This website requires JavaScript.

Более 140 тысяч студентов проверили свои надпрофессиональные навыки в Центрах компетенций платформы «Россия – страна возможностей»

Более 140 тысяч студентов проверили свои надпрофессиональные навыки в Центрах компетенций платформы «Россия – страна возможностей»
23 августа 2022
ЦентрыКомпетенций

30 августа исполнится год с момента запуска проекта «Центры компетенций» платформы «Россия – страна возможностей», реализуемого по поручению Президента РФ, Председателя Наблюдательного совета платформы Владимира Путина с 2021 года. Сейчас свою деятельность ведут 53 Центра компетенций в 25 субъектах России. Центры оценки компетенций созданы в каждом федеральном округе. Промежуточные итоги работы проекта были подведены в онлайн-формате 22 августа на четвертом заседании Экспертного совета проекта.

«К настоящему моменту проектом охвачено уже более 120 университетов и более 140 000 студентов. В соответствии с запросами работодателей экспертами проекта были разработаны и внедрены инструменты оценки шести надпрофессиональных компетенций, готовы к запуску диагностические инструменты еще по пяти компетенциям. Эту работу мы запланировали на начало учебного года. И такой набор инструментов позволит охватить 11 наиболее значимых для работодателей компетенций. То есть молодые люди, которые пройдут оценку в вузах и СПО, смогут развить и «прокачать» западающие компетенции еще во время обучения. Сделать это можно как с помощью бесплатных образовательных программ, которые запустила платформа «Россия – страна возможностей» совместно с ведущими вузами, так и в рамках различных образовательных модулей и активностей университетов», – рассказал генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров.

Спикер добавил, что в целях повышения эффективности и верификации реализуемой оценки надпрофессиональных компетенций, а также для получения независимой оценки экспертного сообщества, был создан Экспертный комитет по верификации и совершенствованию диагностических инструментов оценки надпрофессиональных компетенций. Решением экспертного комитета используемые в проекте диагностические инструменты оценки надпрофессиональных компетенций были признаны надежными и соответствующими Российскому стандарту тестирования персонала.

Кроме того, по инициативе Минобрнауки России методологические основания проекта были представлены и одобрены на двух рабочих группах Совета при Минобрнауки России по реализации государственной молодежной политики.

Также важным этапом развития проекта стало появление документов, подтверждающих сформированность надпрофессиональных компетенций – паспортов компетенций. В этом году такие паспорта получили порядка 500 выпускников в Самарском государственном экономическом университете, в Финансовом университете при Правительстве РФ, в Югорском государственном университете, в Новосибирском государственном университете экономики и управления и других вузах. Паспорт компетенций выдается по запросу выпускника.

«Энергия команды проекта помогает нам делать общее дело. Сейчас мы ведем большую работу над тем, чтобы сделать общую концепцию, согласно которой Центры компетенций и Центры карьеры должны взаимодействовать и дополнять друг друга. Здесь речь также идет о психологических службах, как это будет встраиваться в систему воспитательной деятельности – для нас это очень важно. Безусловно, считаем, что проект необходимо развивать, проект очень ценен для нас, будем стараться, чтобы как можно большее количество выпускников, студентов получали паспорта компетенций», – отметил заместитель Министра науки и высшего образования РФ Григорий Гуров.

Как заметили участники заседания, важно не только оценивать, но и развивать компетенции. Так, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого внедрил в учебный план дисциплину «Гибкие навыки в развитии карьеры», в рамках которой студенты смогут пройти на платформе «Россия – страна возможностей» самодиагностику своих «гибких навыков», составить индивидуальный план развития на основе её результатов и изучить специализированные онлайн-курсы для совершенствования компетенций, которые сформированы на недостаточном уровне. На сегодняшний день к изучению этой дисциплины в осеннем семестре 2022–2023 учебного года приступят почти 2500 человек.

«Опыт партнерства с работодателями показывает необходимость обеспечивать бесшовный переход на рынок труда выпускников, соответствующих растущим требованиям работодателей. Проблемой остается встречное движение со стороны работодателей на этапе пилотного проекта. Апробация практик реализации проекта, с точки зрения обеспечения стыковки с кадровыми подразделениями работодателей, нередко сталкивается с некоторым сопротивлением. В рамках проекта ведется проработка модели взаимодействия с центрами карьеры, создаваемыми в университетах, идет поиск оптимального решения по взаимодействию с агрегаторами трудоустройства. Отдельно замечу, что наша платформа в ближайшее время запускает кадровое агентство, его задача – способствовать тем самым социальным лифтам, в данном случае – в виде карьерного продвижения для выпускников наших проектов. Наше кадровое агентство будет, безусловно, тесно взаимодействовать с Центрами компетенций», – добавил Алексей Комиссаров.

Руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля подробнее рассказал о том, из чего складывается работа Центров компетенций. Это диагностика, оценка и анализ заданий, которые проходят студенты; предложения по индивидуальному развитию; развитие компетенций; наставничество; карьерные рекомендации, трудоустройство.

«Важно отметить, у проекта «Центры компетенций» появилась сеть амбассадоров – это более 500 студентов, разделяющих и транслирующих ценности и идеологию проекта в академическом сообществе. Этим летом началась масштабная программа взаимодействия с амбассадорами и студентами с высоким потенциалом с точки зрения дополнительного развития их компетенций на базе университетов-участников проекта и реакции на кадровые запросы регионов. Так, например, двое студентов из Центров компетенций на данный момент проходят стажировки в правительстве Ямало-Ненецкого автономного округа, а буквально через неделю регион примет еще 50 наиболее способных студентов Уральского федерального округа для презентации субъекта и его возможностей для молодых талантов. В 2022/2023 учебном году будет запущена вторая волна открытия Центров компетенций в вузах России. Все вузы-претенденты прошли конкурсный отбор, защитили концепции будущих Центров компетенций, завершили обучение своих проектных команд и успешно вошли в проект. В новом учебном году запланировано открытие 36 Центров компетенций», – отметил Дмитрий Гужеля.

Главный специалист департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Алина Герлиня добавила, что «проект «Центры компетенций» не ограничивается оценкой и развитием soft skills»: «Проект гораздо шире – он прививает культуры саморазвития. Совместно с программой «Больше, чем путешествие», которая также входит в платформу «Россия – страна возможностей», мы мотивируем к оценке и саморазвитию ребят благодаря циклу образовательных и карьерных поездок «На одной волне со студентами». В рамках этих поездок студенты проходят тренинги по развитию надпрофессиональных компетенций, разрабатывают свои проекты, решают актуальные кейсы от регионов. За год планируется охватить около 2000 студентов».

Другие новости

Смотреть всё