В Мастерской управления «Сенеж» – образовательном центре президентской платформы «Россия – страна возможностей» прошла завершающая сессия шестого потока флагманской образовательной программы «Наставничество», созданной при поддержке Клуба Лидеров России «Эльбрус». Ее цель – поддержка и развитие талантов наставляемых, трансляция и тиражирование опыта наставников, расширение и укрепление социальных связей.
В шестом потоке программы приняли участие 170 человек из 43 регионов России. Среди наставников – участники Клуба Лидеров России «Эльбрус», проекта «Флагманы образования. Школа» и программы «Женщина-лидер». Наставляемыми стали участники смены «Действовать» Всероссийского молодежного образовательно форума «Территория смыслов-2023», победители и финалисты конкурса «Флагманы образования. Студенты».
На протяжении полугода 85 наставнических пар проходили обучение в формате вебинаров, очных и онлайн встреч по целеполаганию, лидерству, управлению, основам менторинга и другим ключевым инструментам наставничества. Каждый наставляемый прошел оценку компетенций, получил индивидуальный план развития и узнал эффективные методы достижения своих целей.
Результатом активной работы и насыщенного образовательного блока стал реализованный социальный проект. Ключевыми темами стали: образование, наука, культура, семейные ценности, патриотизм, спорт и другие. Всего за сезон участники разработали 48 социально-ориентированных проектов, которые продолжат свое развитие и после завершения программы.
На открытии финального модуля перед участниками выступила руководитель департамента методологии и проектирования образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» Людмила Васильева: «Сенеж» – это пространство, где встречаются наставники и мастера настоящего и будущего. То есть наставники настоящего работают с наставниками будущего, используя опыт прошлого. И, на мой взгляд, это взаимное обогащение и обратное наставничество играет большую роль для достижения высоких результатов. Важно, что те ребята, которые сейчас выступали в роли наставляемых, скоро сами смогут передавать свои знания и опыт другим. Желаю, чтобы каждому из вас хватило терпения, энергии и желания делиться своим ценным опытом и навыками, ведь убеждения и ценности передаются только от человека к человеку. Передача знаний таким образом, как это происходит при наставничестве – самый эффективный способ обучения».
Завершающая сессия шестого потока прошла очно в кампусе Мастерской управления «Сенеж», где участники встретились с экспертами, обсудили результаты совместной работы и обменялись обратной связью, а также приняли участие в мероприятиях по командообразованию, определили дальнейший индивидуальный путь развития своих компетенций и познакомились с разными видами наставничества, в которых они смогут попробовать себя после завершения программы.
Председатель клуба Лидеров России «Эльбрус», депутат Государственной Думы РФ Татьяна Дьяконова отметила, что наставничество – обоюдный процесс отдачи как от наставника, так и от наставляемого.
«Сила конкурса «Лидеры России», проектов президентской платформы «Россия – страна возможностей» и Мастерской управления «Сенеж» в уникальных возможностях. Это и гранты, и обучение, и возможность путешествовать, и сильнейшие наставники. Вот уже пять лет они находят время в плотном графике встречаться с наставляемыми, приглашать к себе на работу, передавать свои знания и опыт. Тема наставничества звучит на самом высоком уровне. В феврале этого года Президент России Владимир Путин поручил Правительству разработать концепцию развития наставничества на период до 2030 года, также совсем недавно запустился Всероссийский конкурс среди наставников «Быть, а не казаться». Наставничество становится уверенным трендом. И хотя путешествие в рамках программы «Наставничество» подошло к концу, но путь знаний и саморазвития никогда не заканчивается. Желаю участникам программы стремиться к новым вершинам и делиться своими знаниями с другими», – отметила Татьяна Дьяконова.
В том, что «Наставничество» и взаимодействие в рамках программы открывает новые безграничные возможности не только для наставляемых, но и для опытных наставников, убедился Дмитрий Шевелев, который благодаря наставляемому устроился на работу своей мечты.
«Мой наставляемый занимается развитием сервиса с искусственным интеллектом для университетов, и зная, что раньше я работал в университете «Иннополис», он попросил меня отправить туда опросник, чтобы они написали свои пожелания по развитию сервиса. Получив от меня письмо, они вспомнили про мою кандидатуру и поняли, что я обладаю всеми необходимыми компетенциями для новой должности, которую они открывают. Таким образом, я нашел новую замечательную работу и с семьей переехал в Казань», – рассказал свою историю успеха Дмитрий Шевелев, наставник, суперфиналист третьего сезона конкурса «Лидеры России», заместитель директора Центра искусственного интеллекта в Университете «Иннополис».
В рамках программы предусмотрено четыре направления, по которым проходит комплексная подготовка наставнических пар: культурное, где слушатели исследуют культурно-управленческое наследие страны; образовательное, в котором оттачивают навыки эффективной коммуникации, целеполагания и лидерства. Добро-направление позволяет аккумулировать энергию наставнической пары и направить ее на реализацию социального проекта, и ассесмент-направление помогает участнику определить уровень развития своих компетенций и качественно спланировать шаги по саморазвитию.
