This website requires JavaScript.

Развитие креативных индустрий – будущее региона

Развитие креативных индустрий – будущее региона
28 мая 2021

Форум «День предпринимателя‒2021. Креативные индустрии», 28 мая 2021 года. В рамках Форума в формате телемоста Тюмень ‒ Москва состоялось ток-шоу «Развитие креативных индустрий – будущее региона». Модераторами ток-шоу выступили руководитель аналитического направления пресс-центра ТАСС Андрей Журанков и руководитель пресс-центра Уральского регионального информационного центра ТАСС Людмила Зызо. В мероприятии приняли участие губернатор Тюменской области Александр Моор, заместитель губернатора Тюменской области Андрей Пантелеев, заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Антон Сериков, директор проектов Центра городских компетенций АСИ Илья Токарев, глава города Тюмени Руслан Кухарук, заместитель директора департамента развития промышленности социально значимых товаров Министерства промышленности и торговли РФ Лилия Нургатина, руководитель направления по поддержке экспорта креативных индустрий Российского экспортного центра Евгения Данильченко, директор Universal University Екатерина Черкес-заде, генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь Намаконов, президент Союза экстремальных видов спорта (Extreme Team), организатор фестиваля «Экстрим-Экспо» Иван Шмонин и управляющий ВТБ в Тюменской области Евгений Федосов.

Спикеры обсудили тренды развития креативных индустрий в Тюменской области, России и мире, инвестиционный потенциал отрасли, меры поддержки креативного бизнеса и успешные российские проекты.

«Главный вопрос сегодняшнего дня – развитие креативных индустрий в Тюменской области. Этот сектор экономики в мире ежегодно растет высокими темпами. Вклад креативных индустрий в ВВП России сегодня составляет почти 4,5%. Поэтому от того, какие условия будут созданы для творческих людей в каждом конкретном регионе, сможет ли территория сконцентрировать наиболее креативную часть населения, сможет ли создать базу для своего собственного развития, - зависит многое. Для Тюменской области креативные индустрии – одна из точек роста экономики региона. Это нашло отражение в новой программе инвестиционного развития, которую мы подготовили вместе с международными экспертами из компании McKinsey. Сейчас наша задача – выработать системный подход к реализации этого стратегического направления. Мы можем достичь этого, если объединим усилия творческой интеллигенции, IT-специалистов, инвесторов и бизнеса. Безусловно, для разработки мер поддержки и стимулирования этой отрасли нужно подключить сегодняшних лидеров. В этом году Тюменская область вошла в топ-10 регионов, которые прошли в финал проекта АСИ по созданию креативных кластеров в заброшенных зданиях. И сейчас нашей региональной продюсерской команде предстоит перезапустить 3 неиспользуемых промышленных пространства. На их базе должны появиться центры развития творческого бизнеса. Сейчас Тюмень входит в топ-4 городов с наибольшим вкладом креативных индустрий в экономику региональных центров. Свыше 30 000 человек заняты в таких организациях и общий оборот предприятий креативной индустрии в год почти 383 млрд рублей. Кроме того, я считаю важным развитие креативных индустрий не только в городах, но и в сельской местности, что является для нас очень серьезным вызовом. При этом я уверен, что создание необходимых условий для молодежи на селе является стимулирующим фактором роста региональной экономики в целом. Именно поэтому в 2021 году мы запустили отличный проект, который называется «Капитаны бизнеса», - открыл ток-шоу губернатор Тюменской области Александр Моор.

«Одним из стратегических направлений развития региона является развитие креативной экономики.

Мы видим, как компании во всем мире, основанные на креативном человеческом капитале, могут стать мировыми лидерами в том или ином направлении. Границы стерты, и, если ты реально креативный, у тебя появляется большое количество возможностей. Мы видим, какое количество компаний в мире возникает ежегодно, и с какой скоростью они развиваются. В первую очередь, мы смотрели на сектора, в которых можем развиваться: медиа, IT, архитектура, дизайн, мода, культурный туризм, event, digital.

И, возвращаясь к вопросу о том, что на нашей территории есть крупные нефтегазовые заказчики, вокруг них также формируются определенные рынки. Нам просто надо на это посмотреть несколько по-другому и понять, а что еще с этими компаниями можно делать. Они точно так же имеют свои венчурные фонды и вкладываются в технологии. […] Капитализация творческих индустрий в мире сегодня составляет более 2 трлн долларов.

Около 30 млн человек по миру работает в креативных индустриях. И тот регион или та страна, которая выбрала это направление, сегодня генерирует высокий экспортный доход. Мы для себя уже посмотрели модели. Вот, например, британская модель с точки зрения подходов в 5 шагов. Сначала надо увидеть людей, понять, какие у тебя формируются сообщества, объединить их. После этого понять место, локацию, где они могли бы приземлиться. Третий шаг – это развитие, акселерация и постоянный нетворкинг, четвертый – создание кластеров, на стыке разных креативных индустрий возникают инновационные смежные проекты, и после этого уже продвижение на экспорт.

