Центр компетенций

Центр компетенций Для студентов бакалавриата, магистратуры и специалитета от 18 лет
#пройдиоценку

Центр компетенций – это площадка, где студенты сначала проходят диагностику своих универсальных компетенций (soft skills), а затем работают над ними в рамках индивидуальной траектории развития. На выходе студенты получают «паспорт компетенций», а работодатель – специалистов с развитыми не только профессиональными, но и надпрофессиональными компетенциями.

Центры компетенций охватывают более 120 университетов и почти 500 средне-профессиональных образовательных учреждений во всех федеральных округах Российской Федерации. Инициатором проекта выступает президентская платформа «Россия – страна возможностей». 

Чтобы присоединиться к Центру компетенций, выберите в анкете свой университет.

Не нашли свой университет в списке? Вы можете выбрать географически ближайший Центр компетенций. Но обратите внимание: чтобы присоединиться к Центру компетенций не своего университета, необходимо заполнить и подписать согласие о передаче персональных данных. Для этого обращайтесь в Центр компетенций.

Интересна только диагностика своих надпрофессиональных навыков? Выберите «Только тестирование» в поле «Центр компетенций» раздела «Прочее» анкеты.

Уже выпустились из вуза? Тогда имейте в виду, что результаты тестирования рассчитываются в сравнении с результатами тестирования обучающихся высших учебных заведений.


Что такое Центры компетенций?

Центры компетенций – место встречи студентов, работодателей и региональной власти, которые зачастую решают свои кадровые вопросы на базе университетов. В Центрах компетенций студенты проходят диагностику своих надпрофессиональных компетенций (часто их еще называют soft skills), строят индивидуальные траектории развития, занимаются «прокачкой» компетенций с целью ориентации на запросы конкретных работодателей.

Спрос на такие Центры связан с тем, что стандарты высшего образования и, соответственно, образовательные программы вузов в первую очередь предполагают усвоение профессиональных знаний, умений и навыков (hard skills). А вот с надпрофессиональными компетенциями все немного сложнее, особенно в части их оценки, развития и фиксации.

При этом многие работодатели четко формируют свой запрос к системе образования – на выходе из университетов молодые специалисты должны обладать набором важных компетенций.

Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков пояснил, о каких именно компетенциях идет речь:

«Сегодня для построения успешной карьеры недостаточно профессиональных знаний. Выпускникам вузов также требуются навыки тайм-менеджмента, умение ориентироваться на результат и проявлять лидерские качества, стрессоустойчивость, эмоциональный интеллект и другие мягкие навыки. По поручению Президента Российской Федерации мы совместно с платформой «Россия – страна возможностей» создаем центры оценки и развития управленческих компетенций в российских университетах».

Одновременно с этим и многие студенты признают, что им на старте карьеры не хватает именно надпрофессиональных компетенций, особенно в части их практического применения.

Генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров подтвердил этот факт:

«Впервые про такие Центры мы заговорили весной этого года. Разговор этот появился потому, что, опрашивая студентов и выпускников, практически подавляющее большинство говорили о том, что главная их забота – поиск первого места работы».


Полностью самостоятельно выполнить задачу по развитию надпрофессиональных компетенций университетам сложно. И на то есть ряд причин:

  1. Нет единого понимания набора компетенций. Представление о наборе необходимых навыков разнится среди работодателей, вузов, специальных оценочных компаний. Часто одни и те же компетенции называют по-разному, не раскрывая их содержания. Например, лидерство, стратегическое лидерство, аутентичное лидерство и т.д.
  2. Отсутствуют общепринятые инструменты оценки таких компетенций. Даже если работодатель и университет говорят об одних и тех же навыках, измеряют они их по-разному.
  3. У каждого конкретного работодателя (в первую очередь, конечно, крупного) свой набор необходимых компетенций.
  4. У каждого университета свое видение подготовки студентов по направлению «гибких навыков». У некоторых такового видения нет вовсе.

Создание Центров компетенций на базе университетов при поддержке АНО «Россия – страна возможностей» решает эти проблемы. Причем каждая заинтересованная сторона от проекта только выигрывает.

Зачем нужны Центры компетенций?

Университету: чтобы выпускать молодых специалистов, максимально адаптированных к задачам современного рынка труда.

Студенту: чтобы получить возможность эффективного социального и карьерного роста. Центры компетенций позволяют оценить свои навыки и сформировать индивидуальную траекторию их развития. На основе результатов диагностики и прохождения траектории формируется профиль студента, доступный работодателям. Это откроет обучающемуся доступ к подходящим вакансиям, стажировкам и проектам.

