В Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей» завершилось трехдневное мероприятие «Стратегия развития универсальных компетенций». Университетские команды работали над тем, как эффективно изменить учебный процесс, чтобы способствовать развитию надпрофессиональных навыков у студентов. По итогам мероприятия участники разработали портфолио инициатив по внедрению универсальных компетенций в вузах.
Участниками программы, организованной экспертами проекта «Центры компетенций» и Мастерской управления «Сенеж», стали 100 представителей вузов из 30 регионов страны. Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова поблагодарила университетские команды за активное участие в образовательной программе.
«Уверена, разработка механизмов более эффективного формирования надпрофессиональных компетенций в вузах – большая и нужная инициатива, как для системы образования, так и для студентов и работодателей. Запрос на обучение надпрофессиональным навыкам есть у каждого, – отметила Ольга Петрова. – Отмечу, что сегодня Центры компетенций, открытые уже в 238 вузах, приобретают еще большее значение в свете новых национальных проектов, прежде всего, нацпроекта «Кадры». Они способствует росту качества образования и достижению целей, поставленных президентом России Владимиром Путиным. Это эффективный инструмент, который позволяет увидеть траекторию развития студента и открывает возможности для индустриальных партнеров».
Руководитель департамента оценки и методологии президентской платформы «Россия – страна возможностей» Александра Ваза подчеркнула – целью очного образовательного мероприятия было не только проанализировать проблемные ситуации, связанные с внедрением универсальных компетенций в своих вузах, но и выработать коллективные решения на основе лучших практик, оказать поддержку.
«Мы стремились помочь участникам по-новому взглянуть на себя, преодолеть препятствия на пути к изменениям в образовательной системе университетов, научиться слушать себя и окружающих для совместного развития, – сказала Александра Ваза. – Отмечу, что сегодня проект «Центры компетенций» не только занимается диагностикой и развитием надпрофессиональных навыков, но и активно работает над формированием ценностных ориентаций молодежи. В этом процессе активное участие принимают университетские команды, что позволит не только обменяться опытом, сплотить вузы, но и сформировать молодежный кадровый резерв, готовый внести значимый вклад в развитие нашей страны».
По словам начальника управления по работе с персоналом АНО «Диалог Регионы» Марии Цепелевой, работодатель обращает внимание на образование молодых специалистов, их профессиональные навыки и опыт, однако при принятии решения о предложении работы часто
оцениваются и «гибкие навыки» кандидата: «Ситуация в вузах за последние 10-15 лет изменилась, они активно способствуют получению профессионального опыта в бизнесе и госструктурах, организуют реальные практики, вводят новые форматы групповой и проектной работы. Вузы могут значительно повлиять на развитие таких универсальных компетенций, как системное мышление и анализ, командная работа, партнерство, нетворкинг, понимание себя и своих сильных сторон. Этот набор навыков позволит не только трудоустроиться, но уверенно идти вверх по карьерной лестнице. Причем, чем выше уровень управления, тем большую роль будут играть надпрофессиональные навыки».
В рамках программы участники представили успешно реализующиеся в вузе кейсы по развитию «гибких навыков» в учебной и внеучебной деятельности, изменению и внедрению новых образовательных программ. Так, в РНИМУ им. Н. И. Пирогова создано единое пространство, где универсальные компетенции развиваются через разнообразные образовательные мероприятия и программы дополнительного и профессионального обучения. При этом тьюторы активно вовлечены в оценку и развитие «гибких навыков» с первого курса.
В УУНиТ внедрили междисциплинарные деловые игры в образовательный процесс, а также создали молодежный кадровый резерв, который является эффективным инструментом развития потенциала обучающихся. Опыт Центра компетенций МЭИ показал эффективность интегративных практик и междисциплинарного подхода в развитии «гибких навыков» в высшем образовании и техническом вузе – от объединения молодежной политики и учебного управления до нестандартных форм мероприятий. А УрФУ удалось внедрить универсальные компетенции в учебные планы – теперь студенты развивают себя не только на занятиях по основным направлениям обучения, но на майнорах по выбору, элективах, во время проектного обучения.
Еще один кейс представил Политех Петра Великого, где реализуется дисциплина «Гибкие навыки в развитии карьеры», структура которой состоит из трех модулей: самодиагностики, планирования, саморазвития. Это позволяет более эффективно составлять план индивидуального развития студентов. Кроме того, проходят ежегодный турнир «Softskills» и проект «Игрошкола Политеха» для развития компетенций через практику настольных и деловых игр.
Также в рамках программы академический директор флагманских программ РАНХиГС, приглашенный профессор практики КУ «Сбербанка» и Корпоративной Академии «Росатома» Елена Дугина рассказала участникам об основах стратегирования, а также познакомила их с поэтапным планом «9 шагов внедрения изменений» работы на результат. Бизнес-тренер Вячеслав Кирин провел деловую игру, во время которой университетские команды учились работать с трендами: прогнозировать и выявлять новые возможности, адаптироваться к будущим вызовам.
«Вместе с тренерами нам удалось достигнуть целей образовательного мероприятия – убедить участников в необходимости пересмотра подходов к формированию надпрофессиональных компетенций в университетах. Во время работы участники узнали об актуальных трендах и современных методиках, провели анализ проблемных ситуаций, связанных с внедрением универсальных компетенций в своих вузах, и предложили эффективные решения, – отметила руководитель отдела сопровождения программ дополнительного профессионального образования Мастерской управления «Сенеж» Татьяна Снегирева. – Особое внимание мы уделили практическим аспектам внедрения изменений, представив успешные кейсы из разных университетов, где успешно реализованы инновационные подходы к развитию «гибких навыков». Эти примеры показали, как новые образовательные стратегии могут повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда».
По итогам трехдневного мероприятия участники разработали портфолио инициатив по внедрению модели универсальных компетенций в вузах и одностраничный Паспорт проекта в федеральном формате.
Отметим, что цикл образовательных мероприятий в «Сенеже» продлится до середины июня. Следующий, второй блок программы, начнется 19 марта. Обучение пройдет в онлайн-формате. Его участниками станут 400 слушателей из порядка 40 российских университетов.
Возможно, у вас включен VPN. Для корректной работы платформы рекомендуем вам его отключить.