This website requires JavaScript.

В Тюмени обсудили качественное развитие дополнительного профессионального образования

В Тюмени обсудили качественное развитие дополнительного профессионального образования
10 марта 2022

10–11 марта Тюменский государственный университет и НИУ «Высшая школа экономики» проводят стратегическую сессию «Дополнительное профессиональное образование: полная перезагрузка», в рамках которой проходит обсуждение новых подходов к организации непрерывного повышения профессионального мастерства в высших учебных заведениях. В дискуссии приняли участие эксперты президентской платформы «Россия – страна возможностей».

10 марта в стратегической сессии участвовали первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по науке и высшему образованию Ксения Горячева, заместитель генерального директора АНО «Россия - страна возможностей» Антон Сериков, ректор Тюменского государственного университета Иван Романчук, заведующий лабораторией непрерывного образования взрослых НИУ (ВШЭ) Илья Коршунов, и.о. ректора РХТУ им Д. И. Менделеева Илья Воротынцев, руководитель направления инновационных проектов АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» Константин Кайсин и другие. Модератором сессии выступил научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов.

По мнению заместителя председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по науке и высшему образованию Ксении Горячевой, сейчас есть большой запрос как от работодателей, так и от студентов на умение адаптироваться к среде.

«Система гибких навыков, умение учиться в процессе – подход, который близок не всем профессиям. Часто от тебя ждут мультипрофессиональности. Это связано также с параллельным процессом серьезного обновления технологий в России, это неизбежно требует и обновления навыков. Однажды полученного образования станет недостаточно. В нашем комитете я занимаюсь темой непрерывного образования, чтобы люди не оставались за бортом, не поспевая за требованиями работодателей. Мы находимся в процессе формирования экспертного совета по непрерывному образованию», – отметила депутат Госдумы.

Дополнительное профессиональное образование сегодня является важным инструментом университетов и в части финансовой стабильности, и коммуникаций, и координации, и диалога с предприятиями и с органами власти.

«На мой взгляд, университеты в России сейчас недостаточно хорошо занимаются дополнительным образованием. Мне кажется, ДПО в новом мире должно стать основным и базовым процессом любого университета, «прокачивать» людей, которые хотят получить новые навыки, совершенствоваться в профессии», – считает ректор Тюменского государственного университета Иван Романчук.

Заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Антон Сериков рассказал участникам стратегической сессии о взаимодействии президентской платформы с вузами через центры развития компетенций, программы Мастерской управления «Сенеж» и другие форматы.

«Бум ДПО не останавливается. Если раньше многие люди шли за дополнительным образованием для галочки, то сейчас – это про реальные навыки. ДПО уходит в онлайн, это удобно, появляется возможность учиться из любой точки России или мира, онлайн-формат снижает цену на образование, оно становится более привлекательным. Большой плюс дополнительного образования сейчас в том, что в любой момент можно вернуться к учебным материалам, освежить знания. Идет большой упор на практику, адаптивность и адресность образования», отметил Антон Сериков.

С 2021 года АНО «Россия – страна возможностей» совместно с Министерством науки и высшего образования РФ реализует проект по созданию центров компетенций в российских вузах. Центры оценки компетенций – место встречи студентов, а также работодателей и региональной власти, которые зачастую решают свои кадровые вопросы на базе университетов. Центры становятся платформой, где студенты сначала проходят оценку своих надпрофессиональных навыков и компетенций (часто их еще называют soft skills), а затем занимаются их развитием.

В центре компетенций у студентов есть возможность не только ознакомиться с процедурой тестирования и аналогичными тестами, но и «прокачать» себя. По итогам диагностики у студентов будет возможность получить подтверждение своим надпрофессиональным компетенциям в виде цифрового профиля – это дополнительное приложение к диплому, где будут указаны данные о развитии надпрофессиональных навыков молодого специалиста, например, это клиентоориентированность, нацеленность на результат, стратегическое мышление и другие компетенции.

«Наши центры компетенций создаются для того, чтобы показать человеку, в какой точке он находится, чтобы он понимал, какие компетенции ему нужно развивать. Центры оценки и развития компетенций могут стать подспорьем дополнительному профессиональному образованию в вузах, с которыми мы сотрудничаем. Именно с их помощью можно выстраивать адресность и адаптивность образовательных программ», - рассказал заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей».

Руководитель направления инновационных проектов АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» Константин Кайсин согласился с предыдущим спикером, что оценка soft skills и взаимодействие учебных заведений с работодателями – очень актуальная тема.

«В прошлом году мы начали экспериментировать в части того, как нам оценивать профессионалов, которые не просто владеют какой-то технологией, а обладают теми или иными управленческими и личностными навыки. Мы делаем это вместе с работодателями. Мы поняли, что попали в цель. Выпускники университетов на данный момент не настроены на работу в живой среде, в коллективе. Они неплохо знают свою профессиональную область, но переучиваться, попадая в реальные организации, туда, где нужно создавать новое, выстраивать новые партнерские связи, они не готовы. При переходя на этот уровень часто становится заметна необходимость доучивать людей тому, как работать в команде. Нужно давать студентам знания, как решать нестандартные задачи, как действовать в большой коммуникационной среде, какие инструменты можно использовать. Это пул навыков, который сегодня критичен, и который во многом может заходить через ДПО», - сказал эксперт.

Заведующий лабораторией непрерывного образования взрослых НИУ (ВШЭ) Илья Коршунов отметил в своем выступлении, что по стране показатель объемов заработанных вузами средств от ДПО в среднем составляет 3–5%, в некоторых вузах этот показатель достигает 60–80%.

«Сообщество участников дополнительного профессионального образования, которое сложилось благодаря федеральному проекту «Новые возможности для каждого», позволяет подсказать руководителям ДПО, в каком направлении нужно идти, за какие программы браться, чтобы не получить убытка и использовать федеральные проекты для развития рыночного продвижения университетов к процветанию в сфере ДПО», - отметил Илья Коршунов.