20 марта 2021 года в рамках Форума «Культура счастья» директор Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Сергей Гребенников презентовал результаты всероссийского исследования «Цифровое счастье россиян», проведенного в декабре 2020 года в формате количественного онлайн-опроса и серии глубинных интервью. Организаторами исследования выступили РОЦИТ и АНО «Россия – страна возможностей».
Сергей Гребенников отметил, что цифровое счастье – это относительно новое явление, связанное с развитием цифровых технологий и ежедневным ростом количества пользовательских публикаций. Цифровое счастье – это состояние высшего удовлетворения, которое транслируется людьми в интернете и основано на влиянии разных критериев.
«Одна из наших гипотез состояла в том, что цифровое счастье неразрывно связано с тем счастьем, которое мы испытываем в реальной жизни. И проведенное нами исследование полностью подтвердило, что измерение одного без другого просто-напросто невозможно. Для нас стало настоящим откровением, что несмотря на пандемию и связанные с ней сложности, в 2020 году 59% респондентов чувствовали себя счастливыми, а публикуемый ими контент стал позитивнее», – поделился он.
Исследование «Цифровое счастье россиян» было проведено в декабре 2020 года в формате репрезентативного количественного онлайн-опроса (5413 человек) и серии из 56 глубинных интервью с блогерами и рядовыми пользователями Рунета.
Согласно проведенным интервью, у молодежной группы 18-35 лет и пользователей 36+ лет есть кардинальные различия в природе их счастья. Если у первых это состояние чаще основано на внешних событиях и отношении к ним окружающих, то у пользователей старшего возраста фундаментом выступает достигнутое внутреннее состояние. Примечательно, что средний возраст счастливых людей был зафиксирован на отметке 39 лет.
Но есть и то, что объединяет эти возрастные группы. По данным количественного опроса, для большинства основными факторами счастья выступают семья и близкое окружение (88%), а также собственное здоровье (88%). Для 86% на ощущение счастья чаще влияет эмоциональное и психологическое состояние. Другими словами, в первую очередь на счастье влияет личная сфера, в значительно меньшей степени – социальное и общественное – политика, экономика, интернет и цифровые технологии.
Эти ТОП-3 фактора счастья также значимы для пользовательских публикаций в интернете и социальных сетях. Однако в наибольшей степени на публикации пользователей влияют их досуг и отдых. Об этом заявил каждый второй опрошенный.
По словам Сергея Гребенникова, в основном желание публиковать контент возникает у пользователей в случае хорошего настроения. При плохом – большинство либо не публикуют никакой информации, либо размещают информацию меньшего объема или нейтрального содержания.
«Если раньше отмечалось, что пользователи не были готовы делиться позитивными эмоциями и чаще транслировали в интернет негатив, то сейчас ситуация кардинально изменилась. Целенаправленное уменьшение негатива в своих аккаунтах блогеры и пользователи связывают с потребностью их подписчиков в позитиве. На позитивный контент людям хочется реагировать значительно чаще: ставить лайки, делать репосты, комментировать. По данным онлайн-опроса, более половины опрошенных с гораздо большей вероятностью отреагируют на позитивный контент, чем на любой другой», – рассказал Сергей Гребенников.
Так называемый «эффект счастья или несчастья» от публикуемой информации создается ее тематикой, осознанием общности или разницы мнения автора и аудитории, эмпатией к автору, умением автора выстроить теплые взаимоотношения с подписчиками, качеством контента, авторским стилем.
Представления о позитивном и негативном контенте определяются индивидуальными вкусовыми и тематическими предпочтениями пользователей, а также личным уровнем эмпатии. При этом часть контента все-таки расценивается как однозначно позитивная или негативная. К счастливому контенту большинство пользователей относят развлекательный, демонстрирующий личное мнение, а также образовательный контент (тренинги, мастер-классы, онлайн-курсы, статьи и др.).
Примечательно, что активные пользователи обладают большей способностью к рефлексии внутренних состояний и внешних событий, включая состояние общества, отражаемое в контенте соцсетей. Неактивные пользователи меньше рефлексируют и чаще обращаются к соцсетям как к новостным лентам. Однако, как правило, и блогеры, и рядовые пользователи не доверяют до конца никакому контенту (ни позитивному, ни негативному). Встречаются мнения, что негативный контент все же чаще заставляет задуматься, проверить информацию, то есть пробуждает познавательный интерес у пользователей.
Возможно, у вас включен VPN. Для корректной работы платформы рекомендуем вам его отключить.