Прошлый год показал, как экспорт может развиваться, благодаря новым технологиям. И у нас несколько компаний быстро зашли на десятки стран со своей продукцией. Поэтому, на наш взгляд, сегодня время креативных индустрий», - отметил заместитель губернатора Тюменской области Андрей Пантелеев.

О результатах исследования потенциала креативных индустрий России рассказал директор проектов Центра городских компетенций АСИ Илья Токарев: «8,9% - вклад креативных индустрий в экономику Тюменской области, это один из крупнейших вкладов по России. Больший вклад, пожалуй, только у федеральных столиц - Санкт-Петербурга и Москвы. С одной стороны, когда мы считали, это произвело впечатление. Но детализировав все показатели, мы поняли, что на самом деле, так как одним из составляющих индустрии является НИОКР, и в целом все, что связано с инженерией, входит в креативные индустрии наравне с архитектурой, все стало ясно. Плюс, это один из регионов, который интенсивно развивается. Мы видим, что те регионы, которые имеют интенсивное развитие, имеют большой вклад в человеческий капитал, и сам уровень человеческого капитала очень высокий. Как вы знаете, есть такой индекс развития человеческого капитала, его можно посмотреть. Не так давно его оценку по все России проводила Высшая школа экономики. И мы увидели полную синхронизацию в этом отношении: те регионы, в которых индекс развития человеческого капитала очень высокий, там и уровень вклада креативной экономики и ее роста, проникновения в различные сферы жизни людей достаточно высокий. Это взаимосвязанные вещи. Вкладывать в образование, саморазвитие очень важно в креативных индустриях, потому что это является их основой и опорой. Без качественного образования и постоянного обновления знаний креативные индустрии не могут существовать в полноценно развиваться».

«Креативные индустрии – это, в первую очередь, способность создавать новый продукт, который никто никогда не создавал. Именно эта уникальность дает основную стоимость этого продукта. И мы говорим о том, что креативные индустрии – это очень эффективный антикризисный инструмент, потому что при небольших капитальных вложениях эта дельта добавленной стоимости за счет уникальности несравнимо больше. Это тот инструмент, который позволяет развиваться самым разным территориям, независимо от их экономического благосостояния, доходной базы и т.д. – сказала заместитель директора департамента развития промышленности социально значимых товаров Министерства промышленности и торговли РФ Лилия Нургатина. - Уникальность продукта может быть создана, например, за счет того, что его больше нельзя нигде повторить, ни на одной другой территории, ни в одной другой стране мира. И почему мы так много говорим о нашем культурном коде, традициях, хотя говорим об инновациях? Потому что именно эти традиции дают нам те уникальные компетенции, на основе которых могут быть созданы те уникальные продукты, которых нигде нет. С этой точки зрения наша страна просто несопоставима с другими – сколько народов и территориальных общностей у нас проживает. Условно говоря, даже Нижегородская область – свой креативный код, Новгородская область – свой креативный код, Тюменская область – очень мощный креативный код! Как раз в данном случае вектор места является определяющим. Мы очень внимательно обратились к поиску новых смыслов для развития народно-художественных промыслов, которые курирует наше Министерство. Мы понимаем, что эта сфера очень важна для нашей страны, для сохранения идентичности, но она не может развиваться так, как она развивалась до этого. И при этом мы понимаем, что здесь есть абсолютно творческая составляющая, которая может дать импульс для развития очень многих направлений, а самое главное этих уникальных продуктов».

Директор Universal University Екатерина Черкес-заде о направлении вектора в развитии креативных индустрий: «Мы должны участвовать в международной экономике, и Тюмень в данном случае должна сформулировать себя, как точку не на российской карте, которая поддерживает свои традиции, это важная часть, но не определяющая. А так, чтобы стало понятно, что в нашем случае Тюмень может предложить глобальному миру в области креативных индустрий? Специализация имеет важное значение. […] Мне кажется, сейчас главная задача не только "пошуршать по сусекам" и собрать свои культурные коды, сохранить их и постараться интегрировать их в глобальный контекст, но и идти от глобальных трендов и предлагать среду возможностей для предпринимателей, чтобы в Тюмень приехали и здесь делали классные продукты или участвовали в глобальном контексте. Здесь, мне кажется, задачи должны быть более амбициозными».

