлекают абитуриентов, не вырвется в лидерство. Второе – это современные институты, исследовательские установки, которые привлекают людей. Но одной инфраструктуры, на мой взгляд, недостаточно. Должны быть амбициозные задачи. Если научный центр получает задачу класса ракетной программы Советского Союза или борьбы с коронавирусом, то на такие задачи поедут ученые. Дальше идут вещи абсолютно прикладные, бытовые – это комфорт, безопасность и условия для проживания. Найти таланты, привлечь их в науку – тоже очень серьезная задача, об этом нужно говорить. Важно выстроить системную работу: начинается все с профориентации, далее педагоги оценивают способности и мотивацию ребенка и, наконец – целенаправленное ведение к лучшим научным центрам. Экосистема по поиску талантов должна включать в себя вузы, систему СПО, школы, научные институты, а также заинтересованный бизнес», – считает глава Новосибирской области. О региональных мерах поддержки молодых ученых в Санкт-Петербурге рассказал вице-губернатор города Владимир Княгинин: «11 вузов Санкт-Петербурга вошли в госпрограмму «Приоритет 2030». В городе также локализован значительный объем центров международного уровня. Мы должны увеличивать приток талантов, открывая возможность делать карьеру, быстро стать лидерами. Нам нужны лидеры, способные расти и собирать команды». Томская область соседствует с регионами, в которых развивается и поддерживается наука и образование, есть федеральный вуз, Академгородок, при этом томская наука развивается своим путем, достигая высокого уровня. Секретами выращивания талантов и их мотивации оставаться в родном регионе поделилась заместитель губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и цифровой трансформации Людмила Огородова.«Эффективная работа в науке сегодня – это не просто научные статьи. Это командообразование, продвижение, полный цикл. Ученый счастлив, когда он видит воплощение своего труда. Все университеты находятся рядом и в центре города, плотность студенческого населения очень высокая. Мне кажется, что наше преимущество еще заключается в том, что у нас очень короткий диалог со студентом: мы регулярно слушаем ребят, много работаем с ними. Для того чтобы быть со студентами в диалоге, у нас существует площадка университетских городов мира. Это площадка международных студентов, мы обсуждаем вопросы: что для вас комфорт, качество образования, чего вы хотите, куда вы стремитесь. Современный студент хочет быть вовлеченным – в креативные, творческие, научные и другие сферы жизни, им недостаточно получить свой грант, реализовать его и на этом остановиться. Мы должны меняться вслед за нашими студентами», – считает Людмила Огородова.  Крупный бизнес также заинтересован в развитии науки в регионах. Что делает в этом направлении ПАО «СИБУР Холдинг», рассказал член правления компании Алексей Козлов: «Талантливые люди могут выбирать, где применять свои усилия. И немаловажный фактор – комфорт, качество жизни. Да, компания дает достойные средства и условия труда, но всегда встает вопрос безопасности, досуга, инфраструктуры, будущего детей. Это крайне важно. Мы понимаем, что развитие науки для нас в ключевых регионах присутствия компании не заканчивается созданием корпоративного центра и выстраиванием отношений с опорными вузами. Мы развиваем социальную инфраструктуру региона, например, в Тобольске мы реализовали проект по строительству аэропорта». Всероссийский фестиваль науки (Наука 0+) внес большой вклад в привлечение внимания к науке. В 2021 году в мероприятии принял участие 81 регион и около 18 млн человек. «Популяризация науки в регионах движется огромными шагами. Мы понимаем, что один из способов вовлечения и детей, и в целом широкой аудитории – это интересно, ярко, живо рассказывать о науке, технологиях, как они влияют на качество нашей жизни. Популяризация науки за последние несколько лет выросла на порядок выше. Например, в других странах аналогичный фестиваль науки существует уже более 200 лет. Проведение Года науки и технологий показывает, что наука и социология – это приоритет развития государства. Нужно воспользоваться тем, что в рамках Года науки и технологий мы получили огромное количество контента, новых активностей и результатов, которые обязательно нужно встраивать и в школьную, и в студенческую программы. Сегодня ребенок, студент, молодой аспирант живет в том мире, в котором он хочет результата, в идеале, чтобы этот результат был востребован обществом», – считает руководитель дирекции Всероссийского фестиваля науки (Наука 0+) Леонид