В Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей» завершился большой цикл образовательных мероприятий, направленных на развитие «гибких навыков» студентов через образовательную деятельность. Финальный блок программы – «Современные тенденции и интерактивные подходы в обучении для развития универсальных компетенций» – объединил 74 представителя из 30 российских университетов.
Организаторами выступили проект «Центры компетенций» и Мастерская управления «Сенеж». В течение трех дней финальной части программы участники – преподаватели университетов – изучали актуальные тренды в образовании, осваивали интерактивные методики преподавания, инструменты мотивации студентов и проектирования образовательных программ. Ключевая цель – помочь вузам модернизировать учебные и внеучебные процессы так, чтобы студенты не только получали профессиональные знания, но и развивали «гибкие навыки».
По словам заместителя Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольги Петровой, цикл образовательных мероприятий, в которых участвуют представители ведущих российских вузов, позволяет осваивать передовые методики, значительно повышая уровень подготовки выпускников.
«Сегодня университеты становятся настоящими центрами притяжения для бизнеса, науки и талантливой молодежи. Это инвестиции в завтрашний день, где каждый выпускник – высококлассный специалист, способный уверенно отвечать на вызовы цифровой эпохи, – сказала Ольга Петрова. – Особенно ценно, что данная инициатива органично интегрируется в национальный проект «Кадры», соответствует стратегическим приоритетам развития нашей страны, обозначенным президентом России и формирует надежную платформу для сотрудничества с индустриальными партнерами, заинтересованными в профессионалах нового поколения».
Как отметила руководитель Департамента оценки и методологии президентской платформы «Россия – страна возможностей» Александра Ваза, третий цикл образовательных мероприятий подтверждает устойчивую динамику внедрения передовых методик в учебные процессы российских университетов. Это не просто шаг вперед – это системная трансформация высшей школы, где надпрофессиональные навыки становятся неотъемлемой частью подготовки выпускников: «На нашей программе мы дали преподавателям конкретные инструменты для проектирования образовательного опыта нового уровня – от методов мотивации до интерактивных форматов. Ценность подхода в его практической ориентированности: участники уже сейчас готовы внедрять эти решения, а значит, изменения в системе высшего образования будут не точечными, а масштабными».
«Мы в «Сенеже» убеждены: ключ к прорывным решениям лежит на стыке дисциплин и компетенций. Поэтому так важно в рамках образовательных программ делать акцент на развитии надпрофессиональных навыков, без которых невозможно подготовить конкурентоспособных специалистов. Цифровизация и интерактивные форматы, которые рассматривались в ходе программы, – уже не просто тренды, а база для современного образования. Они позволяют моделировать реальные управленческие задачи, вовлекать студентов и преподавателей в проектирование решений и создавать среду, где знания трансформируются в опыт. Уверена, что инструменты, освоенные участниками, помогут вузам выстроить целостную экосистему развития универсальных компетенций – от лекционных аудиторий до внеучебной деятельности», – сказала руководитель отдела сопровождения программ дополнительного профессионального образования Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей» Татьяна Снегирева.
В программе приняли участие представители более 40 регионов России, включая Москву, Санкт-Петербург, Республики Башкортостан и Татарстан, Краснодарский край, Амурскую, Свердловскую, Омскую, Ростовскую и Херсонскую области. Среди вузов – медицинские, педагогические, технические и федеральные университеты.
Отметим, что Уфимский университет науки и технологий участвует в образовательной программе не первый год. Одна из успешных разработок команды вуза – внедрение модуля «Саморазвитие», в рамках которого проводится ассессмент студентов. Обучающиеся работают в командах над кейсами, а преподаватели и сотрудники Центра компетенций оценивают их профессиональные и «гибкие навыки». Важно, что ассессмент интегрирован в учебный процесс и проводится совместно с кафедрами в течение года, что позволяет системно развивать навыки обучающихся.
«Подобные программы служат площадкой для обмена практиками и расширения контактов, а также открывают новые возможности для внедрения инновационных инструментов в образовательный процесс. Наиболее значимым результатом становится возможность интеграции современных методик, направленных на всестороннее развитие универсальных и профессиональных компетенций в соответствии с приоритетами современного университетского образования, – отметила проректор по развитию образования УУНиТ Юлия Рахманова. – Благодарим коллег за их вовлеченность и создание условий для развития профессорско-преподавательского сообщества университетов!»
Херсонский технический университет – еще один постоянный участник образовательной программы «Развитие универсальных компетенций в образовательной деятельности». По словам начальника учебно-методического управления ХТУ Павла Молчанова, программа предоставила доступ к передовым методикам, которые уже внедряются в учебный процесс: «Будучи техническим университетом, мы сосредоточились на развитии универсальных компетенций, особенно востребованных в градостроительной отрасли. Это коммуникативность, командная работа, критическое мышление и умение решать сложные задачи. В качестве первого шага было решено интегрировать инструменты для развития «гибких навыков» в образовательную программу по направлению «Градостроительство».
Он также добавил, что участие в программе позволило наладить тесное взаимодействие с управлением молодежной политики университета и преподавателями кафедры психологии и социологии. Совместными усилиями были разработаны новые подходы к составлению профессиональных резюме, что повышает конкурентоспособность выпускников вуза на рынке труда.
Ростовский государственный медицинский университет стал участником проекта «Центры компетенций» в 2025 году, и сразу присоединился к программе «Развитие универсальных компетенций в образовательной деятельности». Несмотря на статус новичка, вуз активно включился в обучение с целью изучения и внедрения передового опыта коллег.
«Современный врач – это не только эксперт в своей профессиональной области, но и специалист с развитыми надпрофессиональными компетенциями. Впервые участвуя в образовательной программе, организованной экспертами проекта «Центры компетенций» и Мастерской управления «Сенеж», мы убедились, насколько важны интерактивные и междисциплинарные подходы в обучении, – сказала руководитель Центра компетенций Ростовского государственного медицинского университета Елизавета Бережная. – Полученные знания и методики уже готовы внедрять в образовательный процесс РостГМУ, адаптируя их под специфику медицинского университета. Благодарим за возможность перенять опыт передовых вузов и уверены, что это станет новым шагом в подготовке врачей будущего!»
Отметим, все участники по итогам цикла образовательных мероприятий получат документ, подтверждающий получение новых знаний.
Возможно, у вас включен VPN. Для корректной работы платформы рекомендуем вам его отключить.