«Я получил максимальную пользу от программы и теперь точно знаю, в каком направлении и как нужно двигаться. Несмотря на финал потока, на этом, конечно, не закончится наставничество. На программе мы получили нужную искру, которую не потушить. Все участники хотят также активно работать и продолжать быть в паре, не прерывать эту прочную связь, которая сформировалась за шесть месяцев. Благодаря программе мы не только вышли на новый уровень развития и прокачали свои знания и навыки, но и стали одним целым в своих наставнических парах. Поэтому «Наставничество» – навсегда!», — поделился впечатлениями участник программы, наставляемый, студент Социально-педагогического института города Мичуринск Никита Чендев.
Образовательная программа «Наставничество» объединяет в «Мастерской управления «Сенеж» людей с лидерским мышлением, стремлением к саморазвитию и созиданию, помогает участникам не только улучшить уже имеющийся профессиональный уровень, но и приобрести навыки передачи своих умений и знаний другому человеку.
«В наставнических парах всегда выигрывают оба – взаимодействие между наставником и наставляемым очень полезно для всех членов команды. Наставники развивают свой управленческий опыт, получают творческую реализацию и помогая другим, сами становятся лучше. Роль наставника – это новый виток развития: когда ты окрыляешь своими знаниями, опытом и наставлениями другого человека, ты сам переопыляешься и находишь для себя новые смыслы, мотивацию и вдохновение. И что самое важное, поскольку мы работаем с молодым поколением, это наш вклад в развитие будущего нашей большой страны», – рассказала участница программы Сабина Забирова, наставник, выпускница программы «Женщина-лидер, руководитель по развитию в Институте радиологии Минздрава России.
Позицию Сабины Забировой полностью разделяет ее наставляемая Анна Власова, с которой они вместе создали проект «Психокультура».
«Наставничество» меняет жизнь, я это ощутила и проверила на себе. На программе мы столкнулись с вызовами, благодаря которым я поняла, что могу гораздо больше, чем думала. Одним из моих главных вызовов стала борьба с синдромом самозванца – преодолев рубеж от идеи к конкретным действиям, я поняла, что я действительно могу и достойна делать то, чем занимаюсь. Программа принесла изменения и в мою профессиональную деятельность: поскольку мой путь только начинается, для меня было очень важно определить трек и траекторию своего развития. И я сделала для себя вывод, что хочу быть не просто доктором, а именно организатором здравоохранения, управленцем в медицине. Кроме того, я разобралась в себе, нашла свою мотивацию и обрела уверенность, которой точно хватит для достижения всех моих целей. Теперь я верю, что границ не существует и в нашей стране возможно все!», – поделилась Анна Власова, наставляемая, студентка Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова.
Одним из приглашенных гостей завершающей сессии стал российский биатлонист, кавалер ордена «Дружбы», участник двух олимпиад, серебряный призер Олимпийских Игр 2006 года и четырехкратный чемпион мира Николай Круглов. Участники смогли в формате открытого диалога пообщаться с известным спортсменом и узнать секреты по достижению целей, поддержанию мотивации и формированию чемпионского мышления, а также отработать в группах полученные знания на практике во время мастер-класса «Как воспитать чемпиона?».
«Если цена, которую тебе предстоит заплатить за твой успех, ниже, чем ценность достижения этого результата, то тогда все пути открыты. Но если ты не понимаешь, зачем тебе это надо, то тогда ты не сформируешь для себя эту ценность и добиться желаемого будет крайне сложно. Потому что путь к достижению цели включает в себя не только победы, но и неудачи, и как раз в моменты падений, потери сил и мотивации, четкий ответ на вопрос, зачем тебе это нужно, решает очень многое – это позволяет тебе подняться и двигаться дальше. Но если ты совсем потерял мотивацию и не видишь смысла продолжать, возможно, ты занимаешься не своим любимым делом, а пытаешься исполнить чужую мечту. Тогда следует остановиться, подумать о том, что доставляет удовольствие именно тебе, к чему лежит душа, и сменить направление», – посоветовал слушателям Николай Круглов.
Во второй день финального модуля программы состоялось торжественное подведение итогов. Эксперты отметили заслуги самых активных участников и наградили 10 наставнических пар, чьи проектные инициативы признали лучшими. Победители получили подарочные сертификаты АНО «Больше, чем путешествие».
С 2018 года в рамках программы «Наставничество» проведено больше 200 часов обучения для более 1 400 участников из 62 регионов России. За 5 лет существования программы участниками реализовано более 300 социальных и волонтерских проектов в различных сферах: образовании, медицине, общественной деятельности, экологии и других. В 2022 году поставлен рекорд «Наибольшее количество участников образовательного проекта в области наставничества в России» – 676 участников и 338 пар прошли обучение. Рекорд зарегистрирован в Книге рекордов России.
Возможно, у вас включен VPN. Для корректной работы платформы рекомендуем вам его отключить.