This website requires JavaScript.

Российский опыт оценки надпрофессиональных компетенций может быть применен в других странах

Российский опыт оценки надпрофессиональных компетенций может быть применен в других странах
15 сентября 2022

В Алтайском государственном университете в Барнауле открылся Международный образовательный форум «Алтай – Азия – 2022». В пленарном заседании принял участие руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля.

Во время своего выступления он рассказал о российском опыте оценки и развития надпрофессиональных компетенций, а также пригласил коллег из дружественных стран начать совместную работу в этом направлении.

«Что такое АНО «Россия – страна возможностей», многие наши российские коллеги знают. Для коллег из-за рубежа скажу, что это президентская платформа, аккумулирующая проекты, конкурсы, олимпиады, которые не только формируют социальные и карьерные лифты для различных категорий российских и зарубежных граждан, но и обеспечивают оценку, отбор и продвижение по социальной лестнице. Около 150 стран участвуют в наших проектах, таких как «Лидеры России», «Флагманы образования», «Цифровой прорыв. Сезон: искусственный интеллект». Хочу вам рассказать о проекте «Центры компетенций», занимающемся системной динамичной работой с университетами», – отметил Дмитрий Гужеля.

По его словам, задача Центров компетенций – внедрение инструментов оценки надпрофессиональных компетенций АНО «Россия – страна возможностей» в работу учреждений высшего и среднего профессионального образования.

«Эти инструменты мы апробировали на таких конкурсах как «Лидеры России», «Мастера гостеприимства». Это серьезные психометрические инструменты, которые позволяют оценить надпрофессиональные компетенции. Все это приземляется на Центры компетенций, которые находятся внутри университета. То есть внутри вуза появляется некая структура – она либо дополняет те структуры, которые там существуют, либо создается новая, позволяющая проводить оценку, развитие, активно подключать работодателей», – пояснил он.

«В рамках этого движения происходит процесс, позволяющий подхватить студента на первом курсе, провести его диагностику, анализ, сформировать для него предложения по развитию и развить компетенции, запустить процесс наставничества, в котором участвуют и университет, и работодатель, и регион», – добавил Дмитрий Гужеля.

Он пояснил, что проект реализуется по четырем трекам: карьерный, образовательно-научный, предпринимательский и общественно-гражданский.

«Студенты, с которыми мы работаем, хотят двигаться вперед, жить в открытом мире. Проводя опросы, мы поняли, что с этим можно и нужно работать. Наши исследования, которые мы делаем с Минобрнауки, это фактически попытка на базе университетов выстроить глубокую работу с ребятами по разным трекам, начиная с 1 курса», – подчеркнул Дмитрий Гужеля.

«Очень хочется пригласить к сотрудничеству и наши сетевые университеты, и наши славянские вузы, и партнеров из дружественных стран. Мы готовы эту историю разворачивать на базе их вузов. Это важно, потому что только вместе, совместными усилиями мы сможем достичь изменений в структуре системы образования и построить мощную систему, которая будет работать на будущее наших стран и на будущее нашего макрорегиона. Поэтому уважаемые коллеги, приглашаю всех к сотрудничеству и взаимной работе с Российской Федерацией в этой части. Готовы делиться данными, проводить аналогичные с вами исследования и системную работу по развитию надпрофессиональных компетенций», – заключил он.

Во время пленарного заседания также выступил президент Алтайского государственного университета Сергей Землюков, тема его доклада: «Образовательный форум Алтай-Азия – 10 лет: опыт и новые вызовы».

«В настоящее время в университетах вводится модель обучения по индивидуальным образовательным траекториям. В выступлении на депутатских слушаниях в Государственной Думе Президент Российского университета дружбы народов Владимир Филиппов заметил, что важно сохранение и развитие модели «2+2», которая включает индивидуальные образовательные траектории, об этом как раз говорил в своем послании Президент РФ Владимир Путин», – сказал он.

Ранее министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков выделил ключевые принципы системы высшего образования в России – направленность на достижение национальных целей, открытость, фундаментальность, гибкость, практичность. По мнению Сергея Землюкова, это наиболее взвешенная позиция.

«В этих принципах – открытость, фундаментальность, гибкость, практичность – является суть содержания образования, которая может быть и в рамках введенной двухуровневой и одноуровневой системы образования. Но главное, как мне представляется, работать именно в направлении реализации этих принципов», – сказал президент Алтайского государственного университета.

«Мне кажется, углубление интеграции с университетами стран Центральной Азии может идти по следующим шести направлениям: сохранить существующую двухуровневую национальную систему высшего образования с возможностью корректировки в зависимости от национальных целей; уделить особое внимание интеграции университетов России и Азии в сфере гуманитарного образования с учетом общих исторических и культурных ценностей и традиций; добиваться наибольшей совместимости национальных систем высшего образования России и стран Центральной Азии, в том числе при реализации совместных и двудипломных образовательных программ; в целях подготовки научно-педагогических кадров совместно с азиатскими университетами принять систему сопоставимых научных степеней; расширить мобильность студентов и преподавателей с выделением ежегодных грантов; создать рабочую группу при Министерстве образования и науки РФ», – подытожил Сергей Землюков.

Форум «Алтай – Азия – 2022» проходит с 15 по 17 сентября. Он организован АлтГУ в партнерстве с Российским университетом дружбы народов, Ассоциацией азиатских университетов и Университетом Шанхайской организации сотрудничества. «Алтай – Азия – 2022» проходит в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» и при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Проведение Форума нацелено на создание площадок для конструктивного диалога университетов, бизнес-индустрий и власти, изучения лучших практик и совместного поиска путей решений актуальных проблем. В Форуме примут участие представители министерств образования и науки, ректоры и представители более 200 вузов и бизнес-индустрий из 15 стран (России, Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Малайзии, Монголии, Таджикистана, Узбекистана, Сингапура, Мьянмы, Китая, Шри-Ланки, Республики Молдовы).


Другие новости

Смотреть всё