Работодателю: чтобы привлечь молодые кадры с требуемыми компетенциями. Работодатели получают доступ к базе студентов и недавних выпускников, прошедших диагностики валидными и надежными инструментами оценки, а также сумевших развить имеющиеся навыки и подчеркнуть сильные стороны.

Региону: деятельность Центров компетенций позволит сохранять и повышать качество человеческого ресурса, не отпуская молодые таланты за пределы территории, а предлагая максимально востребованные позиции и возможности для карьерного и социального развития внутри региона.

Заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля рассказал о преимуществах проекта:

«Центр предполагает системную работу, любой молодой человек может прийти, получить рекомендации, простроить индивидуальную траекторию, пройти образовательную программу и повысить свои компетенции. Что важно, в отличие от единого государственного экзамена, который жестко фиксирует результат, здесь нет плохих оценок, любой профиль хорош. Это ступенька для следующего развития. Молодые люди будут в единой базе доступны как для администрации региона, так и для ведущих работодателей. Это будет останавливать отток кадров из региона. Университет, его выпускники станут прозрачны для работодателя».

О типах Центров компетенций

В зависимости от особенностей и задач университетов можно выделить шесть типов Центров оценки компетенций:

  1. Отраслевые Центры. Их цель – обеспечить формирование кадров для определенной отрасли или группы отраслей. В качестве примеров можно привести Московский государственный университет пищевых производств, на базе которого открыт Центр компетенций для пищевой промышленности, а также Кубанский государственный аграрный университет, на базе которого развернут Центр компетенций сельскохозяйственной отрасли.
  2. Региональные и макрорегиональные Центры. Их цель – эффективное насыщение кадрами региональных работодателей-партнеров вуза. Яркий пример – Корпоративный университет Правительства Нижегородской области (КУПНО).
  3. Сетевые Центры. Разворачиваются на базе вузов с широкой сетью филиалов в регионах России. Яркий пример – РАНХиГС.
  4. Университетские, или научно-исследовательские Центры компетенций. Один из примеров – Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Пирогова.
  5. Корпоративные Центры компетенций. В качестве примера выступает Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Ключевой работодатель Центра компетенций на базе СПбПУ – ПАО «Газпром».
  6. Центр компетенций в сфере молодежного предпринимательства на базе Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ».

Как проходит диагностика студентов в Центрах компетенций?

Департамент оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» разработал набор необходимых инструментов диагностики для наиболее точной и полной оценки когнитивных способностей и личностного потенциала студентов. В основе методологии лежит «конструктор компетенций». Он структурирует определенный набор компетенций, в том числе через индикаторы к ним. Это позволяет всем сторонам (работодателям, вузам, студентам) работать в одном смысловом поле, а значит – разговаривать «на одном языке». 

Под каждую из позиций конструктора компетенций созданы и уже прошли апробацию в рамках проектов АНО «Россия – страна возможностей» различные тесты, опросники и другие диагностические инструменты, которыми будет определяться уровень той или иной компетенции.

А чтобы у обучающихся была возможность во время обучения «закрыть пробелы» в компетенциях, развить и прокачать их, АНО «Россия – страна возможностей» в рамках проекта «Центры оценки и развития управленческих компетенций в российских образовательных организациях» совместно с ведущими преподавателями и бизнес-тренерами разработала 11 онлайн-курсов: «Саморазвитие на основе жизненных целей», «Сотрудничество в профессиональной среде», «Роль культуры правил в стабилизации процессов в организации», «Стрессоустойчивость в современном мире», «Анализ информации для принятия решений», «Коммуникативная грамотность», «Клиентоориентированность как образ мышления», «Эмоции и коммуникация», «Планирование и организация», «Ориентация на результат», «Лидерство: основы» (подробнее о курсах на официальном сайте проекта). 

Онлайн-курсы сопровождаются вебинарами от авторов, которые отвечают на вопросы, возникающие у слушателей в процессе обучения и при выполнении домашних заданий, проводят разбор кейсов по теме занятия, обсуждают варианты обратной связи по типичным промежуточным и итоговым заданиям, а также выполняют совместно с участниками практические упражнения по заявленной теме.

Какие компетенции оценивают у студентов?

Руководитель отдела аналитики департамента методологии и оценки Екатерина Степашкина поделилась перечнем компетенций, которые представляют особый интерес для заинтересованных групп – студентов, университетов, работодателей: «Во внутреннем исследовании мы хотели посмотреть, как сами студенты видят важные для себя компетенции, что видят работодатели как те, кто будет использовать результаты нашей работы, и было интересно мнение преподавателей как тех, кто взаимодействует на постоянной основе со студентами».

