This website requires JavaScript.

Центры компетенций

Центры компетенций

Центры оценки и развития надпрофессиональных компетенций охватывают более 100 университетов и почти 500 средне-профессиональных образовательных учреждений во всех федеральных округах Российской Федерации. Инициатором проекта выступает президентская платформа «Россия – страна возможностей».

Это место, где студенты смогут оценить и развить свои надпрофессиональные компетенции. Для чего? Чтобы найти работу мечты. А в процессе поиска – стать лучшей версией себя.

В Центре компетенций у обучающихся оценят надпрофессиональные навыки, помогут их развить на основе индивидуальной траектории, сформируют цифровой профиль и откроют к нему доступ для работодателей.

Чтобы присоединиться к Центру компетенций, выберите в анкете свой университет.

Не нашли свой университет в списке? Вы можете выбрать географически ближайший Центр компетенций. Но обратите внимание: чтобы присоединиться к Центру компетенций не своего университета, необходимо заполнить и подписать согласие о передаче персональных данных. Для этого обращайтесь в Центр компетенций.

Интересна только диагностика своих надпрофессиональных навыков? Выберите «Только тестирование» в поле «Центр компетенций» раздела «Прочее» анкеты.

Уже выпустились из вуза? Тогда имейте в виду, что результаты тестирования рассчитываются в сравнении с результатами тестирования обучающихся высших учебных заведений.


Что такое Центры компетенций?

Центры компетенций – место встречи студентов, работодателей и региональной власти, которые зачастую решают свои кадровые вопросы на базе университетов. В Центрах компетенций студенты проходят диагностику своих надпрофессиональных компетенций (часто их еще называют soft skills), строят индивидуальные траектории развития, занимаются «прокачкой» компетенций с целью ориентации на запросы конкретных работодателей.

Спрос на такие Центры связан с тем, что стандарты высшего образования и, соответственно, образовательные программы вузов в первую очередь предполагают усвоение профессиональных знаний, умений и навыков (hard skills). А вот с надпрофессиональными компетенциями все немного сложнее, особенно в части их оценки, развития и фиксации.

При этом многие работодатели четко формируют свой запрос к системе образования – на выходе из университетов молодые специалисты должны обладать набором важных компетенций.

Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков пояснил, о каких именно компетенциях идет речь:

«Сегодня для построения успешной карьеры недостаточно профессиональных знаний. Выпускникам вузов также требуются навыки тайм-менеджмента, умение ориентироваться на результат и проявлять лидерские качества, стрессоустойчивость, эмоциональный интеллект и другие мягкие навыки. По поручению Президента Российской Федерации мы совместно с платформой «Россия – страна возможностей» создаем центры оценки и развития управленческих компетенций в российских университетах».

Одновременно с этим и многие студенты признают, что им на старте карьеры не хватает именно надпрофессиональных компетенций, особенно в части их практического применения.

Генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров подтвердил этот факт:

«Впервые про такие Центры мы заговорили весной этого года. Разговор этот появился потому, что, опрашивая студентов и выпускников, практически подавляющее большинство говорили о том, что главная их забота – поиск первого места работы».


Полностью самостоятельно выполнить задачу по развитию надпрофессиональных компетенций университетам сложно. И на то есть ряд причин:

  1. Нет единого понимания набора компетенций. Представление о наборе необходимых навыков разнится среди работодателей, вузов, специальных оценочных компаний. Часто одни и те же компетенции называют по-разному, не раскрывая их содержания. Например, лидерство, стратегическое лидерство, аутентичное лидерство и т.д.
  2. Отсутствуют общепринятые инструменты оценки таких компетенций. Даже если работодатель и университет говорят об одних и тех же навыках, измеряют они их по-разному.
  3. У каждого конкретного работодателя (в первую очередь, конечно, крупного) свой набор необходимых компетенций.
  4. У каждого университета свое видение подготовки студентов по направлению «гибких навыков». У некоторых такового видения нет вовсе.

Создание Центров компетенций на базе университетов при поддержке АНО «Россия – страна возможностей» решает эти проблемы. Причем каждая заинтересованная сторона от проекта только выигрывает.

Зачем нужны Центры компетенций?

Университету: чтобы выпускать молодых специалистов, максимально адаптированных к задачам современного рынка труда.

Студенту: чтобы получить возможность эффективного социального и карьерного роста. Центры компетенций позволяют оценить свои навыки и сформировать индивидуальную траекторию их развития. На основе результатов диагностики и прохождения траектории формируется профиль студента, доступный работодателям. Это откроет обучающемуся доступ к подходящим вакансиям, стажировкам и проектам.

Работодателю: чтобы привлечь молодые кадры с требуемыми компетенциями. Работодатели получают доступ к базе студентов и недавних выпускников, прошедших диагностики валидными и надежными инструментами оценки, а также сумевших развить имеющиеся навыки и подчеркнуть сильные стороны.

Региону: деятельность Центров компетенций позволит сохранять и повышать качество человеческого ресурса, не отпуская молодые таланты за пределы территории, а предлагая максимально востребованные позиции и возможности для карьерного и социального развития внутри региона.

