17 мая 2021
Оценку и развитие управленческих компетенций у студентов обсудили на «Неделе образования – 2021» ММСО
Московский международный салон образования с 17 по 23 мая проводит масштабный всероссийский проект «Неделя образования – 2021», соорганизаторами и участниками которого являются игроки рынка образования, в том числе АНО «Россия – страна возможностей». 17 мая в онлайн-формате состоялась панельная дискуссия «Как развивать и как оценивать управленческие компетенции?». Модераторами сессии стали руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля и бизнес-коуч, управляющий партнер тренинго-консалтинговой компании «Эврико» Марина Починок. Спикерами дискуссии выступили Светлана Ашмарина – ректор Самарского государственного экономического университета; Михаил Балыхин – ректор Московского государственного университета пищевых производств; Лилия Кирьянова - директор по развитию ассоциации некоммерческих организаций «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций»; Оксана Косаченко – президент благотворительного фонда «Система»; Николай Рогалев - ректор Московского энергетического института; Екатерина Сидоренко – проректор по молодежной политике Сибирского федерального университета. Открывая дискуссию, Дмитрий Гужеля предложил собравшимся обсудить вопросы, которые касаются развития управленческих компетенций в университетах, их востребованность и потребности со стороны работодателей. «Этот вопрос возникает давно: как оценивать компетенции, каким образом учить компетенциям, развивать их. Практически все университеты сейчас этим занимаются, все работодатели этого хотят. Сложность в том, что все говорят на разных языках, у каждого – свой подход к обучению, свой набор компетенций. АНО «Россия – страна возможностей» к настоящему моменту пропустила через свою систему конкурсов и проектов свыше 5 млн человек. Каждого из них мы пропускали через систему тестов, оценивали по разным управленческим и лидерским компетенциям. В результате мы сформировали большой набор инструментов, который позволяет оценивать широкий спектр компетенций. И этот опыт можно и нужно распространять на университеты. Вместе нам нужно найти точки соприкосновения между университетами и корпорациями, обсудить, как происходит коммуникация с работодателями, в какие моменты нужно проводить оценку и как», - отметил Дмитрий Гужеля. О том, каким образом сейчас в вузах построена система оценки, на примере Самарского государственного экономического университета рассказала его ректор Светлана Ашмарина. Самарский государственный экономический университет реализует образовательные программы, начиная с подготовки школьников и заканчивая докторантурой и бизнес-образованием. Основная особенность университета заключается в том, что каждая образовательная программа реализуется совместно со стратегическим партнером – лидером отрасли. «С 1 курса у нас реализуется программа тьюторства, каждая группа студентов получает наставника и со стороны преподавательского состава, и со стороны студентов 3-4 курсов. Они помогают определиться в образовательной траектории, т.к. начиная с 3 курса студент имеет право ее сменить. На 3 курсе у нас появляются менторы – представители наших стратегических партнеров, они помогают профессионально определиться студентам. Это позволяет нам осознанно на 3 курсе выходить к стартапу как к диплому. Менторам порой очень непросто определиться с функционалом, чему и как они должны студентов. Эта проблематика позволила нам приступить к реализации программы менторства как социального лифта в действии исключительно для того, чтобы обеспечить объединение ресурсов университета и экспертного сообщества работодателей региона», - прокомментировала Светлана Ашмарина. Президент благотворительного фонда «Система» Оксана Косаченко рассказала о запуске программы амбассадоров «Лифт в будущее». «Мы пытаемся восстановить ту прекрасную модель, которая работала в советское время: школа – вуз – работодатель. За месяц мы получили 250 заявок от наших работодателей – это 150 тысяч человек, 38 профилей. 