Гусев. Часто в работе с талантливой молодежью серьезное значение имеет правильная коммуникация, персональный подход, в том числе маркетинговые инструменты. Опытом поделилась первый проректор ИТМО Дарья Козлова. По мнению эксперта, ученым нужна свобода развития, творчества, им надо не мешать. «Мы как администрация должны обеспечить очень открытую, прозрачную среду бизнес-процессов. Должно быть понятно и четко, как прийти в университет, что мы ждем, что даем, какие есть перспективы. Сегодня в ИТМО работает 15% наших студентов, и я очень надеюсь, что их число возрастет. Мы должны доверять нашим студентам и позволять им развивать университет. Вуз должен быть открытым к идеям студентов и должен быть быстрым. Первокурсники не любят задачи в стол. Они любят решения, которыми можно пользоваться сегодня. Нужно, чтобы их идеи и разработки использовались прямо сейчас, чтобы они были полезны. И университет должен создавать такие возможности вокруг себя. Также очень важно, какие возможности дает город и регион», – поддержала мнения коллег Дарья Козлова. В завершении дискуссии свое мнение также выразили генеральный директор Аэрокосмической корпорации «Новый космос», советник губернатора Ростовской области по цифровому и инновационному развитию, победитель конкурса «Лидеры России» Антон Алексеев и председатель комитета по науке и инноватике Тульской области Антон Емельяненко.Все дни Конгресса молодых ученых работает стенд президентской платформы «Россия – страна возможностей». На нем ежедневно проходят интересные и познавательные лекции и мастер-классы от участников и победителей проектов платформы, таких как «Лидеры России», «Я – профессионал», «Моя страна – моя Россия» и других. Кроме того, на стенде можно пройти тестирование от проекта «Центры компетенций» платформы «Россия – страна возможностей», который даст возможность проверить уровень своих надпрофессиональных компетенций и понять, что нужно сделать для их совершенствования. Еще одно тестирование, которое можно пройти на стенде, – по треку развития. Это инновационный формат, который предлагает конкурс «Лидеры России» для тех, кому важно формирование четкого представления о степени развития своих управленческих компетенций. Принять участие могут все желающие, вне зависимости от возраста и опыта управленческой деятельности.Президентская платформа «Россия – страна возможностей» реализует 26 конкурсов, проектов и олимпиад. За 3 года работы платформы участниками её проектов стали более 8 миллионов человек из всех регионов России и 150 стран мира. В 2021 году, объявленном Президентом РФ Годом науки и технологий, во многих проектах платформы появились новые тематические направления. Все они реализуются в рамках плана основных мероприятий по проведению в России Года науки и технологий.Например, в пятом сезоне проекта «Профстажировки 2.0» появилось много кейсов, посвященных науке; основным направлением Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» в этом сезоне стали наука, технологии и космос, приуроченные к 60-летию полета в космос Юрия Алексеевича Гагарина; в олимпиаде «Я – профессионал» в этом году добавилось новое направление «Мировой океан», также участники могут показать себя и в таких сферах, как агрономия, вооружение и военная техника, освоение космоса и многих других. На платформе проходит сразу несколько конкурсов, направленных на развитие и популяризацию инженерных и IT-специальностей: международный инженерный чемпионат «CASE-IN», конкурс «Цифровой прорыв», в 2021 году запущена Серия хакатонов и лекций по искусственному интеллекту. На протяжении двух лет в конкурсе «Лидеры России» действует специализация «Наука». Соорганизаторами этого трека выступили Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Всего на участие в треке «Наука» конкурса «Лидеры России» регистрировались 6 137 человек. Они проходили дистанционные отборочные испытания, выполняли задания на проверку управленческих компетенций. По результатам отбора лучшие участники были приглашены на очный этап. Финал трека «Наука» прошел в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС» в рамках Года науки и технологий 17-18 сентября. В мероприятии принимали участие 159 финалистов со всей России. Финал трека «Наука» объединил участников из разных профессиональных областей: в том числе географов-экспедиторов, химиков, молекулярных биологов, генетиков, физиков, геологов, почвоведов, лингвистов, теплоэнергетиков, специалистов из сферы авиации и ракетостроения, международных отношений. Победителями трека «Наука» стали 33 участника из 15 регионов России. 