Блог РСВ

Современная школа: интервью с Элиной Стрейкмане, учителем русского языка и литературы Цифровой школы

цифровая школа

Как пандемия повлияла на учеников, какие тенденции наблюдаются в образовании, как компании сотрудничают со школами для обучения будущих специалистов — эти и другие вопросы мы задали Элине Стрейкмане, учителю русского языка и литературы образовательного учреждения «Цифровая школа», в рамках подкаста «Как это возможно?» платформы «Россия — страна возможностей».

Сегодня существуют в открытом доступе онлайн-курсы и программы, которые можно скачать с помощью одной кнопки. Какое значение имеет сейчас учебное заведение?

Тут всё просто: раньше люди тоже могли сходить в библиотеку, изучить целую кучу книг и научиться тому же, чему учили в школе или университете. Но никто этого не делал, все шли в учебное заведение к учителям, которые подавали структурированную и систематизированную информацию, подготовленную специально для учеников. Google никогда не заменит преподавателя.

Сейчас уже есть структурированные курсы, которые можно просто включить и слушать один за другим. Но потребность в проверке и разъяснении все же остается?

Сегодня вообще меняется позиция учителя. Несколько десятков лет назад учитель был единственным источником знаний, альтернативы никакой не было. И если раньше мы не могли найти информацию в интернете, для этого нужно было идти в библиотеку, то сегодня меняется наша реальность, а значит, и роль самого учителя. Педагог уже не является единственным источником знаний, он становится наставником и человеком, который направляет и помогает ориентироваться в мире информации. Потому что информация бывает совершенно разной и не всегда достоверной, нужно уметь её критически осмысливать.

Пройдите онлайн-курсы бесплатно и откройте для себя новые возможности Начать изучение

Приходится ли сегодня педагогу тоже учиться вместе с учениками из-за огромного количества информации, которая появляется в интернете?

Педагог — это тот человек, который должен учиться всегда. Не стоит забывать о том, что мы готовим наших детей к жизни в будущем. Ребята, которые придут в школу сегодня, выйдут на рынок труда через 15 лет. Поэтому мы должны понимать, чего нам ждать, чтобы подготовить детей к новой жизни.

Чему нужно учиться сегодня, чтобы через 10-15 лет не переучиваться?

За нас уже подумали и составили атлас профессий будущего, который находится в открытом доступе. Вы можете узнать, какие специальности будут востребованы. На конкурсе «Учитель будущего» на одном из испытаний перед нами стояла задача провести урок для ребят. Это была групповая работа: ученики разрабатывали мини-проекты и пробовали себя в качестве компьютерных лингвистов и разработчиков айдентики. Мы стараемся даже в каких-то ежедневных мероприятиях обращаться к будущим профессиям, учить детей тем навыкам, которые будут полезны.

Большие корпорации сейчас вкладываются в человеческий ресурс и образовательные проекты, чтобы получить будущих специалистов из нынешних школьников. Как организации сотрудничают со школами?

Я хочу рассказать о проектах Департамента образования и науки города Москвы. У нас уже давно практикуется трёхстороннее сотрудничество: школа, вуз и работодатель. Например, обучаясь в инженерном классе в рамках проекта «Предпрофессиональные классы» можно поучаствовать в конференции «Инженеры будущего», которая традиционно проводится на базе МИСиСа, познакомиться с вузом ближе. Институт в свою очередь сотрудничает с Московским метрополитеном и впоследствии помогает ребятам с трудоустройством.

Ученики уже со школьной скамьи могут подготовиться к будущей профессии. Они также участвуют в инженерных каникулах, которые для них организует вуз, защищают свои проекты на научно-практических конференциях, интегрируются в процесс профессиональной ориентации. Возможностей сегодня очень много.

В этом году часть моих девятиклассников, которые выпустились, вместе с аттестатами получили сертификаты «Цифрового куратора» благодаря дополнительной программе подготовки.

Некоторые компании и предприятия сотрудничают со школами напрямую. Например, в моей школе проводятся занятия проекта «Яндекс.Лицей». Ребята занимаются в рамках программы и получают сертификаты, что очень приятно. Яндекс достаточно активно сотрудничает с Департаментом образования и науки, их сервисы были интегрированы в «Московскую электронную школу» — основной ресурс для всех московских школьников и учителей, в котором собраны разные цифровые инструменты, интерактивные приложения, сценарии уроков и многое другое.

Из-за пандемии пришлось перевести обучение в онлайн-формат. Какие новые возможности открылись в образовании?

Переход на дистанционное обучение не стал для нас сильным ударом, поскольку я и мои коллеги уже давно работаем с электронными ресурсами и цифровыми педагогическими инструментами. В моем классе висит интерактивная панель вместо зеленой доски с мелом, поэтому ребята ещё до пандемии работали с тестами, видеоуроками и приложениями в цифровом формате.

Мне не очень нравится, когда говорят о применении новых методик, потому что методики остались прежними, у нас просто изменились инструменты. Как я объясняла тему про сложные предложения в классе, так же я объясняю её, находясь по другую сторону экрана. Для ребят такой формат не стал неприятной неожиданностью, они уже давно используют различные цифровые игровые ресурсы, в том числе для обучения.

На мой взгляд, мы не сильно пострадали, результаты итоговой аттестации в этом году по Москве могут это подтвердить. В моём классе больше 50% пятёрок по русскому языку.

Если интервью вам было полезно и вы хотите послушать полную версию подкаста, то выбирайте любую удобную платформу и переходите по ссылке: Podcasts Google, Яндекс Музыка, Apple Podcasts, SoundCloud, Castbox.

Exit mobile version