250 человек захотели быть менторами и 1000 студентов захотели быть менти. После этого своими силами и при поддержке психологического факультета МГУ им. Ломоносова мы провели тестирование, отобрали пары, которые будут работать. В дополнение запущена большая программа стажировок, мы оформляем студентов, а стажировки идут в трудовой стаж. Потом мы их устраиваем на летние стажировки, после чего они могут остаться там на проектную работу», - поделилась опытом Оксана Косаченко. В Московском энергетическом институте – своя практика, о которой рассказал ректор Николай Рогалев: «Для того, чтобы студенты эффективно двигались по траектории личностного развития, у нас есть система БАРС – бально-рейтинговая система студентов, весь процесс обучения выстроен в электронной среде. И если студент хочет перейти с одной траектории на другую, мы видим всю картину и можем ему что-то подсказать. У нас есть два больших блока: научно-инновационный (со 2 курса) и общественный – все активности мы тоже учитываем. Так формируется рейтинг студентов, далее он трансформируется в различные бонусы – повышенную стипендию, предоставление общежития и другие. Этот проект у нас сейчас реализуется в качестве пилота. Кроме того, после первой сессии первого курса отбираем талантливых, трудолюбивых ребят в программу «Эталон», где даем углубленную подготовку, в основном это касается исследований». Ректор Московского государственного университета пищевых производств Михаил Балыхин, рассказал, что за последние несколько лет в вузе полностью пересмотрена стратегия университета. Новая концепция была сформирована относительно трудоустройства, каким образом вуз может быть востребован и понятен бизнесу. «Кем мы хотим видеть наших выпускников? Прежде всего, это человек, который будет сформирован как личность, поэтому мы хотим дать возможность каждому студенту самореализоваться. Второе – это должен быть человек, который учитывает многополярный компетентностный подход. Мы долго выстраивали систему hard, soft и future skills, добились того, что все без исключения учебные программы учитывают эти три вида компетенций. Мы начинаем профориентировать ребят фактически с детского сада, на базе наших кафедр мы открываем экспозитарии, музеи, мы погружаем ребят и убеждаем их в том, что пищевая отрасль – это востребовано, это на всю жизнь, это гибко и доходно», - поделился Михаил Балыкин. В Московском государственном университете пищевых производств выпускник получает не один диплом, а портфолио – целый пакет документов. В течение учебы студент может подтверждать проработку различных компетенций: это психологическая адаптация, вовлечение в предпринимательскую компоненту, попытка раскрыть управленческие навыки. «Мы перешли от понятия «образовательная труба» к понятию «образовательная спираль», где каждый студент имеет возможность пройти в вузе несколько образовательных траекторий», - добавил Михаил Балыкин. В Томской области реализуется уникальная программа по объединению всех вузов в крупный интеграционный проект «Большой Томский университет». О самых интересных кейсах рассказала директор по развитию ассоциации некоммерческих организаций «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций» Лилия Кирьянова.«Управленческие компетенции универсальны и для биологов, и для физиков. Сегодня всеми университетами Томска мы используем несколько инструментов. Во-первых, это единая система развития студенческого предпринимательства. Курсы по предпринимательству и предприимчивости, где мы учим универсальным навыкам, являются сегодня обязательными для всех студентов, не зависимо от их специальности. Дальше мы разрабатываем единую систему курсов разных уровней вовлеченности. Еще один блок, который мы запустили в этом году, — это микрокурсы. Мы провели исследование, почему студенты испытывают сложности с успеваемостью. Одна из причин – отсутствие гибких навыков, проблемы с адаптацией, с самоорганизацией, высокий уровень стресса и т.п. Тогда и родился проект микрокурсов, по которым можно обучаться в любое время – это подкасты, короткие лекции, курсы. Такой формат очень востребован сегодня. Еще одна новация – кросс-модули с работодателями. Работая с работодателями, мы стали понимать, что им нужны компетенции здесь и сейчас, у них нет возможности ждать, пока мы трансформируем свой образовательный процесс. Кросс-модули – это модули по конкретным компетенциям, которые реализуются для студентов разных факультетов и кафедр. В этом году мы запустили такой модуль для студентов всех томских университетов по инструментам анализа и дизайн-мышлению. Партнерами этого курса стали ведущие компании страны, которые предоставили конкретные кейсы для решения их студентами», - подробно рассказала о новациях Лилия Кирьянова. Напомним, что 9 и 10 апреля в Сочи на всероссийском проектном семинаре «На одной волне с университетами» президентская платформа «Россия – страна возможностей» подписала 35 соглашений о сотрудничестве с ведущими российскими вузами и университетами. До конца текущего года планируется открыть не менее 20 центров компетенций на базе ведущих российских университетов. В них будет создана процедура оценки и построения профилей управленческих и деловых компетенцией для десятков тысяч студентов, которые обратятся в такие центры.