Руководитель департамента методологии и оценки АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля рассказал о преимуществах проекта:

«Центр предполагает системную работу, любой молодой человек может прийти, получить рекомендации, простроить индивидуальную траекторию, пройти образовательную программу и повысить свои компетенции. Что важно, в отличие от единого государственного экзамена, который жестко фиксирует результат, здесь нет плохих оценок, любой профиль хорош. Это ступенька для следующего развития. Молодые люди будут в единой базе доступны как для администрации региона, так и для ведущих работодателей. Это будет останавливать отток кадров из региона. Университет, его выпускники станут прозрачны для работодателя».

О типах Центров компетенций

В зависимости от особенностей и задач университетов можно выделить шесть типов Центров оценки компетенций:

  1. Отраслевые Центры. Их цель – обеспечить формирование кадров для определенной отрасли или группы отраслей. В качестве примеров можно привести Московский государственный университет пищевых производств, на базе которого открыт Центр компетенций для пищевой промышленности, а также Кубанский государственный аграрный университет, на базе которого развернут Центр компетенций сельскохозяйственной отрасли.
  2. Региональные и макрорегиональные Центры. Их цель – эффективное насыщение кадрами региональных работодателей-партнеров вуза. Яркий пример – Корпоративный университет Правительства Нижегородской области (КУПНО).
  3. Сетевые Центры. Разворачиваются на базе вузов с широкой сетью филиалов в регионах России. Яркий пример – РАНХиГС.
  4. Университетские, или научно-исследовательские Центры компетенций. Один из примеров – Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Пирогова.
  5. Корпоративные Центры компетенций. В качестве примера выступает Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Ключевой работодатель Центра компетенций на базе СПбПУ – ПАО «Газпром».
  6. Центр компетенций в сфере молодежного предпринимательства на базе Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ».

Как проходит диагностика студентов в Центрах компетенций?

Департамент оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» разработал набор необходимых инструментов диагностики для наиболее точной и полной оценки когнитивных способностей и личностного потенциала студентов. В основе методологии лежит «конструктор компетенций». Он структурирует определенный набор компетенций, в том числе через индикаторы к ним. Это позволяет всем сторонам (работодателям, вузам, студентам) работать в одном смысловом поле, а значит – разговаривать «на одном языке». 

Под каждую из позиций конструктора компетенций созданы и уже прошли апробацию в рамках проектов АНО «Россия – страна возможностей» различные тесты, опросники и другие диагностические инструменты, которыми будет определяться уровень той или иной компетенции.

А чтобы у обучающихся была возможность во время обучения «закрыть пробелы» в компетенциях, развить и прокачать их, АНО «Россия – страна возможностей» совместно с ведущими университетами и корпорациями запустила 11 образовательных программ, которые доступны студентам как в дистанционном формате, так и очно в Центрах компетенций. Каждый курс сопровождается вебинарами, на которых авторы программ комментируют домашние задания, проводят разбор кейсов и отвечают на вопросы слушателей.

Выходя на рынок труда после окончания вуза, каждый желающий, прошедший оценку и развивший свои надпрофессиональные навыки, получает этому подтверждение в виде цифрового сертификата, который учитывают многие работодатели при выборе кандидатов.

Какие компетенции оценивают у студентов?

Руководитель отдела аналитики департамента методологии и оценки Екатерина Степашкина поделилась перечнем компетенций, которые представляют особый интерес для заинтересованных групп – студентов, университетов, работодателей: «Во внутреннем исследовании мы хотели посмотреть, как сами студенты видят важные для себя компетенции, что видят работодатели как те, кто будет использовать результаты нашей работы, и было интересно мнение преподавателей как тех, кто взаимодействует на постоянной основе со студентами».

Наибольший общий интерес представляют компетенции:

1.    Партнерство и сотрудничество

2.    Клиентоориентированность

3.    Планирование и организация

4.    Ориентация на результат

5.    Анализ информации и выработка решений

6.    Следование правилам и процедурам

7.    Коммуникативная грамотность

8.    Саморазвитие

9.    Лидерство

10. Стрессоустойчивость

11.  Эмоциональный интеллект



Конференция «На одной волне с университетами»

Ежегодно департамент методологии и оценки АНО «Россия – страна возможностей» организует конференцию «На одной волне с университетами», посвященную вопросам развития механизмов взаимодействия между ведущими российскими университетами, заинтересованными федеральными органами государственной власти и президентской платформой «Россия — страна возможностей» по выявлению и поддержке талантливой молодежи, а также по сопровождению и развитию проектов, способствующих личностной и профессиональной самореализации молодых талантов.

Участники мероприятия – ректорское сообщество, работодатели, а также высокопотенциальные студенты и амбассадоры проекта «Центры компетенций». В конференции 2022 года на базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого приняли участие представители более 130 университетов.

Какой охват Центров компетенций?

За год существования проекта создано 53 Центров компетенций, они работают в 25 субъектах нашей страны – в каждом из федеральных округов. К настоящему моменту охвачено уже порядка 120 000 студентов из более ста университетов. В проекте принимают участие свыше 80 ведущих компаний. 

