7 октября 2021
Дополнительное образование как инструмент лидерства обсудили на Московском международном салоне образования
Московский международный салон образования - крупнейшее событие в сфере образования, самая масштабная в стране выставка новых образовательных технологий. Салон проводится с 2014 года по распоряжению Правительства РФ, организаторами мероприятия выступают два главных образовательных ведомства - Министерство науки и высшего образования РФ и Министерство просвещения РФ. В 2021 году Московский международный салон образования проходит в смешанном онлайн и офлайн-формате с 6 по 8 октября.
7 октября состоялась дискуссия на тему «Дополнительное образование в линейке карьеры лидеров: университеты, предприятия, регионы», спикерами которой стали ректор Кабардино-Балкарского государственного университета Юрий Альтудов, основатель коммуникационного бюро Palabra Иван Андронов, директор учебного центра «Специалист» МГТУ им. Н.Э. Баумана Дмитрий Гудзенко, ректор Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Елена Загайнова, первый проректор НИУ МЭИ Владимир Замолодчиков, директор Института дополнительного образования АНО ВО «Университет Иннополис» Мария Образцова, министр образования Нижегородской области Ольга Петрова, руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия - страна возможностей» Дмитрий Гужеля. Модератором сессии выступил заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ Илья Коршунов.
Открывая дискуссию, Илья Коршунов привел статистические данные, согласно которым наибольшее количество программ повышения квалификации реализуют независимые образовательные организации. Кроме того, объем подготовки и переподготовки кадров по программам непрерывного образования в регионах зависит, согласно приведенным данным, от валового регионального продукта. Чем больше ВРП, тем больше люди на местах учатся.
Дмитрий Гужеля высказал мнение, для чего лидерам нужно дополнительное профессиональное образование: «Лидерам точно нужно ДПО. Наши системы основного, среднего и высшего образования выпускают профессионалов. Все, что касается надпрофессиональных компетенций, что делает человека лидером, - умение работать в команде, стратегическое мышление, ориентация на результат - формируется только либо в формате практической деятельности, либо в рамках дополнительного профессионального образования. Особый уклон на подготовку в части надпрофессиональных компетенций надо делать и на систему ДПО, и на модернизацию основных образовательных программ среднего и высшего образования. Как показывают исследования, работодателей именно лидеры, не видящие преград и часто отрывающиеся от команды, интересуют в меньшей степени, чем хорошо прокаченные в софтах специалисты. Самый востребованный для работодателя специалист — это тот, кто умеет, в первую очередь, поставить задачу, обозначив и цели, и пути их достижения, и показатели, а потом достигать ее. Система ДПО должна сосредоточиться именно на подготовке вот таких специалистов, развивать кроме профессиональных составляющих и надпрофессиональные компетенции».
Кабардино-Балкарский государственный университет - лидер по профессиональному обучению в стране. За последние два года вуз достиг троекратного роста по направлению дополнительного профессионального образования.
Ректор КБГУ Юрий Альтудов рассказал, за счет чего произошел такой рост. По мнению спикера, важно сделать на территории входное исследование и понять, что хотела бы услышать аудитория, в каких направлениях нужна подготовка.
«Мы сами создали образовательную программу, собрав информацию из надежных и качественных источников - Министерства науки и высшего образования РФ, Высшей школы экономики, от работодателей, нашли источники финансирования. Так получилась бесплатная образовательная программа. Самые популярные темы — это вопросы социального технологического предпринимательства, как создать свой бизнес; на втором месте по популярности - вопросы сбережения здоровья и на третьем - цифровые технологии. В результате каждый десятый, а всего было обучено 1000 человек, стал более конкурентоспособным в своей профессиональной среде. Синхронизация входных параметров с выходными параметрами и связь с успешностью каждого человека в будущем позволили нам существенно нарастить наши показатели участия как в федеральных проектах, так и в разработке собственных программ», - рассказал Юрий Альтудов.
Модератор сессии попросил Елену Загайнову рассказать, можно ли из системы дополнительного профессионального образования в медицинских вузах привнести что-то в систему классического университета.
По словам спикера, действительно, в медицине система ДПО выстроена довольно жестко, так как от этого зависит здоровье человека.
«Что хорошо в медицинском ДПО? Если вы, например, учитесь в Ярославле, Нижнем Новгороде, Москве, то программа повышения квалификации в том или ином направлении жестко выверена и стандартизована. То есть вы получите одинаково свежие знания в любом из медицинских вузов страны. Это проверенное качество медицинского ДПО, пожалуй, может быть взято в систему ДПО любого другого вуза. В свою очередь, студенты медицинских вузов идут за узко специализированными научными знаниями в классические вузы», - отметила Елена Загайнова.
Ольга Петрова, в свою очередь, раскрыла аспект построения системы дополнительного профессионального образования в регионах: «В рамках деятельности научно-образовательного центра (НОЦ) есть направление, которое занимается подготовкой кадров. На первой позиции - IT-направление, цифровизация в широком аспекте. Это первый шаг по созданию системы, затем мы будем выходить на ДПО в других отраслях, которые являются лидерами в регионе. Так мы обеспечим успех региона во всех других направлениях».
По мнению Ивана Андронова, «практически все успешные университеты, запустившие программы дополнительного образования, делали упор на две вещи: это внутренние и внешние коммуникации университета относительно педагогов и атмосферы, в которой они работают, относительно внешнего мира, конкуренции с корпоративными университетами и бизнес-школами».
«Мотивация развиваться, делать инновационные продукты, быть открытыми миру, вооружение современными способами того, как делать образовательные курсы, во многом еще слабо развиты. Педагогов нужно поощрять разными способами, чтобы у них были желание и мотивация создавать продукты дополнительного профессионального образования. Я считаю, что при университете должна быть выстроена система продаж, которая позволит их продукты запустить в рынок, возможно будут эффективны пилотные запуски продукта на внутреннюю аудиторию в вузе», - считает Иван Андронов.
Развивая тему продаж в системе ДПО, Дмитрий Гудзенко добавил, что компании, занимающиеся разработкой программ дополнительного профессионального образования, сейчас тратят гораздо больше средств на маркетинг, чем раньше.
Секретами лидерства поделился и Владимир Замолодчиков. Он рассказал, что Московский энергетический институт сильно ориентирован на отрасль, у вуза всегда были очень тесные связи с системообразующими партнерами и работодателями.
«Такая тесная взаимосвязь позволяет нам развивать систему ДПО целенаправленно, потому что компании не только отправляют нам на обучение своих специалистов, но и очень часто формулируют требования к образовательным программам. Компании не заинтересованы в том, чтобы отрывать от работы свой персонал на длительное время. Им нужны высокоэффективные образовательные продукты. Здесь мы выходим на новые технологии обучения, которые тоже активно развиваем. У нас есть комплексы с современными технологиями виртуальной реальности, когда человек может «зайти» внутрь работающего котла, посмотреть, как он работает», - отметил ректор НИУ МЭИ.