This website requires JavaScript.

Управленцы в науке: как их найти и какими компетенциями они должны обладать, обсудили на Конгрессе молодых ученых

Управленцы в науке: как их найти и какими компетенциями они должны обладать, обсудили на Конгрессе молодых ученых
11 декабря 2021

8-10 декабря в парке науки и искусства «Сириус» проходил Конгресс молодых ученых – ключевое мероприятие Года науки и технологий в России. На Конгрессе подвели итоги тематических месяцев Года науки и технологий, обсудили развитие различных направлений научно-исследовательской деятельности и актуальные вопросы сотрудничества, реализации мер поддержки молодых ученых и развития ключевых направлений Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Активное участие в работе Конгресса принимали эксперты, участники и победители проектов президентской платформы «Россия – страна возможностей».

10 декабря состоялась панельная дискуссия на тему «Карьера в науке и образовании: потенциал кадровых конкурсов», в которой приняли участие ректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», наставник трека «Наука» конкурса «Лидеры России» Алевтина Черникова, председатель Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, наставник трека «Наука» конкурса «Лидеры России» Никита Марченков, декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, директор Психологического института РАО Юрий Зинченко, директор Федерального научного центра биологической защиты растений Анжела Асатурова. Модератором сессии выступил заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Антон Сериков.

«Дефицит управленческих кадров остро ощущается во многих областях, в том числе в сфере науки и образования. Зачастую талантливому ученому тяжело дается решение управленческих задач, не хватает специальных компетенций. В рамках сессии мы вместе с экспертами, наставниками и состоявшимися управленцами обсудили опыт реализации трека «Наука» конкурса «Лидеры России», а его победители рассказали о том, что в их жизни произошло после конкурса», – отметил Антон Сериков.

Мнением о том, как вырастить или подготовить специалиста, способного управлять научными коллективами, и можно ли отобрать такого специалиста с помощью процедур кадровых конкурсов, поделилась ректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», наставник трека «Наука» конкурса «Лидеры России» Алевтина Черникова: «Самая большая ценность университета и любой компании – это интеллектуальные ресурсы, люди. От того, кто принимает управленческие решения, зависит конкурентоспособность компании. Мы с большим удовольствием принимаем у себя в университете конкурсантов трека «Наука» конкурса «Лидеры России». В это время наш университет становится центром притяжения талантов. Это умные, целеустремленные люди, они хотят менять мир».

Алевтина Черникова рассказала о формировании и поддержке коллектива университета, о работе студентов со школьниками в рамках совместных научных исследований, о создании лабораторий и инжиниринговых центров, которые возглавляют ученые с мировым именем.

У истоков трека «Наука» конкурса «Лидеры России» стоял Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Почему было принято решение о запуске этой специализации конкурса, и есть ли результаты, рассказал председатель Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, наставник трека «Наука» конкурса «Лидеры России» Никита Марченков.

«Идея создания управленческого конкурса в науке долго вызревала. Было очевидно, что для управленцев в науке нужно искать людей из научной сферы. Сфера сложная, важен научный авторитет, человеку со стороны трудно влиться и стать эффективным администратором в научной сфере. На тот момент конкурс «Лидеры России» уже зарекомендовал себя как отличный карьерный и социальный лифт, поэтому было принято решение запустить научный трек. Это работает, это возможность открыто получить карьерное развитие. Спрос на управленцев в науке очень высокий. Кроме того, создается сообщество победителей. Они вместе решают важные вопросы отрасли, продвигают свои инициативы, работают в команде», – отметил Никита Марченков.

Личную историю успеха, путь от студенчества до руководства академическим научным центром рассказала участникам встречи директор Федерального научного центра биологической защиты растений Анжела Асатурова.

«Для меня как руководителя научного центра очень важно выращивать руководителей высокого уровня. Лидера в научном сообществе не будут уважать, если он не профессионал. Нужно уметь думать и принимать решения. Иногда ничего не происходит просто потому, что руководитель боится принять решение, чтобы не стало хуже. Мы живем и работаем в области, которая сейчас требует очень серьезных трансформаций. Без изменений ничего не получится. Быть просто на хозяйстве не принесет никакого эффекта. А вот управлять трансформационным процессом – это совершенно другой вызов. Немаловажной является энергия этого лидера, а также качество иметь долгую волю, так как быстрого результата в науке не случается», – поделилась мнением Анжела Асатурова.

