This website requires JavaScript.

Роль оценки компетенций в личностном и профессиональном развитии обсудили на Гайдаровском форуме

Роль оценки компетенций в личностном и профессиональном развитии обсудили на Гайдаровском форуме
14 января 2022

В Москве 13-14 января проходит Гайдаровский форум «Россия и мир: приоритеты». Это одна из наиболее авторитетных дискуссионных площадок, которая собирает ведущих отечественных и зарубежных экспертов и традиционно открывает новый деловой год. Организаторами форума выступают РАНХиГС, Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России. В Гайдаровском форуме активное участие принимают эксперты и победители проектов президентской платформы «Россия - страна возможностей».

14 января состоялась дискуссия на тему «Оценка как основа новой экономики», в ней приняли участие директор Высшей школы государственного управления РАНХИГС, генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров, генеральный директор SHL по России и странам СНГ Ирина Зарина, декан факультета оценки и развития управленческих кадров ВШГУ РАНХиГС Илья Шебураков. Модератором сессии выступил руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля.

«Россия пошла необычным путем: мы начали заниматься оценкой и развитием человеческого потенциала в системном, масштабном, страновом формате. Оценка идет и на уровне школы, строятся социальные лифты для молодежи, развивается более взрослое молодое поколение. Поговорим об этом подробнее. Зачем это нужно, что это дает стране, какие основные инструменты используются», - отметил, открывая дискуссию, Дмитрий Гужеля.

Генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров подчеркнул, что главная ценность нашей страны и мира — это люди. Существует «Глобальный рейтинг конкурентоспособности талантов». В нем есть прямая корреляция между позицией в этом рейтинге и экономическим успехом страны (в ВВП на душу населения). В 2017 году Россия занимала 56-е место в этом рейтинге, а в 2021 году – уже 45, всего индекс включает 134 страны. Заметен рост и по отдельным показателям этого индекса. Так, Россия поднялась с 81-го места до 66-го по показателю «создание возможностей», со 109-го до 45-го по параметру «легкость поиска квалифицированных кадров, по доступности возможностей роста - со 106 до 58 места.

Эксперт рассказал, что 3,5 года назад по решению Президента РФ была создана некоммерческая организация «Россия – страна возможностей», для того чтобы способствовать развитию социальных лифтов в нашей стране. За эти годы в проектах платформы приняли участие более 10 миллионов человек, а победителями и призерами стали свыше 38 500 конкурсантов. В платформу входит 26 проектов, есть конкурсы для школьников, например, «Большая перемена», для специалистов в разных отраслях, например, «Цифровой прорыв» для IT-специалистов, флагманский конкурс для управленцев — «Лидеры России» и многие другие. Все они направлены на то, чтобы каждый человек получил для себя новые интересные возможности.

«Мы пришли к тому, что далеко не все хотят и готовы участвовать в конкурсах, соревноваться по разным причинам. В 2021 году совместно с Минобрнауки и российскими вузами мы начали совместную работу по созданию сети центров компетенций для студентов университетов и институтов. Этот проект реализуется по поручению Президента России с целью оценки и развития надпрофессиональных компетенций у студентов и молодежи, их применимости и востребованности у работодателей. На выходе каждый студент получает цифровое портфолио, а работодатель – специалиста с развитыми как профессиональными, так и надпрофессиональными компетенциями», - отметил Алексей Комиссаров.

Уже сейчас можно говорить о том, что проект востребован. В этом отношении показательно количество университетов, на базе которых работают центры. В июле 2021 года предполагалось открыть 25 таких центров. Сейчас проект насчитывает 41 центр компетенций в 21 регионе России, причем они есть в каждом федеральном округе страны. И среди университетов запрос на центры только растет. На данный момент в проект вовлечены более 70 тысяч студентов, и эта цифра с каждым днем увеличивается. Планируется, что к 2023 году порядка 300 тысяч студентов пройдут диагностику компетенций.

«Идея центров компетенций заключается в том, чтобы без конкурсов и соревнований понять, насколько каждый студент силен в тех или иных надпрофессиональных компетенциях. Каждый человек может получить оценку, развиваться. Если студент на выпуске получает такое портфолио, в котором есть и оценка надпрофессиональных компетенций, то ему проще найти подходящую работу, с другой стороны, и работодатель сэкономит время на поиск молодого специалиста», - добавил спикер.

Насколько оценка действительно влияет на последующее построение траектории, переобучение, развитие и экономический эффект, рассказала генеральный директор SHL по России и странам СНГ Ирина Зарина.

