This website requires JavaScript.

Эксперты обсудили важность внеурочной работы в школе при переходе на удаленный режим

Внеурочная работа становится особенно важна в условиях дистанционного образования, когда требуется организовать не только образовательный процесс, но и содержательный досуг детей. При этом педагогам необходимо быть интересными самим и предлагать им такие задания, чтобы дети активно включались в процесс и получали важные знания во внеурочное время. К такому выводу пришли эксперты круглого стола «Воспитание во внеурочное время» по тематике образовательной программы «Среда обучения» Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей», который состоялся 19 ноября в пресс-центре агентства ТАСС в Екатеринбурге. В нем приняли участие представители власти, вузов, школ и проектов платформы «Россия – страна возможностей», которые занимаются образовательной тематикой.

«Сейчас перед системой образования стоят новые вызовы, прежде всего, каким образом сделать воспитательную работу интересной, чтобы она находила отклик как у детей, так и родителей, чтобы это был процесс взаимного творчества всех участников образовательного процесса. В условиях дистанционного обучения педагогам не стоит забывать и отказываться от внеурочных мероприятий, потому что, с одной стороны, это позволит разнообразить формы дистанционной коммуникации с детьми, с другой стороны, позволит детям легче адаптироваться к тому, что они находятся на удаленном режиме», - сказал руководитель проекта «Учитель будущего» АНО «Россия — страна возможностей» Андрей Богданцев.

Платформа «Россия – страна возможностей» ведет активную работу по подготовке учителей будущего, которые умеют, сохранив традиции, предложить и внедрить новый инструментарий, в том числе онлайн-инструменты, уточнил Богданцев.

«В Мастерской управления «Сенеж» мы ориентированы на сопровождение учителей в этом процессе, всестороннюю ресурсную поддержку, обучение новым инструментам в сфере образования и воспитания, чтобы воспитательная среда школ стала не только индустрией досуга, но и частью образовательного и социализирующего процесса. Мы реализуем программы для учителей, такие как онлайн-курс «Среда обучения», форум молодых педагогов «Линейка». Отдельно хочу отметить про геймификацию и онлайнизацию – призываю учителей не пугаться современных тенденций, таких как TikTok, научиться самому делать интересный контент, чтобы ребята смотрели не только модных блогеров, но и ценные воспитательные советы, которые дают учителя», - сказала в ходе круглого стола проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» АНО «Россия – страна возможностей» Мария Афонина.

Мария Афонина напомнила, что авторы программы «Среда обучения», которая включает такие направления, как «Воспитание во внеурочное время», «Воспитание через инициативы школьников», «Воспитательный потенциал урока», «Цифровое образование: как сохранить качество», провели эффективные образовательные и развивающие модули для всех участников образовательной и воспитательной среды.

Большие внимание развитию внеурочного образования уделяют в настоящее время в Свердловской области.

«В регионе большое внимание уделяется внеурочной деятельности, внедрению ее в школах. Сейчас министерство образования Свердловской области работает над тем, чтобы собрать воедино некий банк ресурсов - сформировать список учреждений, общественных организаций, работающих в этом направлении, и сделать его доступным и максимально удобным для педагогов и родителей. Также активизируется работа с родительским сообществом: дети стали больше времени проводить времени дома, во многом это стало новым вызовом. Кроме того, сейчас школы должны разработать программы воспитания, и наша задача – помочь в этом школам, чтобы каждый педагог понимал, какой ресурс он может использовать», - сказала заместитель директора Департамента молодежной политики Министерства образования и молодежной политики Свердловской области Ольга Котлярова.

Эксперты во время круглого стола также отметили важность подготовки и переквалификации педагогических кадров, которые могли бы грамотно организовать не только образовательный процесс, но и внеурочную деятельность, создать в школах воспитательную среду, учитывая современные реалии.

«Внеурочную деятельность можно рассматривать, во-первых, как организацию дополнительного образования, и здесь очень важно до современных ребят донести мир профессий. Профориентационная деятельность, если она будет разворачиваться через дополнительное образование, да еще и в цифровой среде, где ребята могли бы почувствовать и попробовать себя в виртуальной реальности в мире новых профессий, - мне кажется, это было бы очень интересно. Ведь новые профессии, которые сегодня «стучатся» к нам, в том числе в сферу педагогики, такие как разработчик онлайн-курсов, цифровых образовательных платформ, и многие другие – они ведь никуда не уходят и от основной образовательной деятельности. Каждый учитель может по-другому осмыслить свой предмет, но использовать те новые формы, о которых мы сегодня говорим – создание подкастов, цифровых уроков, небольших роликов и т.д. И, конечно, это интереснейшая реальность, которая перед нами открывается. Возможности такие у нас сейчас есть. В нашем университете даже есть видеостудия, в которой мы с педагогами записываем эти цифровые уроки, со студентами записываем небольшие ролики, и привлекаем школьников, организуя для них конкурсы, позволяя попробовать себя в этой роли разработчиков нового качества образовательного контента», - сказала ректор Уральского государственного педагогического университета Светлана Минюрова.

Участники остановились на проблемах и возможностях школьного воспитания во внеурочное время в дистанционном режиме.

«Мы совместно с коллегами и учителями Екатеринбурга и Свердловской области записываем различные варианты воспитательных практик, которые можно реализовать и во внеурочной деятельности. Такие видеоролики с методическими материалами размещаем на канале «Учимся вместе» – это канал единой цифровой среды Свердловской области. Тем самым пример учителя, о котором много говорят, доступен не только в классе для некоторых детей, но и широкой среде на онлайн-площадках. Именно движение, импульс команды, профессионального сообщества дает возможность изменить воспитательную работу, внести новые тренды и форматы в воспитательную внеурочную деятельность в каждой школе, донести до каждого ребенка и семьи», - отметила директор Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Уральского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент, эксперт профессионального конкурса «Учитель будущего» Марина Бывшева.