Модератор дискуссии Антон Сериков задал сразу несколько вопросов следующему спикеру: «сначала вопрос к Вам как руководителю факультета: есть ли у вас подобные кадровые проблемы? Как вы их решаете? А теперь вопрос как к человеку, который активно принимал участие в создании компетентностного портрета «управленца в науке», какие качества Вы считаете важными? Можно ли отобрать такого специалиста с помощью процедур кадровых конкурсов?».

Декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, директор Психологического института РАО Юрий Зинченко выделил несколько моментов, на которые стоит обращать внимание: «В первую очередь, мы должны привлекать молодежь в науку, мотивировать ее, удержать – следующая задача. Наконец, третья задача – сопроводить и обеспечить ресурсами, чтобы мотивация на входе не разрушилась, не исчезла. Нужно рассматривать кадровые конкурсы как часть этой экосистемы. Очень здорово, что платформа «Россия – страна возможностей» дала возможность ученым быть вместе на одной площадке».

В дискуссии также приняли участие заместитель генерального директора – директор блока методологии и развития АНО «Корпоративная Академия Росатома» Елена Егорова-Кириллова, проректор по развитию на основе анализа данных Вятского госуниверситета, победитель специализации «Наука» конкурса «Лидеры России» Екатерина Митягина, декан медико-психолого-фармацевтического факультета Красноярского государственного медицинского университета, победитель специализации «Наука» конкурса «Лидеры России» Артем Наркевич, декан факультета биомедицинской техники МГТУ им. Н. Э. Баумана, победитель специализации «Наука» конкурса «Лидеры России» Станислав Юрченко.

В АНО «Корпоративная Академия Росатома» Елена Егорова-Кириллова отвечает за блок методологии и развития. Эксперт рассказала, руководители с какими компетенциями сейчас востребованы: «Для современного лидера-управленца, особенно сейчас, на первый план выходят вещи, связанные с человекоцентричностью, с ориентиром на заботу о своих людях, все, что касается навыков развития эмоционального интеллекта. Такие руководители, на мой взгляд, становятся максимально востребованными».

Взглядом изнутри, как трек «Наука» конкурса «Лидеры России» изменил жизнь, поделились его победители.

«Конкурс дал мне очень многое: я стала проректором, встретилась с Президентом нашей страны, училась в школе управления Сколково. В Координационном совете по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию мы решаем очень серьезные вопросы на тему молодежной политики в науке, мой наставник – Министр науки и высшего образования РФ Валерий Николаевич Фальков. В конкурсе много этапов, это дает тебе возможность оценить, кто ты на самом деле, определить свое я, выявляются точки роста», – сказала Екатерина Митягина.

Для Артема Наркевича, победа в конкурсе – это высокая ответственность за свои поступки и за сообщество лидеров в целом: «Часто спрашивают, как победить? Если коротко, то быть собой. Если вы будете пытаться играть, у вас ничего не получится, важно быть открытым, искренним, быть собой».

Станислав Юрченко обратился к тем, кто еще не участвовал в конкурсе «Лидеры России»: «Я пошел в конкурс, так как мне хотелось встретиться с людьми, которые работают в науке и, действительно, хотят сделать мир лучше. Эта встреча состоялась, шлейф этого события очень долгий, у конкурса есть жизнь далеко за его пределами. Для себя я понял, что на конкурсе бесполезно состязаться, нужно помогать и делать то, что ты можешь и умеешь. Очень важна работа в команде, попробуйте, выйдите из зоны комфорта, это всегда развитие».

Все дни Конгресса молодых ученых работал стенд президентской платформы «Россия – страна возможностей». 10 декабря на стенде выступили победитель конкурса «Моя страна – моя Россия» в номинации «Интеллектуальная собственность моей страны» Илья Катков, который рассказал о работе приложений автоматизированной системы сбора заявок на питание в ссузах «FreeLunch».