Наибольший общий интерес представляют компетенции:

1.    Партнерство и сотрудничество

2.    Клиентоориентированность

3.    Планирование и организация

4.    Ориентация на результат

5.    Анализ информации и выработка решений

6.    Следование правилам и процедурам

7.    Коммуникативная грамотность

8.    Саморазвитие

9.    Лидерство

10. Стрессоустойчивость

11.  Эмоциональный интеллект



Конференция «На одной волне с университетами»

Ежегодно департамент методологии и оценки АНО «Россия – страна возможностей» организует конференцию «На одной волне с университетами», посвященную вопросам развития механизмов взаимодействия между ведущими российскими университетами, заинтересованными федеральными органами государственной власти и президентской платформой «Россия — страна возможностей» по выявлению и поддержке талантливой молодежи, а также по сопровождению и развитию проектов, способствующих личностной и профессиональной самореализации молодых талантов.

Участники мероприятия – ректорское сообщество, работодатели, а также высокопотенциальные студенты и амбассадоры проекта «Центры компетенций». В конференции 2022 года на базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого приняли участие представители более 130 университетов.

Какой охват Центров компетенций?

За время существования проекта создано 86 Центров компетенций, они работают в 48 субъектах нашей страны – в каждом из федеральных округов. К настоящему моменту диагностику по всем базовым компетенциям прошли более 200 тысяч студентов.

Также благодаря содействию Министерства сельского хозяйства Российской Федерации к проекту присоединились 53 аграрных университета России с опорным Центром компетенций в Кубанском государственном аграрном университете. На базе Российского государственного аграрного университета действует отдельный отраслевой Центр компетенций.  Такое решение позволяет охватить целую отрасль страны. 

В части диагностики студентов средне-профессиональных учреждений осуществляется партнерство с Национальным агентством развития квалификаций (НАРК), Институтом развития профессионального образования (ИРПО). Благодаря сотрудничеству с НАРК, ИРПО сетка Центров компетенций представлена в каждом субъекте Российской Федерации. 

В каких университетах открыты Центры компетенций?

В списке учебных учреждений, на базе которых действуют Центры компетенций, следующие университеты:

Центральный федеральный округ

1.     Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации – сетевой Центр компетенций.

2.     Московский государственный университет пищевых производств – отраслевой Центр компетенций.

3.     Московский государственный строительный университет – отраслевой Центр компетенций. 

4.     Московский политехнический университет – университетский Центр компетенций.

5.     Национальный исследовательский университет «МЭИ» – отраслевой Центр компетенций.

6.     Национальный исследовательский технологический университет МИСиС – отраслевой Центр компетенций.

7.     Национальный исследовательский ядерный институт «МИФИ» – сетевой Центр компетенций.

8.     Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации – сетевой Центр компетенций.

9.     Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева – отраслевой Центр компетенций.

10.   Российский государственный гуманитарный университет – университетский Центр компетенций.

11.   Российский государственный социальный университет – отраслевой Центр компетенций.

12.   Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева – отраслевой Центр компетенций.

13.   Российский государственный университет нефти и газа НИУ имени И.М. Губкина –отраслевой Центр компетенций.

14.   Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова МЗ РФ – университетский Центр компетенций.

15.   Российский университет дружбы народов – университетский Центр компетенций.

16.   Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова – сетевой Центр компетенций.

17.   Тамбовский государственный технический университет – региональный Центр компетенций.

18.   Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет) – университетский Центр компетенций.

19.   Тверской государственный университет – региональный Центр компетенций.

20.   Центр компетенций Национального агентства развития квалификаций.

21.   Центр компетенций «Агентства развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)».

22.  Институт развития профессионального образования – отраслевой Центр компетенций.

23.   Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых – региональный Центр компетенций.

24.   Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского – региональный Центр компетенций.

25.   Курская академия государственной и муниципальной службы – университетский Центр компетенций.

26.   Российский государственный университет туризма и сервиса – университетский Центр компетенций.

27.   Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова – региональный Центр компетенций.

28.   Юго-Западный государственный университет – университетский Центр компетенций.

29.   Костромской государственный университет – региональный Центр компетенций.

Северо-Западный федеральный округ

30.   Балтийский федеральный университет им. И. Канта – региональный Центр компетенций.

31.   Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения – университетский Центр компетенций.

32.  Санкт-Петербургский государственный экономический университет – сетевой Центр компетенций.

33.   Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого – корпоративный Центр компетенций.