Глава города Тюмени Руслан Кухарук: «Каждой территории нужно искать такое направление для развития, которое будет не только характеризовать ее историю, истоки, задатки, а именно то, что будет продвигать тот или иной муниципалитет, ту или иную территорию, создать условия, в которых люди, независимо от того, где они родились, в населенном пункте сельском или городском, реализуют все свои потенциалы. Я думаю, что человек всегда выберет для себя то пространство, где ему комфортно. Причем "комфортно жить" включает в себя несколько составляющих: заниматься спортом, находить возможность прокатиться на велосипеде, получить комфортное жилье, профессионально и лично самореализоваться. Создать условия, в которых тебе комфортно раскрыть свои способности, - та задача, которая стоит перед регионами, если они хотят создать условия для развития креативных индустрий. Как бы ни было, мы все равно отталкиваемся от человека».

«Нужно повышать уровень человеческого капитала в стране и способствовать профессиональному и деловому росту сектора креативных индустрий путем институциональной среды и развития инфраструктуры. И я, честно говоря, хотел бы видеть такое общество, в котором люди обсуждают контент не только с точки зрения: «Классно, что я его посмотрел», а с точки зрения: «Что завтра я буду создавать? Как я его буду защищать? И какой потенциальный экономический эффект из этого может получиться?». Я уже такие разговоры слышал среди подростков 18-20 лет. Это безумно круто», -генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь Намаконов.

Управляющий ВТБ в Тюменской области Евгений Федосов: «Мы видим запрос бизнеса на современные продукты, онлайн, digital-сервисы, на мобильное и быстрое предоставление услуг и продуктов. Мы это видим, понимаем и даем предпринимателям такие сервисы и продукты. Как результат, за прошлый год мы удвоили количество клиентов-предпринимателей в банке ВТБ и достигли цифры в 10 000 предпринимателей, обслуживающихся в ВТБ в Тюменской области».

«Задача, с которой создавалась АНО «Россия – страна возможностей» – формировать, расширять и предоставлять возможности, которые помогают человеку добиваться своих целей в профессиональном и личностном развитии. Представители креативных индустрий нуждаются в поддержке и продюсировании. Безусловно важно поддерживать креативные проекты ресурсно, но поддержка может быть не только финансовой. Необходимо продвигать их в регионах, создавать площадки или, как сейчас модно говорить, кластеры, которые будут местом притяжения для представителей целого сектора, бизнеса и власти. В нашей платформе есть ряд примеров подобной деятельности: самый массовый студенческий творческий конкурс «Российская студенческая весна», который ежегодно открывает тысячи талантов по всей стране, проект «Культурный код», участники которого создают в стране музеи монументального уличного искусства под открытым небом, конкурс «Мастера гостеприимства», участники которого презентуют проекты продвижения территорий и своих туристических продуктов, привлекая в регионы России новых туристов», – отметил заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Антон Сериков.

Руководитель направления по поддержке экспорта креативных индустрий Российского экспортного центра Евгения Данильченко: «В каждой сфере креативного бизнеса можно найти такие точки, в которые можно приложить внимание именно в данный момент для того, чтобы получить быстрый эффект в течение буквально 2 лет. Необходимо заметить и протестировать спрос и понять в какую сторону повернуть и каким образом представить уникальность российских креативных индустрий на международных рынках. Мы уверены, что, занимаясь подобными вопросами, буквально в ручном режиме мы сможем найти правильные шаги и дать правильные действия, чтобы помогать креативному российскому бизнесу выходить на экспортные рынки».

«В 2019 году мы вышли на федеральный уровень, провели серию мероприятий в других регионах. Мы поняли, что наша емкость уже не позволяет реализовывать весь сформированный спрос. Мы начали продумывать другую модель и выбрали модель Cirque du Soleil. 2020 год показал неустойчивость B2B и B2G. Нужен B2C-подход, нужно продавать билеты – это дополнительный кит, на котором мы будем держаться. […] Деньги мы искали год, рассказывали, что такое спортивно-зрелищные мероприятия. Мало кто в это верил. Если говорить про банковские и официальные инструменты – это было очень сложно. Потому что вложиться в какую-то интеллектуальную собственность и в неликвидную материально-техническую базу далеко не все хотят. Но тем не менее, мы нашли здесь креативный подход. Хочу выразить благодарность Тюменскому Агентству по привлечению инвестиций, которое поддержало нашу инициативу и помогло финансовым участием компании, которая и стала нашим инвестором», - поделился своей историей президент Союза экстремальных видов спорта (Extreme Team), организатор фестиваля «Экстрим-Экспо» Иван Шмонин.

Ток-шоу «Развитие креативных индустрий – будущее региона» прошло при поддержке Агентства стратегических инициатив (АСИ) и информационного агентства ТАСС.

Организаторами форума выступили Инвестиционное агентство Тюменской области при поддержке Правительства Тюменской области, тюменские региональные отделения ООО «Опора России» и «Деловая Россия», АО «Агентство инфраструктурного развития Тюменской области», ПАО «Банк ВТБ».


Другие новости

Смотреть всё