Центр компетенций

Центр компетенций – это площадка, где студенты сначала проходят диагностику своих универсальных компетенций (soft skills), а затем работают над ними в рамках индивидуальной траектории развития. На выходе студенты получают «паспорт компетенций», а работодатель – специалистов с развитыми не только профессиональными, но и надпрофессиональными компетенциями.
Центры компетенций охватывают более 120 университетов и почти 500 средне-профессиональных образовательных учреждений во всех федеральных округах Российской Федерации. Инициатором проекта выступает президентская платформа «Россия – страна возможностей».
Чтобы присоединиться к Центру компетенций, выберите в анкете свой университет.
Не нашли свой университет в списке? Вы можете выбрать географически ближайший Центр компетенций. Но обратите внимание: чтобы присоединиться к Центру компетенций не своего университета, необходимо заполнить и подписать согласие о передаче персональных данных. Для этого обращайтесь в Центр компетенций.
Интересна только диагностика своих надпрофессиональных навыков? Выберите «Только тестирование» в поле «Центр компетенций» раздела «Прочее» анкеты.
Уже выпустились из вуза? Тогда имейте в виду, что результаты тестирования рассчитываются в сравнении с результатами тестирования обучающихся высших учебных заведений.
Что такое Центры компетенций?
Центры компетенций – место встречи студентов, работодателей и региональной власти, которые зачастую решают свои кадровые вопросы на базе университетов. В Центрах компетенций студенты проходят диагностику своих надпрофессиональных компетенций (часто их еще называют soft skills), строят индивидуальные траектории развития, занимаются «прокачкой» компетенций с целью ориентации на запросы конкретных работодателей.
Спрос на такие Центры связан с тем, что стандарты высшего образования и, соответственно, образовательные программы вузов в первую очередь предполагают усвоение профессиональных знаний, умений и навыков (hard skills). А вот с надпрофессиональными компетенциями все немного сложнее, особенно в части их оценки, развития и фиксации.
При этом многие работодатели четко формируют свой запрос к системе образования – на выходе из университетов молодые специалисты должны обладать набором важных компетенций.
Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков пояснил, о каких именно компетенциях идет речь:
«Сегодня для построения успешной карьеры недостаточно профессиональных знаний. Выпускникам вузов также требуются навыки тайм-менеджмента, умение ориентироваться на результат и проявлять лидерские качества, стрессоустойчивость, эмоциональный интеллект и другие мягкие навыки. По поручению Президента Российской Федерации мы совместно с платформой «Россия – страна возможностей» создаем центры оценки и развития управленческих компетенций в российских университетах».
Одновременно с этим и многие студенты признают, что им на старте карьеры не хватает именно надпрофессиональных компетенций, особенно в части их практического применения.
Генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров подтвердил этот факт:
«Впервые про такие Центры мы заговорили весной этого года. Разговор этот появился потому, что, опрашивая студентов и выпускников, практически подавляющее большинство говорили о том, что главная их забота – поиск первого места работы».
Полностью самостоятельно выполнить задачу по развитию надпрофессиональных компетенций университетам сложно. И на то есть ряд причин:
- Нет единого понимания набора компетенций. Представление о наборе необходимых навыков разнится среди работодателей, вузов, специальных оценочных компаний. Часто одни и те же компетенции называют по-разному, не раскрывая их содержания. Например, лидерство, стратегическое лидерство, аутентичное лидерство и т.д.
- Отсутствуют общепринятые инструменты оценки таких компетенций. Даже если работодатель и университет говорят об одних и тех же навыках, измеряют они их по-разному.
- У каждого конкретного работодателя (в первую очередь, конечно, крупного) свой набор необходимых компетенций.
- У каждого университета свое видение подготовки студентов по направлению «гибких навыков». У некоторых такового видения нет вовсе.
Создание Центров компетенций на базе университетов при поддержке АНО «Россия – страна возможностей» решает эти проблемы. Причем каждая заинтересованная сторона от проекта только выигрывает.
Зачем нужны Центры компетенций?
Университету: чтобы выпускать молодых специалистов, максимально адаптированных к задачам современного рынка труда.
Студенту: чтобы получить возможность эффективного социального и карьерного роста. Центры компетенций позволяют оценить свои навыки и сформировать индивидуальную траекторию их развития. На основе результатов диагностики и прохождения траектории формируется профиль студента, доступный работодателям. Это откроет обучающемуся доступ к подходящим вакансиям, стажировкам и проектам.
