Мы обманываем сами себя и не замечаем этого. Но искажение информации происходит не специально, таким образом наш мозг помогает нам быстрее адаптироваться и сохранять энергию. Ежедневно мы перерабатываем очень много информации, начиная от погоды за окном до всяких мыслей перед сном. Чтобы не утонуть в потоке данных, наш мозг самостоятельно выбирает важную информацию и отбрасывает ненужную, используя определенные приемы. Благодаря исследованиям ученых были выявлены основные ошибки нашего мышления, которые мы можем самостоятельно исправить.
Эвристика доступности
Наш мозг присваивает любым данным ярлыки, основываясь на уже имеющихся воспоминаниях и знаниях. Работает это так: если возникают определенные воспоминания, то это важно. А обычно мы запоминаем то, что нас тронуло: что-то случилось с близкими, впечатлило путешествие, попробовали необычное блюдо. В итоге всю информацию мы воспринимаем через призму собственного опыта. К примеру, знакомый уехал жить в другой город, устроился на хорошую работу и стал много зарабатывать. И теперь нам кажется, что многие люди в том городе имеют высокие зарплаты и живут лучше.
Ошибка базового процента
Мы обращаем больше внимания на единичные случаи и совсем не воспринимаем статистику в целом. Например, мы узнали, что 5% людей, сделавших прививку от гриппа, все равно заболели. В результате мы будем считать, что прививка малоэффективна, хотя она спасает миллионы людей от болезни. Но наше когнитивное искажение не опирается на статистику.
Отклонение внимания
Мы замечаем то, что нам интересно. И это само по себе логично. Например, девушка интересуется модой и обожает покупать вещи. Она первая заметит, если коллега придет с новой сумочкой на работу. Тот, кто не любит праздники, будет забывать поздравлять окружающих.
Эффект знакомства с объектом
Мы автоматически выбираем тот объект, который покажется нам знакомым. И чем больше мы владеем информацией об объекте, тем сильнее он нам будет нравиться. По этому принципу работает реклама. Когда мы приходим в магазин и видим продукт, о котором мы уже слышали, то у нас возникает больше доверия к нему. Затем мы приобретаем этот продукт несколько раз и не хотим пробовать другой, так как этот уже проверенный.
Эффект контекста
Окружающая обстановка влияет на наше восприятие привычных вещей. Например, читать книги удобнее в тише с хорошим освещением, чем в шумном метро. Или же находясь в красивом ресторане и в приятной атмосфере, мы готовы заплатить больше денег за блюдо, которое могли бы купить в другом месте намного дешевле.
Склонность к негативу
Мы любим преувеличивать значения отрицательных вещей. Поэтому нам так нравятся детективы, документальные фильмы, ток-шоу со скандалами. Часто один неверный поступок человека может перечеркнуть все хорошее, что было до этого. Эта та ложка дегтя, которая в наших глазах портит всю репутацию на корню.