Блог РСВ

Вы лидер или руководитель? — рассказываем про 5 отличий

Не все руководители считаются лидерами, и не все лидеры занимают должность руководителя. Ставить задачи и контролировать результат — это одно, вдохновлять сотрудников на новые победы — это совсем другое. Успешные управленцы совмещают в себе оба этих качества. В статье расскажем про разницу между руководством и лидерством, чтобы вы могли выбрать для себя лучшее сочетание.

Власть или влияние

Руководитель управляет сотрудниками за счет своей должности, которая наделяет его властью. Он может раздавать задачи, контролировать работу и проверять отчетность, но повлиять на мотивацию работника он не способен. Это качество и отличает лидера, который умеет заряжать своим энтузиазмом других коллег, при этом он может быть из числа рядовых специалистов.

Подчиненные или последователи

Основная часть обязанностей руководителя заключается в контроле работы сотрудников и отслеживании результатов. Эта роль очень важна, но она не наделяет автоматически менеджера лидерскими качествами. Лидерство — это больше про доверие и уважение, когда к человеку хочется прислушиваться и его мнение считается авторитетным. Есть один хороший способ проверить, лидер вы или нет, — понаблюдайте, сколько людей за день у вас спрашивают совета.

Неудачи или возможности для роста

Часто руководители зацикливаются на соблюдении правил и достижении успеха, в такой системе взглядов любой промах воспринимается в штыки и разрушает моральный дух команды. Лидер же думает наперед и видит в неудачах зоны роста. Например, когда коллега из другого отдела дал отрицательную обратную связь по задаче, то это возможность пересмотреть привычные процессы и доработать их с учетом комментария.

Пройдите онлайн-курсы бесплатно и откройте для себя новые возможности Начать изучение

Система или отношения

Руководители больше сосредоточены на показателях и аналитике, они пытаются выстроить систему, которая будет стимулировать специалистов работать. Лидера в первую очередь заботят люди, он стремится выстроить с ними отношения и завоевать доверие, чтобы совместно реализовать свои идеи.

Управляющий или наставник

Руководитель сосредоточен на коллективном порядке: определение показателей, распределение работы и установление способа выполнения задач. Такая система важна для достижения краткосрочных целей. Лидер не диктует правила, он обучает своих коллег, прислушивается к ним и предоставляет возможность самостоятельно принимать решение.

Стать лидером сложнее, для этого нужны не только профессиональные навыки, но и универсальные компетенции. Развить нужные качества поможет наш бесплатный онлайн-курс «Лидерство: основы». Над курсом работал Павел Меринов, магистр социологии и доцент НИУ ВШЭ.

Exit mobile version