Работодателю: чтобы привлечь молодые кадры с требуемыми компетенциями. Работодатели получают доступ к базе студентов и недавних выпускников, прошедших диагностики валидными и надежными инструментами оценки, а также сумевших развить имеющиеся навыки и подчеркнуть сильные стороны.
Региону: деятельность Центров компетенций позволит сохранять и повышать качество человеческого ресурса, не отпуская молодые таланты за пределы территории, а предлагая максимально востребованные позиции и возможности для карьерного и социального развития внутри региона.
Заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля рассказал о преимуществах проекта:
«Центр предполагает системную работу, любой молодой человек может прийти, получить рекомендации, простроить индивидуальную траекторию, пройти образовательную программу и повысить свои компетенции. Что важно, в отличие от единого государственного экзамена, который жестко фиксирует результат, здесь нет плохих оценок, любой профиль хорош. Это ступенька для следующего развития. Молодые люди будут в единой базе доступны как для администрации региона, так и для ведущих работодателей. Это будет останавливать отток кадров из региона. Университет, его выпускники станут прозрачны для работодателя».
О типах Центров компетенций
В зависимости от особенностей и задач университетов можно выделить шесть типов Центров оценки компетенций:
- Отраслевые Центры. Их цель – обеспечить формирование кадров для определенной отрасли или группы отраслей. В качестве примеров можно привести Московский государственный университет пищевых производств, на базе которого открыт Центр компетенций для пищевой промышленности, а также Кубанский государственный аграрный университет, на базе которого развернут Центр компетенций сельскохозяйственной отрасли.
- Региональные и макрорегиональные Центры. Их цель – эффективное насыщение кадрами региональных работодателей-партнеров вуза. Яркий пример – Корпоративный университет Правительства Нижегородской области (КУПНО).
- Сетевые Центры. Разворачиваются на базе вузов с широкой сетью филиалов в регионах России. Яркий пример – РАНХиГС.
- Университетские, или научно-исследовательские Центры компетенций. Один из примеров – Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Пирогова.
- Корпоративные Центры компетенций. В качестве примера выступает Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Ключевой работодатель Центра компетенций на базе СПбПУ – ПАО «Газпром».
- Центр компетенций в сфере молодежного предпринимательства на базе Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ».
Как проходит диагностика студентов в Центрах компетенций?
Департамент оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» разработал набор необходимых инструментов диагностики для наиболее точной и полной оценки когнитивных способностей и личностного потенциала студентов. В основе методологии лежит «конструктор компетенций». Он структурирует определенный набор компетенций, в том числе через индикаторы к ним. Это позволяет всем сторонам (работодателям, вузам, студентам) работать в одном смысловом поле, а значит – разговаривать «на одном языке».
Под каждую из позиций конструктора компетенций созданы и уже прошли апробацию в рамках проектов АНО «Россия – страна возможностей» различные тесты, опросники и другие диагностические инструменты, которыми будет определяться уровень той или иной компетенции.
А чтобы у обучающихся была возможность во время обучения «закрыть пробелы» в компетенциях, развить и прокачать их, АНО «Россия – страна возможностей» в рамках проекта «Центры оценки и развития управленческих компетенций в российских образовательных организациях» совместно с ведущими преподавателями и бизнес-тренерами разработала 11 онлайн-курсов: «Саморазвитие на основе жизненных целей», «Сотрудничество в профессиональной среде», «Роль культуры правил в стабилизации процессов в организации», «Стрессоустойчивость в современном мире», «Анализ информации для принятия решений», «Коммуникативная грамотность», «Клиентоориентированность как образ мышления», «Эмоции и коммуникация», «Планирование и организация», «Ориентация на результат», «Лидерство: основы» (подробнее о курсах на официальном сайте проекта).
Онлайн-курсы сопровождаются вебинарами от авторов, которые отвечают на вопросы, возникающие у слушателей в процессе обучения и при выполнении домашних заданий, проводят разбор кейсов по теме занятия, обсуждают варианты обратной связи по типичным промежуточным и итоговым заданиям, а также выполняют совместно с участниками практические упражнения по заявленной теме.
Какие компетенции оценивают у студентов?
