This website requires JavaScript.

Начала работу экспертная группа по сопровождению диагностики надпрофессиональных компетенций в вузах

Начала работу экспертная группа по сопровождению диагностики надпрофессиональных компетенций в вузах
18 августа 2022

Минобрнауки России совместно с президентской платформой «Россия – страна возможностей» реализует проект «Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях», в рамках которого открываются Центры оценки и развития управленческих компетенций на базе образовательных организаций высшего образования. В Центрах компетенций студенты проходят диагностику своих надпрофессиональных навыков и умений, строят индивидуальные траектории развития, занимаются «прокачкой» компетенций с целью ориентации на запросы конкретных работодателей.

С 2021 года начали работу 53 Центра компетенций в 25 регионах России, более 65 000 студентов прошли полную диагностику, свыше 150 компаний присоединились проекту в качестве работодателей.

Для дальнейшего развития деятельности Центров компетенций Минобрнауки России создало экспертную группу по методическому сопровождению диагностики надпрофессиональных компетенций в образовательных организациях высшего образования в рамках проекта «Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях» при Совете Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по реализации государственной молодежной политики.

В состав экспертной группы вошли ведущие федеральные эксперты в области аналитики и разработки диагностических инструментов, доктора и кандидаты психологических и социологических наук, представители образовательных организаций высшего образования, а также представители работодателей.

17 августа на первом заседании экспертной группы обсуждались методологические основания проекта и их соответствие актуальным психологическим стандартам тестирования, а также перспективы и развитие применяемых инструментов диагностики.

«Министерство уделяет особое внимание вопросам создания карьерных лифтов внутри вузов и условий для раскрытия управленческого потенциала обучающихся. В условиях российского рынка труда у работодателей существует острая потребность в кадрах с развитыми надпрофессиональными компетенциями и управленческими качествами. В задачи Центров компетенций входит организационное сопровождение мероприятий по развертыванию в университетах работы с индивидуальными жизненными траекториями. На данный момент Минобрнауки и АНО «Россия – страна возможностей» формирует единую концепцию взаимодействия Центров карьеры и Центров компетенций, так как данный формат является одним из успешных инструментов реализации эффективной государственной политики в части содействия занятости студентов и трудоустройства выпускников», - отметил во вступительном слове заместитель директора департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки России Александр Ведехин.

«Мы разработали методологию массовой оценки компетенций студентов в университетах, проанализировав множество различных конструкторов компетенций, которые есть на данный момент, – всего более ста интерпретаций, использовали наш опыт оценки в рамках различных конкурсов платформы «Россия – страна возможностей», в том числе конкурса «Лидеры России». В итоге получился универсальный конструктор, который состоит из 19 компетенций, распределенных на четыре блока (управление взаимодействием, управление задачами, энергия, общие знания), и трех базовых ценностей – честность и этичность, служение Родине, семейные ценности. Мы внедрили эту методологию в университетскую среду за счет того, что разработанные инструменты мы превратили в дистанционные оценочные инструменты, обучили сотрудников университетов и предоставили им возможность воспользоваться нашими разработками. После проведения диагностики каждый студент получает развернутый документ, где даны подробные рекомендации по выстраиванию индивидуальной траектории развития. Далее мы разработали целый комплекс образовательных программ, которые позволяют «прокачивать» эти компетенции», - рассказал руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля.

Руководитель отдела аналитики департамента оценки и методологии платформы «Россия – страна возможностей» Екатерина Степашкина рассказала об инструментах диагностики студентов в первый год реализации проекта. Оценивалось умение анализировать числовую и вербальную информацию, также участники проекта проходили «Опросник жизнестойкости», «Опросник мотиваторов-демотиваторов» и «Универсальный личностный опросник».

Все используемые инструменты были разработаны в соответствии с национальными и международными стандартами тестирования. Разработка каждого инструмента начиналась с формулировки теоретической рамки на основе современных теорий в соответствующей области деятельности. После того как разработка инструментов была завершена, они проходили стадию апробации, по результатам которой оценивалось, насколько изначальные теоретические предположения о структуре конструкта подтверждались эмпирически. Для оценки качества инструментов применялись методы современной и классической теории тестирования. Значительный объем выборок (более 1000 человек) позволяет с большой точностью говорить о характеристиках инструментов измерения. Так как участниками Центров компетенций являются студенты, задания были специально адаптированы под те реалии, с которым они сталкиваются.

«Центры карьеры, психологические службы Минобрауки России и Центры компетенций АНО «Россия - страна возможностей» должны быть в едином смысловом поле и взаимодействии для создания комфортной, развивающей, поддерживающей среды в рамках воспитательной работы в вузах, в центре которой - студент и его профессиональная и индивидуальная траектория развития. Эксперты платформы «Россия – страна возможностей» глубоко изучили тему компетенций, провели череду исследований, привлекли к работе экспертов и в итоге создали авторскую методику оценки надпрофессиональных компетенций. Для дальнейшего развития Центров компетенций и встраивания их в общую воспитательную работу в вузах, необходимо сделать акцент на изучении, как и кто формирует надпрофессиональные компетенции в вузовской среде, - считает директор центра социологический исследований «14-35» Наталья Пушкарева. - Наши исследования показывают, что мягкие компетенции формируются в процессе обучения как бы сами собой, активисты приобретают целый ряд компетенций в общественной и волонтёрской деятельности, выпускники могут чётко сказать, каких soft skills им не хватает для уверенного выхода на рынок труда. В постоянной работе со студентами, изучении их потребностей и запросов мы сможем не просто оценивать, а создавать условия приобретения надпрофессиональных компетенций. На мой взгляд, Центры компетенций могут стать площадкой для интерактивного взаимодействия специалистов в области работы с молодёжью и студентов в различных форматах: мастер-классы, тренинги, игры, кейсы. Тогда картинка о наличии или дефиците надпрофессиональных компетенций будет более точной и понятной для всех участников образовательного процесса».

В пилотном году оценивалось шесть компетенций. Переход от отдельных конструктов к компетенциям происходил через оценку гипотез о содержательной близости конструктов с помощь статистических методов.

С сентября 2023 года к базовой матрице оценки планируется добавить следующие инструменты: «Тест эмоционального интеллекта», сценарный тест «Клиентоориентированность», «Опросник коммуникативности», «Опросник ценностных установок лидерства» и «Тест пассивного словарного запаса».

«Коллеги из АНО «Россия – страна возможностей» проделали гигантскую работу. Например, один из интересных инструментов, — это личностный опросник, это то, что говорит о склонности работы в разных областях, с разными контекстами. Коллегам удалось провести исследование, продемонстрировать валидность, применимость для планирования карьеры, для понимания потенциала студентов. Такого рода диагностика позволяет сфокусировать развитие, дать инструментарий в руки самим студентам, коллеги проделали большую работу по созданию отчетных форм, которые понятны пользователям», - поделилась мнением генеральный директор ООО «Бизнес Психологи» Ирина Зарина.

В 2022–2023 гг. проект «Центры оценки и развития компетенций» планирует охватить не менее 150 тысяч студентов, будет расширяться география, количество и направленности Центров компетенций. Команда проекта намерена выстраивать системные отношения со студентами и работодателями, формировать группы студентов-амбассадоров, чтобы результаты работы уходили в практическую область.


Другие новости

Смотреть всё