This website requires JavaScript.

Победитель «Лидеров России» займется усилением Махачкалинского торгового порта на международном транспортном маршруте «Север – Юг»

Победитель «Лидеров России» займется усилением Махачкалинского торгового порта на международном транспортном маршруте  «Север – Юг»
7 сентября 2022
ЛидерыРоссии

Махачкалинский морской торговый порт запускает контейнерные перевозки, перестраивает работу зернового терминала и рассчитывает возобновить паромное сообщение со странами Каспийского региона. Решением этих задач занимается новая управленческая команда, в том числе заместитель генерального директора по коммерческой работе и развитию предприятия Хаджи-Мурад Абашилов, победитель третьего сезона конкурса управленцев «Лидеры России» – флагманского проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей».

Махачкалинский морской торговый порт планирует плотнее встраиваться в систему международного коридора «Север – Юг», обеспечивающего транспортную связь между государствами Европы и Азии через страны Прикаспийского бассейна. До конца 2022 года предприятие планирует расширить объем перевозок с республиками Каспийского региона, который в последние годы был серьезно секвестирован.

«Вследствие санкций недружественных стран происходит перестраивание логистических цепочек, и мы готовимся к тому, что большой грузопоток в Россию пойдет через Казахстан и Иран. Нам необходимо наладить паромную автомобильную переправу, чтобы стабильно отправлять и принимать фуры морским путем. Номер один для нас – маршрут в Бендер-Энзели или Амирабад в Иране, Актау в Казахстане и, возможно, будет Азербайджан. Запустить паромное сообщение с этими государствами планируем до конца года», – уточнил Хаджи-Мурад Абашилов.

Сегодня прорабатываются все жизнеспособные варианты торговых маршрутов и возможности встраивания махачкалинского порта в новые логистические цепочки. «Например, часть перевозок из юго-западного Китая может быть налажена через Индию, Персидский залив, Иран, далее по «железке» до Каспийского моря и затем в Махачкалу и Астрахань. Для нас это один из вариантов, если вдруг возникнут вопросы по транспортировке через Казахстан», – пояснил он.​

По итогам 2022 года Махачкалинский морской торговый порт также нацелен увеличить вдвое объем работы своей сухогрузной гавани, в первую очередь, за счет полноценного запуска контейнерных перевозок. «Мы находимся в ключевой точке транспортного потока «Север – Юг», а отправлять контейнеры для нас было технической проблемой. Но мы этим занимаемся, и буквально неделю назад приняли первый контейнер, растаможили, выдали и теперь уверены, что можем наладить эту работу», – сообщил Хаджи-Мурад Абашилов.

Именно контейнеры считаются самой удобной формой сборных и мультимодальных перевозок, то есть выполняемых разными видами транспорта, например, автомобильным, морским и железнодорожным. «Весь мир уже перешел на контейнерные грузоперевозки. Конечно, нефть и зерно экспортируются судовыми партиями в тысячи тонн, и порту удобно с этим работать. Но другим нашим экспортерам, которые поставляют овощи, фрукты, товары народного потребления, стройматериалы, необходимо обеспечить возможности для транспортировки их грузов в контейнерах», – пояснил Хаджи-Мурад Абашилов.

Победитель «Лидеров России» отметил, что с февраля 2022 года произошло изменение в составе грузоперевозок, осуществляемых через Махачкалинский торговый порт. «После начала СВО Туркмения перестала отгружать нефть через наш терминал, что​ привело к существенному​ снижению доходов.​ Но​ мы​ решили​ сосредоточиться​ на развитии живого товарооборота.​ Из новых тенденций – резкое увеличение​ поставок​ цемента из Ирана​ и экспорта зерна​ из России,​ почти в полтора​ раза,​ –​ сообщил он.​ –​ Сейчас идут консультации​ с​ Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь​ об экспорте товаров,​ например, удобрений, через наш порт в страны Азии».

Еще одна​ приоритетная​ задача, которую​ предстоит решать оперативно, это налаживание работы зернового терминала​ Махачкалинского торгового​ порта.​ «Пока перевалка зерна осуществляется старым дедовским способом, то есть все​ идет​ практически спонтанно и​ вручную.​ Наша задача – наладить прогнозирование и планирование в зерновом терминале»,​ – подчеркнул​ Хаджи-Мурад​ Абашилов.

Победитель​ конкурса управленцев​ «Лидеры​ России» признается,​ что​ адаптироваться в отрасли​ морских грузоперевозок​ ему удалось легко, тем более​ новый​ функционал перекликается с предыдущей деятельностью​ в​ Агентстве по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан:​ «Сейчас моя задача –​ привлечение новых клиентов, расширение номенклатуры грузов, развитие​ новых​ направлений деятельности порта​ и встраивание в коридор​ «Север – Юг».​ В Агентстве​ я также занимался​ созданием транспортных​ цепочек и​ оптовых​ логистических​ центров, но преимущественно​ для​ сухопутного транспорта​ и​ малых предпринимателей. А здесь уже другой масштаб».

Махачкалинский морской торговый порт​ – единственный незамерзающий и глубоководный порт Российской Федерации​ на Каспии.​ Обеспечивает транспортное сообщение​ юга​ России​ с государствами Каспийского региона​ –​ Ираном,​ Азербайджаном, Казахстаном,​ Туркменистаном​ –​ а также​ другими странами​ Средней Азии и Закавказья.