Руководитель отдела аналитики департамента методологии и оценки Екатерина Степашкина поделилась перечнем компетенций, которые представляют особый интерес для заинтересованных групп – студентов, университетов, работодателей: «Во внутреннем исследовании мы хотели посмотреть, как сами студенты видят важные для себя компетенции, что видят работодатели как те, кто будет использовать результаты нашей работы, и было интересно мнение преподавателей как тех, кто взаимодействует на постоянной основе со студентами».
Наибольший общий интерес представляют компетенции:
1. Партнерство и сотрудничество
2. Клиентоориентированность
3. Планирование и организация
4. Ориентация на результат
5. Анализ информации и выработка решений
6. Следование правилам и процедурам
7. Коммуникативная грамотность
8. Саморазвитие
9. Лидерство
10. Стрессоустойчивость
11. Эмоциональный интеллект
Конференция «На одной волне с университетами»
Ежегодно департамент методологии и оценки АНО «Россия – страна возможностей» организует конференцию «На одной волне с университетами», посвященную вопросам развития механизмов взаимодействия между ведущими российскими университетами, заинтересованными федеральными органами государственной власти и президентской платформой «Россия — страна возможностей» по выявлению и поддержке талантливой молодежи, а также по сопровождению и развитию проектов, способствующих личностной и профессиональной самореализации молодых талантов.
Участники мероприятия – ректорское сообщество, работодатели, а также высокопотенциальные студенты и амбассадоры проекта «Центры компетенций». В конференции 2022 года на базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого приняли участие представители более 130 университетов.
Какой охват Центров компетенций?
За время существования проекта создано 86 Центров компетенций, они работают в 48 субъектах нашей страны – в каждом из федеральных округов. К настоящему моменту диагностику по всем базовым компетенциям прошли более 200 тысяч студентов.
Также благодаря содействию Министерства сельского хозяйства Российской Федерации к проекту присоединились 53 аграрных университета России с опорным Центром компетенций в Кубанском государственном аграрном университете. На базе Российского государственного аграрного университета действует отдельный отраслевой Центр компетенций. Такое решение позволяет охватить целую отрасль страны.
В части диагностики студентов средне-профессиональных учреждений осуществляется партнерство с Национальным агентством развития квалификаций (НАРК), Институтом развития профессионального образования (ИРПО). Благодаря сотрудничеству с НАРК, ИРПО сетка Центров компетенций представлена в каждом субъекте Российской Федерации.
В каких университетах открыты Центры компетенций?
В списке учебных учреждений, на базе которых действуют Центры компетенций, следующие университеты:
Центральный федеральный округ
1. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации – сетевой Центр компетенций.
2. Московский государственный университет пищевых производств – отраслевой Центр компетенций.
3. Московский государственный строительный университет – отраслевой Центр компетенций.
4. Московский политехнический университет – университетский Центр компетенций.
5. Национальный исследовательский университет «МЭИ» – отраслевой Центр компетенций.
6. Национальный исследовательский технологический университет МИСиС – отраслевой Центр компетенций.
7. Национальный исследовательский ядерный институт «МИФИ» – сетевой Центр компетенций.
8. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации – сетевой Центр компетенций.
9. Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева – отраслевой Центр компетенций.
10. Российский государственный гуманитарный университет – университетский Центр компетенций.
11. Российский государственный социальный университет – отраслевой Центр компетенций.
12. Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева – отраслевой Центр компетенций.
13. Российский государственный университет нефти и газа НИУ имени И.М. Губкина –отраслевой Центр компетенций.
14. Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова МЗ РФ – университетский Центр компетенций.
15. Российский университет дружбы народов – университетский Центр компетенций.
16. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова – сетевой Центр компетенций.
17. Тамбовский государственный технический университет – региональный Центр компетенций.
18. Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет) – университетский Центр компетенций.
19. Тверской государственный университет – региональный Центр компетенций.
20. Центр компетенций Национального агентства развития квалификаций.
21. Центр компетенций «Агентства развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)».
22. Институт развития профессионального образования – отраслевой Центр компетенций.
23. Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых – региональный Центр компетенций.
24. Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского – региональный Центр компетенций.
25. Курская академия государственной и муниципальной службы – университетский Центр компетенций.
26. Российский государственный университет туризма и сервиса – университетский Центр компетенций.
27. Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова – региональный Центр компетенций.
28. Юго-Западный государственный университет – университетский Центр компетенций.
29. Костромской государственный университет – региональный Центр компетенций.
Северо-Западный федеральный округ
30. Балтийский федеральный университет им. И. Канта – региональный Центр компетенций.
31. Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения – университетский Центр компетенций.
32. Санкт-Петербургский государственный экономический университет – сетевой Центр компетенций.
33. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого – корпоративный Центр компетенций.
34. Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого – региональный Центр компетенций.
35. Череповецкий государственный университет – университетский Центр компетенций.
36. Псковский государственный университет – университетский Центр компетенций.
37. Коми республиканская академия государственной службы и управления – отраслевой Центр компетенций.
38. Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова – региональный Центр компетенций.
Южный федеральный округ
39. Астраханский государственный технический университет – отраслевой Центр компетенций.
40. Астраханский государственный университет – региональный Центр компетенций.
41. Донской государственный технический университет – сетевой Центр компетенций.
42. Южный федеральный университет – региональный Центр компетенций.
43. Сочинский государственный университет – отраслевой Центр компетенций.
44. Кубанский государственный технологический университет – региональный Центр компетенций.
45. Центр компетенций сельскохозяйственной отрасли на базе Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина – отраслевой Центр компетенций, включает в себя 53 университета, подведомственных Министерству сельского хозяйства.
46. Волгоградский государственный технический университет – университетский Центр компетенций.
47. Севастопольский государственный университет – отраслевой Центр компетенций.
Приволжский федеральный округ
48. Корпоративный университет Правительства Нижегородской области – региональный Центр компетенций.
49. Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского – университетский Центр компетенций.
50. Пермский государственный национальный исследовательский университет – региональный Центр компетенций.
51. Самарский государственный экономический университет – региональный Центр компетенций.
52. Удмуртский государственный университет – региональный Центр компетенций.
53. Вятский государственный университет – университетский Центр компетенций.
54. Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова – региональный Центр компетенций.
55. Уфимский университет науки и технологий – региональный Центр компетенций.
56. Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева – региональный Центр компетенций.
57. Ульяновский государственный университет – региональный Центр компетенций.
58. Центр компетенции на базе учебного центра министерства труда и занятости населения Оренбургской области – региональный Центр компетенций.
Уральский федеральный округ
59. Уральский государственный медицинский университет МЗ РФ – сетевой-университетский Центр компетенций.
60. Уральский государственный педагогический университет – отраслевой Центр компетенций.
61. Уральский государственный экономический университет – университетский Центр компетенций.
62. Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) – университетский Центр компетенций.
63. Югорский государственный университет – университетский Центр компетенций.
64. Тюменский государственный университет – университетский Центр компетенций.
65. Тюменский индустриальный университет – университетский Центр компетенций.
66. Тюменский государственный медицинский университет – отраслевой Центр компетенций.
67. Сургутский государственный педагогический университет – университетский Центр компетенций.
Сибирский федеральный округ
68. Кемеровский государственный университет – региональный Центр компетенций.
69. Национальный исследовательский Томский государственный университет – университетский Центр компетенций.
70. Национальный исследовательский Томский политехнический университет – сетевой Центр компетенций.
71. Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники – университетский Центр компетенций.
72. Центр компетенций в сфере молодёжного предпринимательства на базе Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ».
73. Омский государственный технический университет – региональный Центр компетенций.
74. Сибирский федеральный университет – региональный Центр компетенций.
75. Сибирский государственный медицинский университет – университетский Центр компетенций.
76. Самарский государственный университет путей сообщения – отраслевой Центр компетенций.
77. Алтайский государственный университет – региональный Центр компетенций.
Дальневосточный федеральный округ
78. Дальневосточный федеральный университет – региональный Центр компетенций.
79. Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова – региональный Центр компетенций.
80. Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема – университетский Центр компетенций.
Северо-Кавказский федеральный округ
81. Северо-Кавказский федеральный университет – региональный Центр компетенций.
82. Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова –университетский Центр компетенций.
83. Пятигорский государственный университет – региональный Центр компетенций.
84. Дагестанский государственный технический университет – региональный Центр компетенций.
85. Забайкальский государственный университет – региональный Центр компетенций.
86. Тихоокеанский государственный университет – региональный Центр компетенций.