34.   Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого – региональный Центр компетенций.

35.   Череповецкий государственный университет – университетский Центр компетенций.

36.   Псковский государственный университет – университетский Центр компетенций.

37.   Коми республиканская академия государственной службы и управления – отраслевой Центр компетенций.

38.   Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова – региональный Центр компетенций.

Южный федеральный округ

39.   Астраханский государственный технический университет – отраслевой Центр компетенций.

40.   Астраханский государственный университет – региональный Центр компетенций.

41.   Донской государственный технический университет – сетевой Центр компетенций.

42.   Южный федеральный университет – региональный Центр компетенций.

43.   Сочинский государственный университет – отраслевой Центр компетенций.

44.   Кубанский государственный технологический университет – региональный Центр компетенций.

45.   Центр компетенций сельскохозяйственной отрасли на базе Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина – отраслевой Центр компетенций, включает в себя 53 университета, подведомственных Министерству сельского хозяйства.

46.   Волгоградский государственный технический университет – университетский Центр компетенций.

47.   Севастопольский государственный университет – отраслевой Центр компетенций.

Приволжский федеральный округ

48.   Корпоративный университет Правительства Нижегородской области – региональный Центр компетенций.

49.   Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского – университетский Центр компетенций.

50.   Пермский государственный национальный исследовательский университет – региональный Центр компетенций.

51.   Самарский государственный экономический университет – региональный Центр компетенций.

52.   Удмуртский государственный университет – региональный Центр компетенций.

53.   Вятский государственный университет – университетский Центр компетенций.

54.   Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова – региональный Центр компетенций.

55.   Уфимский университет науки и технологий – региональный Центр компетенций.

56.   Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева – региональный Центр компетенций.

57.   Ульяновский государственный университет – региональный Центр компетенций.

58.   Центр компетенции на базе учебного центра министерства труда и занятости населения Оренбургской области – региональный Центр компетенций.

Уральский федеральный округ

59.   Уральский государственный медицинский университет МЗ РФ – сетевой-университетский Центр компетенций.

60.   Уральский государственный педагогический университет – отраслевой Центр компетенций.

61.   Уральский государственный экономический университет – университетский Центр компетенций.

62.   Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) – университетский Центр компетенций.

63.   Югорский государственный университет – университетский Центр компетенций.

64.   Тюменский государственный университет – университетский Центр компетенций.

65.   Тюменский индустриальный университет – университетский Центр компетенций. 

66.   Тюменский государственный медицинский университет – отраслевой Центр компетенций.

67.   Сургутский государственный педагогический университет – университетский Центр компетенций.

Сибирский федеральный округ

68.   Кемеровский государственный университет – региональный Центр компетенций. 

69.   Национальный исследовательский Томский государственный университет – университетский Центр компетенций.

70.   Национальный исследовательский Томский политехнический университет – сетевой Центр компетенций.

71.   Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники – университетский Центр компетенций.

72.   Центр компетенций в сфере молодёжного предпринимательства на базе Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ».

73. Омский государственный технический университет – региональный Центр компетенций.

74.   Сибирский федеральный университет – региональный Центр компетенций.

75.  Сибирский государственный медицинский университет – университетский Центр компетенций.

76.   Самарский государственный университет путей сообщения – отраслевой Центр компетенций.

77.   Алтайский государственный университет – региональный Центр компетенций.

Дальневосточный федеральный округ

78.   Дальневосточный федеральный университет – региональный Центр компетенций.

79.   Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова – региональный Центр компетенций.

80.   Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема – университетский Центр компетенций.

Северо-Кавказский федеральный округ

81.   Северо-Кавказский федеральный университет – региональный Центр компетенций.

82.   Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова –университетский Центр компетенций.

83.   Пятигорский государственный университет – региональный Центр компетенций.

84.   Дагестанский государственный технический университет – региональный Центр компетенций.

85.   Забайкальский государственный университет – региональный Центр компетенций.

86.    Тихоокеанский государственный университет – региональный Центр компетенций.




