27 августа на Всероссийском молодёжном образовательном форуме «Территория смыслов» платформы Росмолодёжь.События для участников седьмой смены «Открывать» состоялась панельная сессия, посвящённая приоритетам развития науки. Форум уже пятый год проходит в Мастерской управления «Сенеж» – образовательном центре президентской платформы «Россия – страна возможностей».
Спикерами выступили директор по информационной инфраструктуре Госкорпорации «Росатом», научный руководитель центра Информационных технологий и искусственного интеллекта научно-технологического университета «Сириус» Евгений Абакумов, ректор Российского государственного университета народного хозяйства имени В. И. Вернадского Елена Певцова, ректор Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина Наталья Трухановская, а также врио ректора Государственного академического университета гуманитарных наук Илья Сокольщик. Модератором дискуссии выступил научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов.
Сессию начали с обсуждения смысловых рамок, в которых живёт наука сегодня, а также перспектив её развития до 2050 года. О непредсказуемости науки говорила Елена Певцова. По её словам, размышлять о научных открытиях в состоянии неопределённости, в которой пребывает сегодня человек и мировое сообщество в целом, сложно:
«Мы должны помнить, что погружение в науку соотнесено с определёнными моментами человеческой жизни и верой в самого человека. Эти смыслы станут фундаментом, которые лягут в основу приоритета развития науки до 2050 года».
С другой стороны, Наталья Трухановская отметила, что для научно-технологического прорыва необходимо выходить за рамки, которые могут сдерживать научный потенциал:
«Мы давно используем понятие междисциплинарности, открытия совершаются на стыке наук, всё больше появляется стартапов, которые объединяют гуманитарные дисциплины и IT. И всё это связано с тем, что наука должна служить человеку».
Директор по информационной инфраструктуре Госкорпорации «Росатом» Евгений Абакумов предложил задуматься об информационно-технологическом ландшафте, который будет определять будущее мира, а также об инфраструктуре, которая будет обеспечивать его функционирование. Без осознания этого через призму фундаментальной науки, по его мнению, на эти вопросы ответить невозможно.
«В логике решения задач технологического суверенитета критической информационной инфраструктуры вы должны знать всё о технологиях, которые используются в информационно-технологическом ландшафте. Если посчитать сегодня людей, которые занимаются созданием новых отечественных решений в этой сфере, то наберется около 20-30 тысяч. Для достижения технологического суверенитета их должно быть кратно больше. Вокруг них должно образоваться ядро, которое будет создавать и транслировать знания дальше. Мы должны готовить в университетах тех, кто способен разрабатывать технологии в будущем и здесь обучение фундаментальным наукам выходит на первый план», – говорит Евгений Абакумов и добавляет, что одним из центров кристаллизации научной и технологической мысли является проект Национального центра физики и математики в Сарове, где есть возможность «заглянуть за горизонт».
По мнению Ильи Сокольщика, к 2050 году должна повыситься популярность профессии учёного: «Наука не может быть суверенной. Хотелось бы, чтобы сформировался широкий пласт людей, занимающихся наукой. Мы должны стремиться к состоянию, когда учёный – один из главных людей в стране».
Для этого, по его словам, важно не воспитать инфантилизм в молодёжи, необходимо существенно усилить образовательные программы аспирантов.
В ходе диалога с участниками спикеры ответили на вопросы, касающиеся технологического суверенитета, а также подготовки специалистов в университетах и развития компетенций будущего.
Как отвечает ректор РГУНХ имени В. И. Вернадского Елена Певцова, приоритетными в последнее время стали сетевые программы с различными университетами, которые позволяют развивать уникальные компетенции выпускников.
«Инструментов для пробуждения интереса к науке предостаточно, – добавляет Наталья Трухановская, – молодёжь должна уметь брать их и учиться ими пользоваться. При этом важны не только профессиональные компетенции, но и определённые человеческие качества. Для этого крайне необходимо гуманитарное знание».
Напомним, 27 июля в городе Солнечногорске Московской области состоялось открытие Всероссийского молодёжного образовательного форума «Территория смыслов» платформы Росмолодёжь.События. 26 августа состоялась Церемония открытия седьмой смены «Открывать», на которой собрались 350 молодых сотрудников госкорпораций, предпринимателей, ИТ-специалистов, технологов и изобретателей, научных сотрудников. Работа смены фокусируется на формировании пула вопросов и поиске возможных инициатив для достижения научно-технологического суверенитета страны.