Авторы и разработчики проекта «Центры компетенций» президентской платформы «Россия – страна возможностей» презентовали свою методологию оценки и диагностики надпрофессиональных компетенций. Методологию оценили эксперты в области оценки компетенций из таких организаций, как SHL, «ЭКОПСИ Консалтинг», НИУ «Высшая школа экономики», TalentQ, DeTech и других. По результатам встречи инструменты диагностики были высоко оценены экспертным сообществом.
С 2021 года платформа «Россия – страна возможностей» совместно с Министерством науки и высшего образования РФ по поручению Президента РФ реализуют проект «Центры оценки и развития управленческих компетенций». Центры компетенций – это площадка, где студенты сначала проходят диагностику своих надпрофессиональных компетенций (soft skills), а затем работают над ними в рамках индивидуальной траектории развития. На выходе каждый студент получает цифровое портфолио, а работодатель – специалиста с развитыми как профессиональными, так и надпрофессиональными компетенциями.
На сегодняшний день Центры компетенций платформы «Россия – страна возможностей» работают в более чем 100 российских вузах в 22 регионах Российской Федерации. В проект вовлечены более 120 тысяч студентов, почти 70 тысяч прошли полную оценку компетенций. В ближайшее время начнется оценка студентов, обучающихся в колледжах и техникумах.
«Мы проанализировали все проекты платформы «Россия – страна возможностей», множество различных конструкторов компетенций, которые есть на данный момент – всего более ста интерпретаций. Сформировали универсальный конструктор, который состоит из 19 компетенций, распределенных на четыре блока (управление взаимодействием, управление задачами, энергия, общие знания), и трех базовых ценностей – честность и этичность, служение Родине, семейные ценности, - рассказал руководитель департамента методологии и оценки АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля. - Нам нужно было понять, на каком языке говорить с системой образования, на каком языке говорят профессиональные оценщики. Оказалось, что все говорят на разных языках, одни и те же вещи называются по-разному. За этот год мы постарались систематизировать этот подход и совместно с Минобрнауки утвердили этот конструктор компетенций, представили его на экспертном совете нашего проекта, зафиксировали его с ведущими участниками рынка и работодателями. Далее к каждой позиции конструктора компетенций были привязаны конкретные инструменты оценки и анализа».
Дмитрий Гужеля добавил, что основными потребителями образовательных услуг являются работодатели. Эксперты департамента методологии и оценки опросили более 800 компаний и выяснили, какие надпрофессиональные компетенции нужны работодателям в первую очередь. Это партнерство/сотрудничество, клиентоориентированность, планирование и организация, ориентация на результат, анализ информации и выработка решений, следование правилам и процедурам, коммуникативная грамотность, саморазвитие, лидерство, стрессоустойчивость, эмоциональный интеллект.
По результатам обсуждения, экспертное сообщество высоко оценило предложенные инструменты диагностики и методологию оценки надпрофессиональных компетенций, признав их надежными для использования и дав ценные рекомендации для их дальнейшего развития
«Мы пошли по пути оснащения наших Центров компетенций теми оценочными инструментами, которые позволяют оценить первый блок самых востребованных работодателями компетенций», - подчеркнул спикер.
Руководитель отдела аналитики департамента методологии и оценки платформы «Россия – страна возможностей» Екатерина Степашкина рассказала об инструментах диагностики студентов в первый год реализации проекта. Оценивалось умение анализировать числовую и вербальную информацию, также участники проекта проходили опросник жизнестойкости, опросник мотиваторов-демотиваторов и универсальный личностный опросник.
Все используемые инструменты были разработаны в соответствии с национальными и международными стандартами тестирования. Разработка каждого инструмента начиналась с формулировки теоретической рамки на основе современных теорий в соответствующей области деятельности. После того как разработка инструментов была завершена, они проходили стадию апробации, по результатам которой оценивалось, насколько изначальные теоретические предположения о структуре конструкта подтверждались эмпирически. Для оценки качества инструментов применялись методы современной и классической теории тестирования. Значительный объем выборок (более 1000 человек) позволяет с большой точностью говорить о характеристиках инструментов измерения. Так как участниками Центров компетенций являются студенты, задания были специально адаптированы под те реалии, с которым они сталкиваются.
В пилотном году оценивалось шесть компетенций. Переход от отдельных конструктов к компетенциям происходил через оценку гипотез о содержательной близости конструктов с помощь статистических методов. Эксперты департамента методологии и оценки АНО «Россия – страна возможностей» получили следующие промежуточные результаты:
После анализа результатов диагностики методами кластерного анализа, , можно выделить три группы студентов по уровню выраженности компетенций:
«Команда провела большую работу, хочется выразить восхищение и пожелать удачи. Вся эта деятельность может быть сфокусирована в одном из трех направлений, в зависимости от них будет разный состав критериев, инструментов и интерпретации данных. Первый вектор – помочь студентам адаптироваться и построить карьеру, стать более востребованными и успешными. Второй возможный фокус диагностики – как новый элемент системы образования, если утрировать – как ЕГЭ по soft skills. Третья возможная парадигма – это когда мы видим в студенте только субъект, который хочет быть более счастливым, самореализоваться, быть успешным в карьере, и наша задача – помочь в этом, а не оценивать», - отметил председатель Экспертного совета конкурса «Лидеры России», управляющий партнер «ЭКОПСИ Консалтинг» Павел Безручко.
Заместитель директора Института образования, заведующий лабораторией непрерывного образования взрослых Центра развития навыков и профессионального образования НИУ «Высшая школа экономики» Илья Коршунов считает: «Важно постоянно держать в голове, какие практические решения мы помогаем принять студентам на основе этих тестов, это позволит по-другому выстроить линейку испытаний, тестирований».
В 2022–2023 гг. проект «Центры оценки и развития компетенций» планирует охватить не менее 150 тысяч студентов, будет расширяться география, количество и направленности Центров компетенций. Команда проекта намерена выстраивать системные отношения со студентами и работодателями, формировать группы студентов-амбассадоров, чтобы результаты работы уходили в практическую область.
Возможно, у вас включен VPN. Для корректной работы платформы рекомендуем вам его отключить.