14 победителей из Москвы, 3 победителя из Тюменской области, по 2 победителя из Ивановской, Кировской, Самарской областей, по 1 победителю из Севастополя, Республики Дагестан, Иркутской, Московской, Новосибирской, Оренбургской, Ростовской, Свердловской, Ульяновской, Челябинской областей. В суперфинал конкурса, который состоится в 2022 году, прошли 18 победителей.Победителями стали участники от 26 до 48 лет, среди них 22 кандидата наук и 4 доктора наук. Они смогут претендовать на членство в Координационном совете по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию, а также получат возможность поработать с наставниками из числа членов Совета при Президенте РФ по науке и образованию, руководителей крупнейших вузов и научных организаций, глав корпораций и ведущих российских ученых. Все финалисты получат возможность попасть на образовательные программы ведущих вузов и научных организаций, пройти стажировки в профильных министерствах, ведущих вузах, научных организациях и крупных корпорациях. Кроме того, победители и финалисты трека «Наука» конкурса «Лидеры России» смогли встретиться на Конгрессе молодых ученых, который проходит с 8 по 10 декабря в Сочи.Сейчас президентская платформа ведет активную работу над созданием на базе университетов Центров оценки и развития компетенций, где студенты могут пройти диагностику своих надпрофессиональных компетенций, а также получить рекомендации по их развитию. Организаторами Конгресса молодых ученых являются Министерство науки и высшего образования РФ, Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию, Фонд Росконгресс, АНО «Национальные приоритеты». Деловая программа Конгресса включает более 90 дискуссий, сессий, круглых столов, лекций и пленарных заседаний по пяти тематическим трекам: «Год науки и технологий», «Управление и инвестиции», «Взаимодействие и кооперация», «Инфраструктура и среда», «Кадры и человеческий капитал».
Подведены итоги V Всероссийского конкурса «Школьная проектная олимпиада»
В четверг, 9 декабря, на пресс-конференции в ТАСС были подведены итоги V Всероссийского конкурса «Школьная проектная олимпиада», инициированного экспертами всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» – одного из проектов президентской платформы «Россия – страна возможностей». В олимпиаде могли принять участие педагоги и проектные команды школьников. Участники пресс-конференции обсудили результаты завершившихся соревнований и дальнейшие перспективы развития конкурса.Школьная проектная олимпиада проводилась в целях создания условий для формирования у подрастающего поколения гражданской идентичности, активной и ответственной позиции в решении локальных проблем социально-экономического развития российских территорий. В конкурсе принимали участие команды российских школьников в возрасте от 7 до 17 лет, а также учителя.В 2021 году участники конкурса смогли представить свои проекты в 8 тематических номинациях: «Моя школа», «Мое село», «Мой город», «Моя страна», «Цифровая среда», «Экология моей страны» и «Моя профессия». Для педагогов была предложена отдельная номинация – «Методическая копилка». Заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Агафонов обратился к участникам и организаторам олимпиады: «Пять лет назад, еще до момента вступления в платформу «Россия – страна возможностей», эксперты всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» инициировали проведение «Школьной проектной олимпиады», которая за годы своей реализации стала полноценным проектом всероссийского масштаба. В нынешнем сезоне в ней приняли участие свыше 3 тысяч конкурсантов из 76 регионов страны. В финал прошли 156 школьников и педагогов из 32 регионов России. Проект развивает не только основной соревновательный трек, но и сильнейшее сообщество инициативных граждан нашей страны, неравнодушных к судьбе своей малой Родины. Ежегодно в поддержку конкурса проводится целый ряд образовательных и просветительских мероприятий. Только в 2021 году в рамках проекта организованы две междисциплинарных школы. Одна – в Международном детском центре «Артек», а вторая проходит в эти дни во Всероссийском детском центре «Океан».Алексей Агафонов пожелал всем победителям энтузиазма, веры в свои силы и успехов в реализации проектов. Также он пригласил школьников и педагогов к участию в новом сезоне всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» и других проектах президентской платформы «Россия – страна возможностей». Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Соня Погосян подчеркнула, что «за годы существования конкурс стал механизмом вовлечения детей в социальную практику. Это эффективная площадка, где участники могут поделиться уникальными идеями по развитию школы, города, региона и всей страны в целом». Она выразила уверенность в том, что все знания, полученные в ходе олимпиады, пригодятся участникам в дальнейшей деятельности. Отдельные слова благодарности были высказаны в адрес наставников, которые помогли сплотить команды, придумать и оформить идеи в оригинальные и значимые проекты.Руководитель всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия», доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, проректор РГГУ Лариса Пастухова поделилась: «В 2016 году с инициативой проведения «Школьной проектной олимпиады» выступили эксперты всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия», а также участники нашей традиционной номинации «Моя педагогическая инициатива». В течение пяти лет реализации проект показывает, как растет внимание российских школ к вопросам формирования у подрастающего поколения гражданской идентичности, активной и ответственной позиции в решении социально-экономических вопросов развития территорий – родного региона, города и села. Об этом свидетельствует рост числа конкурсантов, расширение географии проекта. Мы рады, что проектная деятельность развивается в школах, она имеет поддержку у педагогического и родительского сообществ. А ребята из самых удаленных городов и сел участвуют в развитии и совершенствовании среды, которая их окружает. Участие в конкурсе позволило каждому участнику посмотреть на свои проекты с другого ракурса, найти новые идеи для их развития и продвижения».Глава Республики Мордовия Артем Здунов, обращаясь к участникам и наставникам, отметил: «Школьная проектная олимпиада» – это прекрасная возможность и для детей, и для взрослых представить обществу свои проекты, очень интересные и социально-значимые. Я очень рад, что в этом году Республика Мордовия и педагогический университет стали площадкой для проведения финала конкурса. Важно, что школьники и учителя по-настоящему заинтересованы в процветании родного края и душой болеют за свою малую Родину. Желаю победителям и всем участникам конкурса дальнейших успехов и новых побед».Одним из партнеров «Школьной проектной олимпиады» выступило Российское общество «Знание». Заместитель его генерального директора, директор департамента регионального развития Арсений Майоров подчеркнул необходимость тиражирования и продвижения идей, предложенных участниками конкурса. Также он выразил слова благодарности организаторам проекта: Министерству просвещения Российской Федерации, Научно-методическому центру развития и сопровождения социально-экономических и образовательных программ и проектов «Моя страна» и Мордовскому государственному педагогическому университету имени М. Е. Евсевьева.Ректор Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева Марина Антонова рассказала: «Три дня на площадке педагогического университета проходил финал «Школьной проектной олимпиады», в котором участники и педагоги показали готовность к творческому поиску, к изменениям, к работе в команде и навыки жизни в цифровую эпоху. 2021 год запомнится участникам олимпиады как год реализации и развития научно-исследовательского потенциала. Мы делаем еще один шаг навстречу открытиям и достижениям. Мотивы этого процесса понятны тем, кто хоть раз в жизни нашел крупинку нового знания. А знание, как и добродетель, сама по себе – награда». Исполнительный директор Научно-методического центра развития и сопровождения социально-экономических и образовательных программ и проектов «Моя страна» Дмитрий Турлаков приветствовал участников встречи из Владивостока, Всероссийского детского центра «Океан», где сейчас находятся победители «Школьной проектной олимпиады» и всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия». Он выразил надежду, что проект будет расти и развиваться дальше. «Об интересе к конкурсу говорит количество участников, число которых по сравнению с предыдущими годами выросло почти в 3 раза», – добавил он.Вместе с Дмитрием Турлаковым из Всероссийского детского центра «Океан» участников встречи приветствовал победитель конкурса в номинации «Моя школа», ученик школы №27 города Саранска Андрей Боровец, который выразил слова благодарности за возможность представить свой проект и найти единомышленников. Конкурс «Моя страна – моя Россия» реализуется в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование».
