This website requires JavaScript.

На IV Конгрессе молодых ученых обсудили, какие навыки нужны молодым исследователям

На IV Конгрессе молодых ученых обсудили, какие навыки нужны молодым исследователям
28 ноября 2024
#конгресс
#ученые

В рамках деловой программы IV Конгресса молодых ученых прошла панельная дискуссия «Надпрофессиональные компетенции: какие навыки нужны молодым ученым». Организатором выступил проект «Центры компетенций» президентской платформы «Россия – страна возможностей». Участникам представили результаты анализа «гибких навыков» членов студенческих научных обществ вузов России, которые позволят сделать более эффективной подготовку научных кадров.

В 2023-24 учебном году Департамент оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» по заказу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации организовал диагностику надпрофессиональных компетенций членов СНО. В оценке приняли участие свыше четырех тысяч человек.

По итогам оценки надпрофессиональных компетенций представители студенческих научных объединений показывают результаты выше других участников проекта «Центры компетенций» сразу по нескольким компетенциям.

«Когнитивные навыки – пассивный словарный запас, анализ информации – особенно ярко проявляются у тех, кто занимается наукой. Это объяснимо тем, что студенты читают сложную литературу и пишут научные статьи. В среднем выше результаты и по таким компетенциям, как эмоциональный интеллект, лидерство, – сказала руководитель отдела аналитики и разработки диагностических инструментов Департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Екатерина Степашкина. – Однако есть ряд компетенций, которые у будущих исследователей выражены слабее – планирование, партнерство и коммуникативная грамотность. Ребята сталкиваются с похожими трудностями, особенно в момент окончания вуза и трудоустройстве. Им необходимо адаптироваться на рабочем месте и учиться строить свою карьерную траекторию».

Екатерина Степашкина также добавила, что наиболее мотивирующими факторами в работе для членов СНО стали «условия работы», «карьерные перспективы» и «саморазвитие». При этом их демотивируют потеря профессиональных связей, когда они работают автономно, консерватизм в корпоративной культуре, жесткость и косность принятых норм и правил, отсутствие возможности на них повлиять и работа в условиях изменений, неопределенности и риска.

«Результаты оценки ценностно-компетентностных профилей молодых ученых показывают, что предстоит большая совместная работа университетов и научных заказчиков. Участники студенческих научных обществ и советов молодых ученых, с одной стороны, уже делают первые серьезные шаги на профессиональном пути, с другой демонстрируют необходимость развития тех компетенций, которые необходимы для успешной научной карьеры, – сказал заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля. – При этом, особое внимание стоит уделить анализу демотиваторов будущих ученых и укреплению их мотивационной повестки для избежания их быстрого схода с научного трека после окончания вуза».

Дмитрий Гужеля также отметил, что для формирования карьерных и социальных треков как ученых необходимо начинать работу уже на первом-втором курсах бакалавриата, а не после окончания университета.

«Мы считаем, что необходимо иметь объективное представление о том, как меняется восприятие студенческих научных объединений и молодых исследователей. Важно получать не комплиментарные отчеты, а реальную картину. И нам удалось ее увидеть благодаря оценке надпрофессиональных компетенций представителей студенческих научных объединений, проведенной Департаментом оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей». Полученные данные позволят уже в 2025 году разработать конкретные рекомендации, чтобы изменить жизнь научных объединений», – сказал начальник отдела сопровождения Десятилетия науки и технологий Департамента государственной политики в сфере научно-технологического развития Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Али Асадов.

В продолжении темы дискуссии эксперты обсудили, как эффективно формировать надпрофессиональные компетенции у студентов.

«С первого курса мы вводим студентов в профессию, предлагая им выполнять различные задачи: это может быть работа над научными проектами, создание социальных роликов или волонтерство. «В совокупности все это помогает сформировать у студентов надпрофессиональные навыки», —сказал заместитель декана по учебной работе факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Артем Ковалев. – При этом не всегда вузы активно используют возможность формирования надпрофессиональных компетенций у студентов через образовательную деятельность. Необходимо проводить системную работу по выработке рекомендаций к разработке учебных программ, чтобы способствовать всестороннему развитию студентов».

Руководитель программ блока экспертизы и функционального развития научного подразделения «Газпром нефти» Павел Сорокин отметил – работа с вузами ориентирована на то, чтобы погрузить студентов в бизнес-процесс компании, дать понимание, как работает крупная корпорация.

Ректор Альметьевского государственного технологического университета «Высшая школа нефти» Александр Дьяконов отметил важность лидерских качеств, для формирования которых необходимо браться за проектную деятельность.

«Реализовать свои инициативы можно уже со студенчества, – отметил Александр Дьяконов. У нас большие возможности для реализации исследовательских образовательных проектов, чтобы набраться опыта, в том числе работы в команде. Так и вырастают лидеры. Нет такой формулы, опираясь на которую все будет получаться. Бывают разные случаи, и нужно уметь принимать исход ситуации, рассматривая это как опыт на своем пути».

Говоря о специфике инженерной профессии, ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Михаил Гордин отметил важность практической работы.

«Инженера делает практический опыт, который можно получить только на рабочем месте», – уверен Михаил Гордин.

Главные качества, которыми должен обладать инженер, это, по мнению Михаила Гордина, ориентация на результат, партнерство и сотрудничество.

Возможно, у вас включен VPN. Для корректной работы платформы рекомендуем вам его отключить.

Бонусная
программа
dd-cursor
Участвуй в бонусной программе и выигрывай крутые призы