This website requires JavaScript.

Реализацию третьей миссии вузов и ее влияние на развитие общества обсудили ректоры ведущих университетов России на форуме #МЫВМЕСТЕ

Реализацию третьей миссии вузов и ее влияние на развитие общества обсудили ректоры ведущих университетов России на форуме #МЫВМЕСТЕ

В преддверии Дня добровольца (волонтера) в Москве со 2 по 5 декабря проходит Международный форум гражданского участия #МЫВМЕСТЕ. В первый день форума в рамках деловой программы при поддержке президентской платформы «Россия – страна возможностей» состоялась панельная дискуссия на тему «Третья миссия университетов: возможности вузов для местных сообществ».

В дискуссии приняли участие ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, президент Российского Союза ректоров Виктор Садовничий, проректор НИУ ВШЭ, победитель третьего сезона конкурса «Лидеры России» Дмитрий Земцов, ректор Омского государственного технического университета Дмитрий Маевский, ректор Сибирского федерального университета Максим Румянцев, директор программ Фонда Владимира Потанина Наталья Шульгина и проректор по воспитательной работе и реализации молодежных программ Южного федерального университета Яков Асланов. Модератором сессии выступил руководитель департамента методологии и оценки АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля.

Спикеры обсудили, что такое третья миссия университета, как вуз влияет на студентов, преподавателей, регион и страну при ее реализации.

«От жизни и уровня работы университетов зависит будущее страны. Мы служим обществу. Я предложил бы делать профессиональные съезды учителей и преподавателей, научно-образовательные школы по новым предметным областям, которые требуют помощи ведущих университетов, – предложил ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Виктор Садовничий. – Третья миссия – это еще и состояние общества, которое выражает потребность в образовании. Общество и университеты должны вместе выполнять эту миссию. Наша задача – поддерживать высокий уровень системы образования. Университеты должны работать над собой, сохранять кадры, а общество бы постоянно нам формировало запрос, что они хотели бы получить от университетов для лучшей жизни. Вместе мы сделаем нашу страну очень сильной в науке и образовании».

Виктор Садовничий также рассказал о значимости и весомости в мировом сообществе Московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета» (наука, образование, служение обществу), который был разработан и создан по инициативе ректора МГУ. Состоялось уже пять выпусков рейтинга, это один из самых мощных рейтингов в мире, в нем участвует 1650 университетов мира.

По мнению проректора НИУ ВШЭ Дмитрия Земцова, по значимости третья миссия, возможно, может быть и первой.

«Если посмотреть на историю развития университетов, они всегда двигали общество в будущее. Для Высшей школы экономики третья миссия – это призыв ко всему студенчеству. Пока вы учитесь в университете, вы находитесь в уникальном месте, где придумывается и создается будущее. Вы можете влиться в проекты развития страны, обучаясь в университете, именно там это сделать проще всего», – считает Дмитрий Земцов.

Продолжая дискуссию о том, что такое третья миссия, ректор Омского государственного технического университета Дмитрий Маевский привел пример: «Мы являемся вузом, который обеспечивает кадрами всю промышленность, которая есть в Омской области, но мы расширили фокус, взяв в сферу своих интересов еще и регион, которому необходимо обеспечить не только поддержку предприятий, но и социально-экономическую инфраструктуру существующих проектов. У нас есть проекты, которые связаны с креативными индустриями, например, Омская Арт-резиденция, в рамках которой мы занимаемся изменением облика города. Работаем с молодежью, развиваем их надпрофессиональные навыки, открыли вместе с АНО «Россия – страна возможностей» центр оценки и развития управленческих компетенций. Также у нас для всех горожан уже 4 года проводится мероприятие «Лифт UP», направленное на личностный рост».

По мнению проректора по воспитательной работе и реализации молодежных программ Южного федерального университета Якова Асланова «университет – драйвер развития города, региона и всей страны». «Учитывая специфику юга – поликультурность и полиэтничность, возник вопрос, на какой площадке эти люди должны друг друга понимать? Чтобы дружить, нужно понимать культуру другого. Наш университет в этом случае выполняет очень важную функцию. У нас есть проект «Этнокультурный код», где люди рассказывают о своей культуре, традициях, разные народы учатся слышать друг друга, находить общий язык», – отметил Яков Асланов.

Далее модератор панельной дискуссии Дмитрий Гужеля предложил участникам встречи обсудить, как развивать третью миссию, масштабировать ее реализацию.

«Самый главный для меня вопрос – о формах университетского партнерства вокруг реализации третьей миссии. С одной стороны, ростки стремления менять мир вокруг себя есть в каждом университете. С другой стороны, реальными мощностями, чтобы сделать существенные изменения, обладают не все университеты. Например, коллаборации университетов могли бы быть выстроены тематически: социология, экология, сохранение языков и т.д. Это могло бы стать следующим шагом в разговоре о третьей миссии», – отметил Дмитрий Земцов.

Ректор Сибирского федерального университета Максим Румянцев считает, что нужна коммуникативная площадка, где люди будут делиться практиками, так как многие вузы сдерживает отсутствие знания, как можно реализовать третью миссию. Было бы правильно, по мнению спикера, обобщать лучшие практики в виде кейсов.

Наталья Шульгина, продолжая тему масштабирования практик реализации третьей миссии, рассказала, что в 2020 году Фонд Владимира Потанина совместно с НИУ ВШЭ поддержал проект, посвященный формированию и распространению практики третьей миссии.

«Программа рассчитана на три года. На сегодняшний день создана модель, которая обобщила лучший опыт реализации третьей миссии, который есть у нас в стране и за рубежом. Вузы могут протестировать, попробовать этот проект, в нем есть сопровождение. Что-то взять себе, от чего-то отказаться. Мы готовы помочь заинтересованным вузам», – отметила Наталья Шульгина.

Руководитель департамента методологии и оценки АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля, анализируя и резюмируя результаты мероприятия предложил:

· провести анализ позитивных практик в ведущих российских вузах;

· сформировать «белую книгу», включающую описание лучших кейсов и возможности их тиражирования и реплицирования;

· подготовить и провести обучение представителей университетов (проректоров) по вопросам развития и применения стратегии и лучших практик в университетах.

Международный форум гражданского участия #МыВместе проходит со 2 по 5 декабря под эгидой Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры ЮНЕСКО (UNESCO). Организаторами выступают Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) и платформа ДОБРО.РФ.