This website requires JavaScript.

87% россиян видят культурный код страны в ее истории – показал опрос конкурса «Это у нас семейное»

11 декабря 2025

Россияне воспринимают культурный код через историческую память, традиции и духовные ценности, следует из опроса, проведенного конкурсом «Это у нас семейное» – самым народным проектом Президентской платформы «Россия – страна возможностей». В опросе участвовали 4,5 тысячи россиян из всех регионов страны. Об этом сообщил генеральный директор Президентской платформы «Россия – страна возможностей», ректор Мастерской управления «Сенеж» Андрей Бетин.

«Президент России Владимир Путин не раз подчеркивал, что культурный код России заключается в уважении к старшим, родителям, уважении к своей стране и к малой Родине, заботе и любви друг к другу. Мы решили сделать культурный код главной темой второго сезона «Это у нас семейное». И не ошиблись! Участники с удовольствием выполняли задания, направленные на сохранение и передачу базовых российских ценностей. Проведенный опрос помог нам узнать, как конкурсанты для себя формулируют культурный код, насколько, по их мнению, он важен для семьи и страны. Оказалось, что 87% участников воспринимают культурный код через историю страны и историческую память, 75% – традиционные ценности и 73% культурное наследие. В том, что разнообразие национальностей существенно обогащает культурный код страны, уверены 56% респондентов», – пояснил он.

В ходе исследования также задавались вопросы о личных качествах россиян. Наиболее характерными чертами, по мнению респондентов, являются смекалка, гибкость, умение находить решение в сложных ситуациях, упорство и сила воли. Также назывались такие качества, как доброта, неравнодушие и готовность помочь другим, смелость, свободолюбие и независимость, щедрость и открытость к диалогу.

Кроме того, в основе убеждений современных россиян лежит прежде всего уважение к исторической памяти и гордость за наследие страны. Уверены 72% опрошенных. Значимыми также остаются уважение к традициям народов России и единство многонациональной страны (47%), а также такие ценности, как патриотизм и чувство справедливости (по 39%). Эти ответы отражают стремление общества сохранять связь с прошлым и ориентироваться на коллективные принципы.

«Наш народ всегда отличали такие, казалось бы, несочетаемые качества, как суровость характера, мужественность и милосердие. История страны показывает, что русские люди зачастую ставят интересы страны выше своих. Наш народ обладает потрясающим чувством юмора и музыкальностью, тягой к творчеству. И еще у нас есть вера. Религия – это огромная сила, которая веками служила опорой и позволяла не только выживать, но и иметь огромную духовность», – поделилась участница конкурса Анфиса Лещенко из Волгограда.

Полуфиналист проекта Яна Звягинцева из Омска считает, что общий культурный код – это фундамент, который скрепляет поколения и дает опору в жизни: «Для нас это любовь к земле – мы занимаемся фермерством, общая цель, поддержка друг друга. Умение работать до результата, ответственность за любимое дело. Воспитание в любви к труду, земле и хлебу нашего сына Савелия. Чтобы он понимал важность помощи деду и отцу. С нынешней молодежью это непросто. Но мы стараемся. Традиции – это основа основ. Мне кажется, это то, на чем семья начинает создаваться и в дальнейшем укрепляется».

Хотя почти половина участников опроса (46%) ассоциирует слово «россиянин» с территориальной идентичностью, треть (28%) воспринимают его как состояние души и предмет для гордости, что подчеркивает эмоционально-культурный аспект национальной самоидентификации. Для одной пятой опрошенных россиянин – это прежде всего патриот (20%), что отражает связь между национальной принадлежностью и чувством гордости за страну. Значительно реже россиян определяют через языковой признак (4%).

«Мы с детства приучаем детей любить людей, беречь свою семью, быть добрыми и отзывчивыми. Сохранять и чтить семейные традиции, заниматься спортом, совместно проводить время. Семья – это то место, где каждый понят и любим. Потом из таких детей вырастают уверенные в себе взрослые, имеющие внутренний стержень, целеустремленные и сильные, но при этом добрые и мягкие внутри. Люди, которые умеют жить в этом постоянно меняющемся мире, радоваться тому, что имеют», – добавил полуфиналист сезона Антон Говорун из Калуги.

Напомним, опрос был проведен экспертами конкурса «Это у нас семейное», самого массового проекта Президентской платформы «Россия – страна возможностей». Всего на участие во втором сезоне зарегистрировались 726 191 человек, это 196 576 семей из 89 регионов вместе со своими родственниками, проживающими в 82 странах. Главные призы – 60 сертификатов по 5 миллионов рублей на улучшение жилищных условий для победителей и семейные путешествия для финалистов. Конкурс «Это у нас семейное» – часть национального проекта «Семья».

Возможно, у вас включен VPN. Для корректной работы платформы рекомендуем вам его отключить.

Бонусная
программа
dd-cursor
Участвуй в бонусной программе и выигрывай крутые призы