This website requires JavaScript.

В Общественной палате РФ обсудили проблемы и перспективы развития отечественной игровой индустрии

В Общественной палате РФ обсудили проблемы и перспективы развития отечественной игровой индустрии
2 ноября 2022
НачниИгру

В Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол «Российский геймдев: перспективы развития отрасли». Ведущие представители отечественной игровой индустрии обсудили алгоритмы решения существующих проблем, перспективы и планы на будущее. Одним из участников встречи стала руководитель Всероссийского конкурса «Начни игру» президентской платформы «Россия – страна возможностей» Марьям Карпова, которая презентовала проект и обозначила его роль для современного геймдева и его представителей.

Российская игровая отрасль является лидером отечественных креативных индустрий по темпам развития и объемам рынка. По данным аналитического центра НАФИ, 60% россиян (88 миллионов человек) старше 18 лет регулярно или эпизодически играют в видеоигры. Наибольшее внимание игровым технологиям уделяет молодежь, согласно исследованиям ВЦИОМ (июль 2022 года) в группе молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет популярность видеоигр достигает 56%, 20% играют ежедневно.

Но несмотря на колоссальные объемы рынка и большую популярность, отечественная игровая индустрия сталкивается со сложностями. Внешнеполитическая обстановка влияет на кадровый состав отрасли, которая в настоящее время особенно остро ощущает дефицит творческих кадров – дизайнеров, геймдизайнеров, игровых режиссеров и т.д. Кроме этого, существующие магазины и плеймаркеты неохотно сотрудничают с российскими игровыми студиями, что снижает мотивацию разработчиков реализовывать свои продукты на внутреннем рынке.

Для обсуждения проблематики игровой индустрии и поиска единых решений в Общественной палате РФ состоялся круглый стол «Российский геймдев: перспективы развития отрасли». Модератором встречи выступил руководитель рабочей группы Общественной палаты РФ по законодательству в сфере интернет-технологий и цифровизации Вадим Виноградов. В обсуждении приняли участие представители органов власти, технологических корпораций, вузов и игровых компаний: директор департамента цифрового развития Министерства экономического развития РФ Владимир Волошин, заместитель директора департамента цифрового развития Министерства экономического развития РФ Алексей Васильев, главный юрисконсульт в области международного права Научно-технического центра ФГУП «Главный радиочастотный центр» Станислав Махортов, начальник отдела анализа и прогнозирования Научно-технического центра ФГУП «Главный радиочастотный центр» Роман Коросташов, руководитель Всероссийского конкурса по поиску и развитию талантов в игровой индустрии «Начни игру» президентской платформы «Россия – страна возможностей» Марьям Карпова, сооснователь и генеральный продюсер Geeky House Вячеслав Уточкин, сооснователь и исполнительный директор Geeky House Никита Проскурин, заместитель руководителя Организации развития видеоигровой индустрии Александр Бодров, директор по стратегическим коммуникациям ESforce Holding Ярослав Мешалкин, генеральный директор ООО «CYBERIA NOVA» Алексей Копцев, генеральный директор ООО «Сиридар» Виталий Терлюк, генеральный директор WATT STUDIO Егор Томский, независимый игровой продюсер Вячеслав Макаров, декан факультета анимации и мультимедиа ВГИК Елена Яременко и руководитель направления «Гейм-дизайн» НИИ «Высшая школа экономики» Анатолий Казаков.

«Объем игрового рынка впечатляет, в такой интенсивно развивающейся отрасли считаю важным обсуждать появление новых, качественных образовательных программ по профильным специальностям, новых конкурсных проектов, привлекающих молодежь в индустрию, – отметил модератор круглого стола Вадим Виноградов. – Также нынешняя внешнеполитическая ситуация требует от нас новых решений в геймдеве – особенно остро стоит вопрос импортозамещения, и в этой ситуации должны быть выработаны правильные механизмы поддержки и меры регулирования, необходимые рынку в современных реалиях».

В ходе круглого стола эксперты индустрии обсудили пробелы в регулировании отрасли в России, специалисты Научно-технического центра ФГУП «Главный радиочастотный центр» представили опыт других стран и выдвинули несколько гипотез о предлагаемых форматах регулирования. Разработчики, со своей стороны, обозначили риски реализации подобных мер регулирования и последствия внедрения решений для отрасли. Рассмотрев вопрос с юридической, экономической и практической стороны, спикеры утвердили, что любые меры регулирования при разработке необходимо настраивать с учетом мнения игроков индустрии.

Еще одной ведущей темой встречи стало обсуждение мер поддержки игровой отрасли. Разработчики и основатели игровых компаний высказали свои предложения о необходимых мерах поддержки и мотивации отечественных студий работать на территории России и создавать игровые продукты для российских потребителей.

Независимый игровой продюсер Вячеслав Макаров отметил, что меры поддержки игровой индустрии сейчас должны быть нацелены на то, чтобы качественные отечественные продукты вышли на рынок как можно раньше и тем самым вытеснили пиратские игры западного производства, транслирующие антироссийские ценности. Эксперт также предположил, что для такой реформы игровой индустрии и перестроения всех акторов на внутренний рынок нужно 2-3 года. По оценкам продюсера, только после этого можно будет говорить о выходе отечественных игровых продуктов на рынок Китая и других азиатских стран.