«Большая наука в школе»: финалисты и победители «Большой перемены» обсудили научную деятельность детей и молодежи
Участники Всероссийского конкурса «Большая перемена» – проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей» – Никита Павлов и Лаура Эксузян выступили модераторами панельной дискуссии Конгресса молодых ученых.Конгресс молодых ученых, который проходит с 8 по 10 декабря в парке искусства и науки «Сириус» в Сочи, завершает Год науки и технологий, среди его участников – 20 конкурсантов «Большой перемены». Спикерами панельной дискуссии, посвященной научной деятельности школьников, выступили ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова, проректор МГУ им. М.В. Ломоносова, руководитель дирекции Всероссийского Фестиваля науки NAUKA 0+ Леонид Гусев, начальник Управления информационной и молодежной политики МГТУ им. Н.Э. Баумана Марина Добринец, начальник сектора нейтронного активационного анализа и прикладных исследований Лаборатории нейтронной физики Объединенного института ядерных исследований Инга Зиньковская, телеведущий, журналист Сергей Малоземов, а также победители первого сезона конкурса «Большая  перемена» Владислав Рогозин, Ярослав Басов, Наталья Эрдели и Александр Воронин.Эксперты и участники «Большой перемены» обсудили, какой вклад в науку могут внести школьники, какие направления научных исследований им наиболее интересны и как сделать научную деятельность популярной. Алевтина Черникова рассказала о возможностях «МИСиС» для талантливых школьников, увлеченных наукой. По мнению Леонида Гусева, чтобы добиться успеха в науке, нужно желание, упорство, а также готовность к тому, что результат будет не сразу.  «Хочу сказать, что наука – это очень интересное и важное дело, которому можно посвятить всю жизнь. Сейчас профессия ученого – это круто. Год Науки подтверждает, что государство хочет показать самой широкой аудитории, что это очень важно. Если вы выбрали эту профессию, идите с широко открытыми глазами, совершайте открытия! Когда вы совершаете научные открытия, вы испытываете такую эйфорию, которую ни в одной другой профессии вы не сможете получить. И в этом уникальность ученого, технолога, который создает новое», – обратился Леонид Гусев к школьникам.Победители первого сезона «Большой перемены» рассказали о своих научных проектах и о том, как возникла идея их создания. Владислав Рогозин из села Воробьевка Воронежской области рассказал о проекте по производству биобутанола посредством сбраживания микроводорослей, над которым он начал работать еще в школе. Александр Воронин из Москвы сообщил о своем проекте автоматизированной системы управления выращивания растений с помощью голосового ассистента. Наталья Эрдели из Пензенской области поделилась идеей создания в регионе школы мышления и развития мягких навыков. Над этим проектом она работает вместе с командой.
