Развитие государства во многом привязано к информированию граждан о происходящих событиях и наличию официального контента как в СМИ, так и в кино, играх, мультипликации. Необходимо трансформировать всю систему медиаобразования, чтобы готовить профессионалов, создающих контент и формирующих цифровую среду российского общества. К такому выводу пришли эксперты во время сессии «Медиаобразование как доминирующий фактор в сфере формирования системы ценностей современного общества» Петербургского Международного Экономического Форума.
Модератором сессии выступил ректор Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей» Андрей Бетин, задав экспертам главный вопрос – что сегодня представляет из себя профессия журналиста, и как трансформировать систему образования, чтобы готовить профессионалов, формирующих современную информационную среду.
«Журналистика превратилась в одну из профессий создания содержания цифровой среды. Сегодня блогер – профессия равная журналисту, пусть и не институционализированная законодательно и профессионально. Журналистское образование по-прежнему пытается остаться на своих трёх китах. Первое - фундаментальное знание в области общества, в области текста и в области коммуникаций. Второе – профессиональная теория, центром которой остается профессиональная этика сообщества. Третье, то, на чем зиждется журналистское образование — это практика, которая помогает трансформировать теоретические знания и понятия о миссии профессии в качественный результат» - рассказала декан факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Елена Вартанова.
Однако в процессе дискуссии эксперты выделили, что в условиях быстро меняющейся среды, оперативно трансформировать базовое образование очень сложно. Помочь удержать качество контента на высоком уровне и быстро реагировать на изменения может помочь система образования, развивающая и гибкие навыки у специалистов в сфере медиа.
«Сегодня журналист должен обладать базой в большом спектре сфер: общество, история, право, но медиатехнологии - это формат, который формирует именно гибкие навыки. Умение ориентироваться в стремительных изменениях мира - вызов, который бросает нам современное информационное пространство. Мы должны создавать альтернативное образование, которое развивает оба направления. Хороший журналист или блогер должен разбираться в сфере, о которой говорит, и уметь грамотно преподнести информацию. Выходом здесь может стать формат отраслевых блогеров. Мы можем собирать людей из разных сфер жизни общества и учить их правильно формировать как профильный контент, так и общую повестку. Нам нужны программы, которые в первую очередь объединяют специалистов, развивают необходимые навыки и служат платформой для кооперации. «Мастерская новых медиа» в Мастерской управления «Сенеж» - пример образовательной программы, и мы готовы делиться опытом, чтобы масштабировать успешные практики в регионы и отрасли», - подчеркнул ректор Мастерской управления «Сенеж» Андрей Бетин.
В 2021 году «Сенеж» совместно с АНО «Диалог» запустили образовательную программу «Мастерская новых медиа». Это программа для медиаменеджеров, журналистов, блогеров и PR-специалистов. В этом году на двух направлениях обучаются 160 человек, уже запущены новые потоки, также пройдут программы для выпускников, сообщество которых насчитывает уже более 500 человек из 78 регионов России, включая новые субъекты.
Заместитель генерального директора АНО «Диалог Регионы», куратор Мастерской новых медиа Юлия Аблец поделилась опытом современной программы для специалистов в сфере медиа: «С информационным полем нужно работать осознанно, с ним должны работать высочайшие профессионалы. Создать ситуативный контент может и один блогер, ему ничего для этого не надо, кроме себя, идеи и техники. А вот создавать сложный, многоуровневый контент, работающий с поведенческими моделями, формирующий ценностные ориентиры, могут только профессиональные интеллектуальные команды. В текущем медиаобразовании таких специалистов сейчас мало. «Мастерская новых медиа» - программа, призванная собрать профессионалов, которым не все равно, что происходит, и они готовы менять окружающую действительность и делать информационное поле безопасным для тех, кто находится рядом. Медиатехнологам нужно давать и широкое базовое образование, и набор современнейших инструментов, и главное - возможность быстро учиться на собственном опыте».
О необходимости включения медиаобразования в программы для всех, кто работает с информацией и обучает, сказал и заместитель генерального директора Российского общества «Знание», руководитель Центр знаний «Машук» Антон Сериков: «Мы с вами говорим о трансляции ценностей. Это не только про учителей, транслируют знания и ценности в нашем обществе многие, мы пытаемся раскрыть для себя эту целевую аудиторию. Учим тех, кто учит! Это и учителя, и тренеры неформального образования, просветители. На экскурсии человек может узнать больше, чем на уроке истории в своей школе. Выясняется, что действительно сильный экскурсовод тоже учит. Он тоже несёт ценности, он несёт информацию, поэтому для нас наша целевая аудитория достаточно широкая. Поэтому мы используем медиаобразование на всех наших программах и мероприятиях».
Эксперты обсудили и меры регуляции работы специалистов в сфере медиа, число которых растет с каждым днем. Люди, влияющие на мышление общества и формирующие образ мира, должны нести за это ответственность – считают некоторые эксперты.
«Мне кажется, у нас в России нет проблем с понятием того, что такое хорошо, а что такое плохо. У нас, в принципе, хорошо родители воспитывают молодежь. Я никогда не встречал проблемы с пониманием, что честность - это хорошо, предательство - это плохо, искренность - это хорошо, а враньё - это плохо. Все остальное у нас отлично регулирует уголовный кодекс. У нас есть наказание за распространение информации, приведшей к гибели людей. Каждый специалист прекрасно понимает, что он несет ответственность и перед обществом, и перед законом», - поделился писатель и сценарист Александр Цыпкин.
О том, какой контент нужен сегодня обществу и как получать пользу от распространения позитивного контента, рассказал Советник руководителя, Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) Антон Пашков: «Нет смысла идти с серьёзной темой туда, где аудитория ожидает развлекательный контент. Но и развлекательный контент может быть полезным, и он тоже может быть интересным и обучающим. Нам нужно искать актуальную форму контента, который информирует, развлекая. В этом направлении мы много работаем с молодежью. Уже скоро в Калининграде откроется форум «ШУМ» - это площадка, которая целиком посвящена молодым специалистам сферы медиа. Это в каком-то смысле ответ на запрос очень большого количества молодых в том числе людей, выражающих желание приобрести профессию в области медиа. У «Росмолодежи» появилась такая площадка. Там мы обсудим и современное образование молодежи в сфере журналистики и проблематику сферы в принципе».
В конце дискуссии к обсуждению присоединились блогеры и опытные журналисты, поделившиеся своим взглядом на изменения профессии журналистики в современном мире. Многие из них подчеркнули, что любому специалисту, формирующему контент необходимо иметь базовое образование в одной из сфер жизни общества, будь то наука, экономика или гуманитарные науки.
Возможно, у вас включен VPN. Для корректной работы платформы рекомендуем вам его отключить.