«Люди — это та ценность, которая есть и у страны, и у организаций. Речь о конкурентном преимуществе, мы конкурируем за счет людей. Как только эта тема выходит на первый план, это становится необходимым приоритетом для организации. Если говорить об экономическом эффекте, то существует множество исследований о влиянии на производительность, на скорость работы над проектами, продуктами. Различие с точки зрения денежного выражения между средним исполнителем и выше среднего достигает от 40%. Нужно понимать, что, как только мы вкладываемся в развитие, сразу происходит серьезный прирост, в том числе и материальный», - отметила эксперт.

Модератор дискуссии Дмитрий Гужеля обсудил со спикерами, нет ли опасности в оценке, возможно, по результатам оценки стоит предлагать людям разные варианты развития.

«Оценка начинается с самого детства, в школе, институте, на работе - нас оценивают везде. Оценка пронизывает нашу жизнь. Если смотреть на оценку в контексте глобальной экономики, есть смысл говорить о том, что у оценки есть мощная функция стимулирования. Когда мы занимаемся оценкой, мы даем прямые посылы людям. Оценка стимулирует к двум вещам: либо к повышению эффективности и качества труда, сюда относится, например, оценка по KPI, второе — это стимулирование к личностному и профессиональному развитию, что-то поменять в себе, развить навык, получить знание. С этой точки зрения, оценка должна быть максимально справедливой, она не должна демотивировать человека. Если мы будем помогать людям находить в себе таланты, открывать новые возможности, менять мировоззрение, то тогда мы как страна будем двигаться в том направлении, в котором надо, достойно конкурировать в глобальном мире», - высказал свою позицию декан факультета оценки и развития управленческих кадров ВШГУ РАНХиГС Илья Шебураков.

Далее участники дискуссии затронули тему о том, молодые специалисты с какими компетенциями востребованы работодателями.

«Самые востребованные молодые специалисты — это так называемые дуеры - те ребята, которые могут анализировать информацию, вырабатывать решения, достигать результата и при этом хорошо коммуницировать. Что делать людям, которые не подходят под требования работодателя? Искать новые варианты работы? Развивать те компетенции, которые уже есть, или работать над востребованными на рынке труда компетенциями?», - задал вопрос экспертам Дмитрий Гужеля.

«Проблема не в компетенциях, на мой взгляд, а в мотивации. Они должны сначала захотеть работать над собой, а уже потом мы можем подсказать, что лучше делать: бороться с недостатками или развивать свои ресурсы. Сейчас общая формула звучит так: лучше развивать ресурсы, чем бороться с недостатками, это эффективнее и быстрее», - считает Илья Шебураков.

Подводя итоги панельной дискуссии, ее участники коротко рассказали, что нужно делать в части оценки на уровне государства.

По мнению Ирины Зариной, ключевое в оценке — это разнообразие критериев и понимание, под какие классы и контексты это подходит, классификация насущных потребностей - бизнесовых и государственных: «Из этого подтягиваются и поведение, и потенциал, и каких людей мы готовим. Как только мы определяемся, какие навыки являются желаемыми, у нас выстраивается череда ситуаций обретения такого опыта. Без опыта это невозможно делать. Высокопотенциальные люди не могут учиться и развиваться, если продукты их труда не востребованы».

«Должна быть понятная цель, смысл оценки, зачем она нужна. Также не надо какие-то вещи абсолютизировать, тот же компетентностный подход - очевидно, что у него есть ряд ограничений. Нужно делать фокус на выявлении индивидуальных ресурсов, которые не всегда вписываются в какие-то модели. Если мы говорим про современный молниеносно меняющийся мир, то здесь модели компетенций будут быстро устаревать, гораздо быстрее, чем меняется этот самый мир. Нужно смотреть на человека как на носителя уникальных ресурсов, которые в какой-то ситуации могут быть полезны, а в какой-то - бесполезны, акцент делать на сильных сторонах, которые есть у каждого», - отметил Илья Шебураков.

«Государство, на мой взгляд, должно делать так, чтобы все люди были счастливыми. Мы счастливы тогда, когда все хорошо дома и на работе. В этом смысле задача платформы «Россия - страна возможностей» то самое разнообразие, сделать так, чтобы люди нашли себя и были счастливы — это очень важно», - подчеркнул Алексей Комиссаров, завершая дискуссию.

Онлайн-трансляция всех сессий Гайдаровского форума доступна на официальном сайте мероприятия.


Другие новости

Смотреть всё