Как доступно рассказывать о науке широкой аудитории, обсудили на Конгрессе молодых ученых
8-10 декабря в парке науки и искусства «Сириус» проходит Конгресс молодых ученых – ключевое мероприятие Года науки и технологий в России. На Конгрессе подводят итоги тематических месяцев Года науки и технологий, обсуждают развитие различных направлений научно-исследовательской деятельности и актуальные вопросы сотрудничества, реализации мер поддержки молодых ученых. Активное участие в работе Конгресса принимают эксперты, участники и победители проектов президентской платформы «Россия – страна возможностей». 9 декабря состоялась панельная дискуссия на тему «Новые медиа кричат о науке: как заинтересовать аудиторию научными открытиями?», в которой приняли участие руководитель проекта «ТопБЛОГ» президентской платформы «Россия – страна возможностей» Ирина Карих, директор Центра стратегических инициатив НИТУ «МИСиС», член попечительского совета ассоциации Science Slam Россия Андрей Воронин, исполнительный директор ассоциации коммуникаторов в сфере образования и науки Александра Борисова, генеральный директор космической компании Success Rockets Олег Мансуров. Модератором сессии выступил заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Антон Сериков. «В современном мире наука остается закрытым для большинства людей видом деятельности. Применение современных медиа-технологий позволяет привлечь широкую аудиторию и говорить о научных явлениях интересно, захватывать внимание аудитории и объяснять сложные вещи простыми словами. Популяризация науки является важной задачей для профессионального сообщества. Сегодня многие молодые ученые начинают использовать новые возможности и реализуют уникальные проекты, притягивающие внимание, объясняющие различные процессы и явления», – отметил модератор Антон Сериков, открывая дискуссию. Директор Центра стратегических инициатив НИТУ «МИСиС», член попечительского совета ассоциации Science Slam Россия Андрей Воронин рассказал, как объявление 2021 года Годом науки и технологий в России повлияло на повестку крупных компаний: «В Год науки и технологий очень многие крупные компании повесили себе на флаг различные активности на эту тему: взаимодействуют с молодыми учеными, рассказывают про свои разработки, идут в социальные медиа, проводят различные мероприятия. Цель Года науки и технологий таковой и была – донести до общества максимально широко информацию о достижениях отечественной науки. Контента очень много. Открытым остается вопрос, кто должен заниматься популяризацией науки: научные коммуникаторы или сами ученые? Пока нет однозначного ответа на этот вопрос». По мнению исполнительного директора ассоциации коммуникаторов в сфере образования и науки Александры Борисовой, широкая информационная поддержка ученых и их разработок оказалась очень уместной именно сейчас»: «Год науки и технологий стал успешным, потому что уже была накоплена база, Год науки помог сделать последний шаг, попасть ученым на билборды. Сейчас много молодых ученых и мер их поддержки, средний возраст науки изменился, качественно выросли научные медиа. За это время в вузах появились коммуникационные службы, научная коммуникация становится элементом третьей миссии университетов. Конечно, все ученые не должны становиться блогерами, но живые лица науки должны выходить в широкую аудиторию. Даже по окончании Года науки желание поднимать ученых выше, уверена, не пропадет». Участники встречи обсудили, как заинтересовать разные аудитории научными открытиями, какие каналы коммуникации, форматы использовать, какая она – идеальная пресс-служба университета. Как современные технологии, новые медиа, образовательные проекты помогают молодым ученым, преподавателям и учителям делиться полезной информацией с аудиторией, рассказала руководитель проекта «ТопБЛОГ» Ирина Карих. «На сегодняшний день популяризации науки уделяется колоссальное внимание, и это не случайно! Современная жизнь своими темпами заставляет нас упрощать многие процессы и поверхностно относиться к различным явлениям. Наука же требует иного подхода – детального, скрупулезного погружения. Современные технологии помогают достичь равновесия в этом процессе, говорить о науке, открытиях и достижениях так, чтобы привлечь к ним внимание широкой общественности. Блогеры, организаторы Science Slam и других проектов о науке стараются ярко и динамично говорить о сложном и, казалось бы, недосягаемом. В сети появляются вайны, тиктоки, сторис и ted-лекции о научных явлениях, молодые ученые заявляют о себе и привлекают сотни тысяч подписчиков, – отметила Ирина Карих. – Проекты платформы «Россия – страна возможностей» способствуют комплексной поддержке современных деятелей науки и популяризации их достижений. Так, например, проект «ТопБЛОГ» раскрывает имена современных деятелей науки, с горящими глазами доказывающих пользователям социальных сетей, что наука – это интересно. Премия «ТопБЛОГ» также уделяет отдельное внимание науке, например, в номинации «ProУниверситет» принимают участие ректоры, профессорско-преподавательский состав, яркие научные деятели и блогеры, посвящающие свою жизнь открытиям. Уверена, что эта номинация станет еще одним шагом к популяризации научно-исследовательской деятельности». С какими проблемами, в том числе коммуникационными, сталкиваются и решают их амбициозные научные проекты, поделился генеральный директор космической компании Success Rockets Олег Мансуров. «Мы попали в ситуацию, когда необходимо формировать повестку, начальный образ того, чем мы занимаемся и куда идем. Тема космоса так или иначе знакома всем. Сакральность тематики космоса в нашей стране, с одной стороны, быстро находит отклик, любое наше действие получает большой резонанс. С другой стороны, не возникает взаимосвязи и сопричастности. Важно построить мостик между нашей целевой аудиторией и нами, космической отраслью в целом. Важна искренность, сопричастность, чтобы люди четко понимали, как они, их жизнь связана с научными открытиями и разработками, как они изменят их жизнь», – отметил Олег Мансуров.  Об опыте ведения популярных блогов участникам дискуссии рассказали учитель ОБЖ, блогер, финалист проекта «ТопБЛОГ» Геннадий Старунов и заместитель заведующего кафедрой интеллектуальных прав МГЮА, руководитель проекта ОНФ «Правовое просвещение граждан» Елена Гринь. В рамках Конгресса молодых ученых все дни работает информационный стенд президентской платформы «Россия – страна возможностей». На стенде ежедневно проходят интересные и познавательные лекции и мастер-классы от участников и победителей проектов платформы, таких как «Лидеры России», «Я – профессионал», «Моя страна – моя Россия» и других. Кроме того, на стенде можно пройти тестирование от проекта «Центры компетенций» платформы «Россия – страна возможностей», который даст возможность проверить уровень своих управленческих компетенций и понять, что нужно сделать для их совершенствования. Также на стенде можно пройти тестирование по треку развития – это инновационный формат, который предлагает конкурс «Лидеры России» для тех, кому важно формирование четкого представления о степени развития своих компетенций. Принять участие могут все желающие, вне зависимости от возраста и опыта управленческой деятельности. Президентская платформа «Россия – страна возможностей» реализует 26 конкурсов, проектов и олимпиад. За 3 года работы платформы участниками её проектов стали 8 миллионов человек из всех регионов России и 150 стран мира. В 2021 году, объявленном Президентом РФ Годом науки и технологий, во многих проектах платформы появились новые тематические направления. Все они реализуются в рамках плана основных мероприятий по проведению в России Года науки и технологий. Например, в пятом сезоне проекта «Профстажировки 2.0» появилось много кейсов, посвященных науке; основным направлением Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» в этом сезоне стали наука, технологии и космос, приуроченные к 60-летию полета в космос Юрия Алексеевича Гагарина; в этом году в олимпиаде «Я – профессионал» добавилось новое направление «Мировой океан», также участники могут показать себя и в таких сферах, как агрономия, вооружение и военная техника, освоение космоса и многих других. Во всероссийском конкурсе управленцев «Лидеры России» уже второй год проходит трек «Наука». Он нацелен на формирование сообщества лидеров, которые готовы развивать научно-технический потенциал нашей страны. Среди участников этого трека преобладают кандидаты (49%) и доктора (9%) наук. На платформе проходит сразу несколько конкурсов, направленных на развитие и популяризацию инженерных и IT-специальностей: международный инженерный чемпионат «CASE-IN», конкурс «Цифровой прорыв», в 2021 году запущена серия хакатонов и лекций по искусственному интеллекту. Сейчас президентская платформа ведет активную работу над созданием на базе университетов Центров оценки и развития компетенций, где студенты могут пройти диагностику своих надпрофессиональных компетенций, а также получить рекомендации по их развитию. Организаторами Конгресса молодых ученых являются Министерство науки и высшего образования РФ, Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию, Фонд Росконгресс, АНО «Национальные приоритеты». Деловая программа Конгресса включает более 90 дискуссий, сессий, круглых столов, лекций и пленарных заседаний по пяти тематическим трекам: «Год науки и технологий», «Управление и инвестиции», «Взаимодействие и кооперация», «Инфраструктура и среда», «Кадры и человеческий капитал».  
Еще новости