This website requires JavaScript.

Влияние клипового мышления на сознание молодежи обсудили на дебатах в рамках марафона «Новое знание»

Влияние клипового мышления на сознание молодежи обсудили на дебатах в рамках марафона «Новое знание»
3 сентября 2021

В рамках просветительского марафона «Новое знание», организованного Российским обществом «Знание», прошли дебаты на тему «Цифровой фастфуд и клиповое мышление: разрушает ли сознание молодежи современный видеоконтент». Участниками дискуссии выступили руководитель проектов АНО «Россия – страна возможностей» Лука Горубин и доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Александра Долгих.

Лука Горубин отстаивал позицию «за» в отношении клипового мышления, Александра Долгих – «против». Руководитель проектов АНО «Россия – страна возможностей» Лука Горубин, в частности, озвучил тезис о том, что клиповое мышление – «это логичный адаптационный способ восприятия информации, учитывая современные условия».

«За последние полвека наш мир сильно изменился, огромные объемы информации, гаджеты пришли в нашу жизнь, и человек просто не мог остаться на месте, нам пришлось и самим меняться. Такой способ восприятия мира, когда мы воспринимаем отдельно друг от друга разные фрагменты информации, и есть клиповое мышление», – отметил спикер.

По мнению Александры Долгих, «когда мы говорим о многозадачности и о нашей способности воспринимать одновременно много информации, мы забываем одну очень важную вещь: когда мы перерабатываем задачи, к чему-то адаптируемся, мы должны понимать, с чего задача началась, как она проходит, повторить действия, привнести это в свой опыт».

«Когда информации поступает слишком много, мы не можем повторить этот опыт, использовать его в дальнейшем. Клиповое мышление не позволяет нам обучаться, развиваться, потому что мы просто потребляем информацию, мы не умеем ее анализировать», считает эксперт.

Участники дебатов также обсудили социальные сети как инструмент влияния на массы, информационную безопасность подростков, важность сохранения навыка самокритичности, анализа получаемой информации и распознавания цифровых рисков. Также Лука Горубин и Алекандра Гладких в ходе дискуссии затронули тему особенностей поколения Z на рынке труда, их способность работать в режиме многозадачности и многопрофессиональности.

«Нам нужно обратиться к саморазвитию, задать себе объективный вопрос: готовы ли мы не быть у гаджета его приложением, а стать уверенными пользователями и создателями цифровых технологий. Мы должны иметь власть над гаджетом, а не он над нами. Клиповое мышление мешает планированию жизни. Гаджетизацию нужно взять под контроль», – добавила Александра Долгих.

Далее участники дискуссии обсудили вопрос, почему контент соцсетей так затягивает пользователей.

«Нас анализируют, контент максимально персонализирован, он подобран под каждого пользователя. Видеоматериал яркий, интересный, короткий. Нам дают простую, разжеванную информацию с очень простой, «вкусной» информацией. Человек втягивается, привыкает к тому, что контент может быть проще. Человек в принципе склонен все упрощать. Чтобы не попасть в зависимость от контента соцсетей, важно помнить про баланс линейного, понятийного и клипового видов мышления», – считает Лука Горубин.

«Действительно, в соцсетях все максимально удобно и просто для человека. Но не стоит забывать, что только в кризисе человек развивается, когда его выводят из зоны комфорта. С помощью легкого, дурманящего контента нас все время удерживают в зоне комфорта, из которой нам не хочется выходить», дополнила Александра Долгих.

Большинство зрителей дебатов проголосовали за аргументы Александры Долгих, согласившись с ней, что на сегодняшний день клиповое мышление больше вредит молодежи.

«Клиповое мышление это такой же навык, который нужно развивать, нужно уметь им пользоваться во вред или во благо, но всегда лучше выбирать второй вариант. Каждое поколение тяжело воспринимает нововведения, которые происходят, тяжело адаптируются. Это традиционный конфликт отцов и детей. Клиповое мышление это навык, которым нужно пользоваться, развивать его и тогда проблем не будет», подвел итог дискуссии Лука Горубин.

Александра Долгих добавила, что «открутить ситуацию назад невозможно»: «Гаджет никогда не сможет за нас додумать, почувствовать то, что мы чувствуем. Мы должны сохранять критичность того контента, который мы воспринимаем. Критичность по отношению к тому, что нам говорят, зачем говорят. Наша жизнь гораздо шире, она не только в гаджете».

Участниками II федерального просветительского марафона «Новое Знание» стали конкурсанты и эксперты проектов президентской платформы «Россия – страна возможностей». Марафон проходил с 1 по 3 сентября и приурочен к Дню знаний. Его организатором выступили Российское общество «Знание» при поддержке АНО «Россия – страна возможностей».


Другие новости

Смотреть всё