Социальные сети:

ВКонтакте

Telegram

Новости проекта

Все новости
Вам могут понравиться
Все проекты
Флагманы образования
Проект, направленный на профессиональный и карьерный рост в сфере образования.
Проект
Идёт регистрация
Открываем Россию заново
Дает возможность путешествовать по России и менять жизнь в регионах к лучшему, развивать профессиональные компетенции.
Проект
Идёт регистрация
Мастера гостеприимства
Позволит раскрыть туристический потенциал страны и вывести туризм в России на новый уровень.
Проект
КАРДО
Проект, направленный на поддержку талантов в области уличной культуры и спорта, создания социальных лифтов для молодежи
Конкурс
Больше, чем путешествие
Познакомьтесь с самыми интересными уголками и достопримечательностями нашей страны.
Проект
Международный строительный чемпионат
Поможет раскрыть потенциал профессионалов и молодых специалистов в индустрии промышленного строительства.
Проект
Я — профессионал
Прохождение студентами олимпиадных состязаний: тестовые материалы, решение кейсов и практико-ориентированных заданий.
Проект
Идёт регистрация
ТопБЛОГ
Создание вовлекающего контента и дальнейшее развитие своего блога.
Проект
Моя страна – моя Россия
Разработка проектов и их воплощение, нацеленное на улучшение качества жизни и решение социально-экономических проблем.
Конкурс
#МЫВМЕСТЕ
Премия, объединяющая волонтеров, коммерческие и некоммерческие организации и всех неравнодушных граждан.
Проект
CASE-IN
Поможет молодежи получить льготы при поступлении в российские вузы, магистратуру и аспирантуру, а также улучшить свои на
Конкурс
Цифровой прорыв. Сезон: искусственный интеллект
Развитие и поддержка IT-специалистов, желающих создавать проекты и сервисы с искусственным интеллектом.
Проект
Идёт регистрация
Экософия
Для тех, кто хочет изменить потребительскую модель поведения и сберечь экологию планеты.
Проект
Больше, чем работа
Возможность пройти экскурсию или стажировку на предприятии с дальнейшей возможностью трудоустройства.
Проект
Абилимпикс
Позволит продемонстрировать мастерство в различных профессиях и сферах деятельности для людей с инвалидностью.
Конкурс
Мастерская новых медиа
Образовательная программа по подготовке медиа- и PR-технологов в области интернет-коммуникаций.
Проект
Образовательный форум «Территория смыслов»
Прими участие в разработке ключевых направлений развития страны до 2050 года. Сформируй образ будущего России!
Форум
Идёт регистрация
Профразвитие
Стажировки для перспективных студентов и молодых специалистов от лучших работодателей страны
Стажировка
Идёт регистрация
Твой Ход
Предоставляет возможность молодым людям проявить талант и знания.
Конкурс
Программа «Наставничество»
Площадка для развития профессиональных и личностных навыков, объединения и дальнейшего сопровождения финалистов проектов
Проект
Идёт регистрация
Другое Дело
Для всех, кто неравнодушен к своей стране и обществу.
Проект
Мастерская управления «Сенеж»
Формирование управленческих компетенций и навыков у молодых людей, действующих и будущих управленцев из всех регионов.
Проект
Идёт регистрация
Начни игру
Возможность попробовать себя в профессиях игровой индустрии, создать собственный игровой проект
Конкурс
Идёт регистрация
Кадровое агентство
Услуги по поиску и подбору персонала для заказчиков (государственные и коммерческие структуры)
Проект
Клуб Лидеров России «Эльбрус»
Сообщество победителей конкурса управленцев «Лидеры России». Миссия клуба – формирование в России механизмов ответственн
Проект
Как это возможно?
Подкаст о возможностях в России.
Проект
Росмолодёжь. Гранты
Получите шанс выиграть грант на развитие своих социально значимых проектов.
Конкурс
Культурный код
Сможете превратить привычный серый микрорайон в яркие точки на карте России.
Проект
Талантист
Исследование, позволяющее понять актуальные тренды на рынке труда, зоны развития.
Проект
Идёт регистрация
Спасибо, братцы
Поможет продолжить обучение, получить специальность и необходимые компетенции, чтобы в дальнейшем приносить пользу своим
Проект
Лидеры России
Флагманский проект президентской платформы и самый масштабный конкурс для управленцев, не имеющий аналогов в мире.
Конкурс
Лидеры России. Политика
Для управленцев от 21 до 55 лет
Конкурс
Идёт регистрация
Это у нас семейное
Здесь ваша семья станет сплоченной командой и откроет новые возможности
Конкурс
Идёт регистрация
Пишем будущее
Ориентирован на написание эссе, участие в онлайн-программе допобразования, практико-ориентированных выездах и командных
Проект
Студент года
Предоставляет возможность развивать гибкие навыки, получить общественное признание за результаты социально-активной деят
Конкурс
Идёт регистрация
Национальная технологическая олимпиада
Всероссийские технологические соревнования для школьников 5-11 классов и студентов по широкому спектру направлений.
Проект
Большая перемена
Предоставляет возможность молодым людям проявить талант и знания.
Конкурс