По словам Дмитрия Гужели, АНО «Россия – страна возможностей» поставила амбициозную цель: до конца 2023 года в России должны открыться не менее 75 Центров компетенций.

Также благодаря содействию Министерства сельского хозяйства Российской Федерации к проекту присоединились 54 аграрных университета России с опорным Центром компетенций в Кубанском государственном аграрном университете. На базе Российского государственного аграрного университета действует отдельный отраслевой Центр компетенций. Такое решение позволяет охватить целую отрасль страны.

На базе АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» запущен особый пилотный Центр компетенций, который охватит как студентов высших учебных, так и профессиональных образовательных учреждений. В диагностике примут участие 1328 студентов из 13 субъектов России, обучающихся в 43 образовательных организациях по 45 профессиям/специальностям.

А где еще есть Центры компетенций для СПО?

Помимо этого, в части диагностики студентов средне-профессиональных учреждений осуществляется партнерство с Национальным агентством развития квалификаций (НАРК). Благодаря сотрудничеству с НАРК, сетка Центров компетенций распространяется на 486 колледжей России. Центр компетенций СПО НАРК представлен в каждом субъекте нашей страны.

В каких университетах открыты Центры компетенций?

В списке учебных учреждений, на базе которых действуют Центры компетенций, следующие университеты:

1.     Астраханский государственный технический университет – отраслевой Центр компетенций.

2.     Астраханский государственный университет – региональный Центр компетенций.

3.     Балтийский федеральный университет им. И. Канта – региональный Центр компетенций.

4.     Вятский государственный университет – университетский Центр компетенций.

5.     Дальневосточный федеральный университет – региональный Центр компетенций.

6.     Донской государственный технический университет – сетевой Центр компетенций.

7.     Корпоративный университет Правительства Нижегородской области – региональный Центр компетенций.

8.     Московский государственный университет пищевых производств – отраслевой Центр компетенций.

9.     Московский политехнический университет – университетский Центр компетенций.

10.  Национальный исследовательский университет «МЭИ» – отраслевой Центр компетенций.

11.  Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского – университетский Центр компетенций.

12.  Национальный исследовательский технологический университет МИСиС – отраслевой Центр компетенций.

13.  Национальный исследовательский Томский государственный университет –университетский Центр компетенций.

14.  Национальный исследовательский Томский политехнический университет – сетевой Центр компетенций.

15.  Национальный исследовательский ядерный институт «МИФИ» – сетевой Центр компетенций.

16.  Центр компетенций в сфере молодежного предпринимательства на базе Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ».

17.  Омский государственный технический университет – региональный Центр компетенций.

18.  Пятигорский государственный университет – региональный Центр компетенций.

19.  Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации – сетевой Центр компетенций.

20.  Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева – отраслевой Центр компетенций.

21.  Российский государственный социальный университет – отраслевой Центр компетенций.

22.  Российский государственный университет нефти и газа НИУ имени И.М. Губкина –отраслевой Центр компетенций.

23.  Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова МЗ РФ – университетский Центр компетенций.

24.  Российский университет дружбы народов – университетский Центр компетенций.

25.  Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова – сетевой Центр компетенций.

26.  Самарский государственный экономический университет – региональный Центр компетенций.

27.  Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения – университетский Центр компетенций.

28.  Санкт-Петербургский государственный экономический университет – сетевой Центр компетенций.

29.  Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого – корпоративный Центр компетенций.

30.  Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова – региональный Центр компетенций.

31.  Северо-Кавказский федеральный университет – региональный Центр компетенций.

32.  Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова –университетский Центр компетенций.

33.  Сибирский федеральный университет – региональный Центр компетенций.

34.  Тамбовский государственный технический университет – региональный Центр компетенций.

35.  Тюменский государственный университет – университетский Центр компетенций.

36.  Уральский государственный медицинский университет МЗ РФ – сетевой-университетский Центр компетенций.

37.  Уральский государственный педагогический университет – отраслевой Центр компетенций.

38.  Уральский государственный экономический университет – университетский Центр компетенций.

39.  Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации – сетевой Центр компетенций.

40.  Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) – университетский Центр компетенций.

41.  Южный федеральный университет – региональный Центр компетенций.

42.  Сочинский государственный университет – отраслевой Центр компетенций.

43.  Дагестанский государственный технический университет – региональный Центр компетенций.

44.  Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет) – университетский Центр компетенций.

45.  Тверской государственный университет – региональный Центр компетенций.

46.  Кубанский государственный технологический университет – региональный Центр компетенций.

47.  Центр компетенций сельскохозяйственной отрасли на базе Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина – отраслевой Центр компетенций, включает в себя 53 ВУЗа, подведомственных Министерству сельского хозяйства.

48.  Центр компетенций Национального агентства развития квалификаций.

49.  Центр компетенций «Агентства развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)». 

50. Югорский государственный университет – университетский Центр компетенций.

51. Удмуртский государственный университет – региональный Центр компетенций.

52. Сургутский государственный педагогический университет – университетский Центр компетенций.

53. Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого – региональный Центр компетенций.




Социальные сети:

Vkontakte