Финалист проекта «ТопБЛОГ», заместитель директора ГБОУ Лицей №144 г. Санкт-Петербурга Наталья Волкова провела мастер-класс на тему «Контент как социальный лифт (образовательный проект "Обучение ПРО")». Наталья подробно рассказала, как учителю создать и вести свой познавательный блог. По словам эксперта, такой коммуникационный канал дает возможность каждому быть услышанным, получать обратную связь от аудитории (школьников, родителей, коллег), повышать доверие к власти. Наталья рассказала о видах образовательного контента. Он может быть экспертным (например, личное мнение о ситуации, событии), эмоциональным (развлечение, получение положительных эмоций) и обучающим (инфографика, инструкции, разбор сложных кейсов, подборки). Также спикер обсудила с аудиторией техническую сторону блоггинга, как найти достоверные источники информации, этический кодекс учителей в соцсетях и другие актуальные вопросы.

О создании инновационных хабов на примере госкорпорации Росатом рассказал заместитель генерального директора по инновациям ООО «Инновационный хаб» (ГК Росатом) Александр Швалев.

Также на площадке состоялась презентация Премии «ТопБЛОГ», в рамках которой руководитель молодежных проектов АНО «Россия – страна возможностей» Ирина Карих и научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ Евгений Сжёнов рассказали о задачах Премии и о ее номинациях. Участниками встречи стали ректоры вузов и руководители образовательных учреждений, поэтому особое внимание было уделено номинации «ProУниверситет», задача которой – выявить лучших лидеров общественного мнения, популяризирующих науку, образование и студенческие движения страны. По итогам встречи участникам было предложено номинироваться самим или заявить аккаунт достойного на их взгляд представителя науки и образования. Этап номинирования продолжится до 17 января, а уже 25 января будут подведены итоги Премии и названы имена лучших блогеров, создающих социально значимый контент.

Кроме того, на стенде можно было пройти тестирование от проекта «Центры компетенций» платформы «Россия – страна возможностей», который дает возможность проверить уровень своих надпрофессиональных компетенций и понять, что нужно сделать для их совершенствования. Еще одно тестирование, которое можно было пройти на стенде, – по треку развития. Это инновационный формат, который предлагает конкурс «Лидеры России» для тех, кому важно формирование четкого представления о степени развития своих управленческих компетенций. Принять участие в тестировании могли все желающие, вне зависимости от возраста и опыта управленческой деятельности.

Президентская платформа «Россия – страна возможностей» реализует 26 конкурсов, проектов и олимпиад. За 3 года работы платформы участниками её проектов стали более 8 миллионов человек из всех регионов России и 150 стран мира. В 2021 году, объявленном Президентом РФ Годом науки и технологий, во многих проектах платформы появились новые тематические направления. Все они реализуются в рамках плана основных мероприятий по проведению в России Года науки и технологий.

Например, в пятом сезоне проекта «Профстажировки 2.0» появилось много кейсов, посвященных науке; основным направлением Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» в этом сезоне стали наука, технологии и космос, приуроченные к 60-летию полета в космос Юрия Алексеевича Гагарина; в олимпиаде «Я – профессионал» в этом году добавилось новое направление «Мировой океан», также участники могут показать себя и в таких сферах, как агрономия, вооружение и военная техника, освоение космоса и многих других.

На платформе проходит сразу несколько конкурсов, направленных на развитие и популяризацию инженерных и IT-специальностей: международный инженерный чемпионат «CASE-IN», конкурс «Цифровой прорыв», в 2021 году запущена Серия хакатонов и лекций по искусственному интеллекту.

Сейчас президентская платформа ведет активную работу над созданием на базе университетов Центров оценки и развития компетенций, где студенты могут пройти диагностику своих надпрофессиональных компетенций, а также получить рекомендации по их развитию.

Организаторами Конгресса молодых ученых являются Министерство науки и высшего образования РФ, Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию, Фонд Росконгресс, АНО «Национальные приоритеты». Деловая программа Конгресса включает более 90 дискуссий, сессий, круглых столов, лекций и пленарных заседаний по пяти тематическим трекам: «Год науки и технологий», «Управление и инвестиции», «Взаимодействие и кооперация», «Инфраструктура и среда», «Кадры и человеческий капитал».


Возможно, у вас включен VPN. Для корректной работы платформы рекомендуем вам его отключить.

Бонусная
программа
dd-cursor
Участвуй в бонусной программе и выигрывай крутые призы