«Если с нашей стороны на государственном уровне будут проработаны меры поддержки, позволяющие объединить геймдев-индустрию Китая и России и сделать более глубокую интеграцию для возможности привлечения средств не только с внутреннего, но и с внешнего рынка, нам удастся создать единый игровой рынок, который по своим объемам моментально превзойдет западный, – обратился Вячеслав Уточкин. – Также, если говорить о конкретных мерах поддержки, которых сейчас нет, но индустрия в них нуждается – это беспроцентные кредиты для игровых компаний, субсидирование аренды офисных помещений компаний, оставшихся в России, и грантовая поддержка отрасли».

В рамках круглого стола эксперты индустрии также рассмотрели действующие образовательные и профориентационные проекты отрасли. Марьям Карпова представила коллегам Всероссийский конкурс «Начни игру» президентской платформы «Россия – страна возможностей» и рассказала о возможностях, которые открывает конкурс для игровой индустрии, ее представителей и молодых людей, желающих реализовываться в геймдеве.

«Для проекта «Начни игру» как для аккумулятора кадров, которых необходимо выпустить в индустрию, очень важно дать ребятам не только ориентирование по профессиям геймдева, но и дальнейшую поддержку в самореализации. В этой связи я предлагаю коллегам из высших учебных заведений совместно с нами инициировать начисление финалистам конкурса дополнительных баллов при поступлении в вузы. Это позволит повысить уровень профессионального мастерства специалистов индустрии и станет мотивирующим фактором для построения дальнейшей карьеры в России, обратилась Марьям Карпова. Для того, чтобы создать конкурентоспособную игровую индустрию, нам надо создавать профессиональные кадры, которые продолжат работу на территории нашей страны. Для создания дополнительных рабочих мест важно рассмотреть возможность коллаборации игровой индустрии со смежными областями, которые также могут выступить социальным лифтом для молодежи. Также, если продолжить говорить о шагах, необходимых для реабилитации отечественной игровой индустрии, стоит наладить сотрудничество с разработчиками из стран-союзников, чтобы расширить перечень возможностей внутри отрасли. Мы готовы рассмотреть вариант масштабирования проекта «Начни игру» по примеру конкурса «Лидеры России» и работать с зарубежными кадрами, чтобы открыть для них перспективу работы в нашей стране и, соответственно, привлекать дополнительные вложения в российский бюджет».

Участники круглого стола рассмотрели опыт развития креативных индустрий в разных странах – в Китае, в Сербии и в других европейских государствах, выдвинули десятки предложений о мерах поддержки и отметили необходимость проведения геймдев-конференции на территории России для объединения акторов индустрии и выстраивания вектора эффективного развития отечественной игровой отрасли.

«Потребность провести отечественную геймдев-конференцию очень высока на протяжении последнего года. Наш проект как связующее звено между бизнесом и государственным сектором готов стать соорганизатором этой конференции и обеспечить условия для всестороннего рассмотрения и грамотного планирования перспектив игровой индустрии», рассказала Марьям Карпова.


Напомним, 20 апреля под председательством Президента РФ Владимира Путина состоялось заседание Наблюдательного совета платформы «Россия – страна возможностей». В заседании приняли участие члены Наблюдательного совета, участники проектов и конкурсов платформы. В ходе встречи глава государства поддержал инициативу призера Национальной технологической олимпиады (НТО) Junior Александра Кравченко о проведении всероссийского конкурса для разработчиков компьютерных игр. 1 июля состоялся запуск проекта «Начни игру», ключевой целью которого является поиск и поддержка талантов в игровой индустрии.

Проект поддержали крупнейшие представители игровой индустрии, IT, технологий и креативных индустрий, среди которых: VK, VK Play, образовательная онлайн-платформа «Skillbox», Фонд «Сколково», образовательная онлайн-платформа «Нетология», образовательная онлайн-платформа «Skillbox», школа анимации «Animation School», международная школа креативных технологий «TUMO Moscow», аналитический центр НАФИ, российская школа онлайн-образования в сфере геймдев «XYZ School», игровой портал «Playground.ru», студия разработки игр для социальных сетей и мобильных платформ «Bit Games», игровая студия «WATT Studio», игровая студия «CarX», игровая студия «Black Caviar Games», игровая студия «Mehen Games», разработчик и издатель мобильных и web3 игр «Creon Games», Академия киберспорта XP, сообщество игровых разработчиков «Индикатор», группа компаний, реализующая международные образовательные проекты в области IT «IT-Hub», портал «Игромания», Федерация компьютерного спорта России, АНО «Национальные проекты», проектно-промышленная дизайнерская компания «Фабрика дизайна», информационный портал о крипто-мире «NFTews» и другие.

Подробнее о проекте «Начни игру» на сайте: начниигру.рф


Другие новости

Смотреть всё