Московский международный салон образования - крупнейшее событие в сфере образования, самая масштабная в стране выставка новых образовательных технологий. Салон проводится с 2014 года по распоряжению Правительства РФ, организаторами мероприятия выступают два главных образовательных ведомства - Министерство науки и высшего образования РФ и Министерство просвещения РФ. В 2021 году Московский международный салон образования проходит в смешанном онлайн и офлайн-формате с 6 по 8 октября.
7 октября состоялась дискуссия на тему «Развитие надпрофессиональных компетенций (soft skills) в университетах», спикерами которой стали ректор Корпоративного университета правительства Нижегородской области Елена Александрова, ректор Волгоградского государственного университета Алла Калинина, ректор Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Елена Загайнова, министр образования Нижегородской области Ольга Петрова, директор департамента государственного управления и государственной службы Нижегородской области Сергей Бочаров, ректор Томского политехнического университета Дмитрий Седнев, заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ Илья Коршунов. Модератором сессии выступил руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия - страна возможностей» Дмитрий Гужеля.
В ходе дискуссии представители университетов и образовательных региональных организаций, которые, в первую очередь, готовят кадры именно для нужд субъектов РФ, обсудили, какие специалисты нужны на местах. Модератор сессии Дмитрий Гужеля рассказал, что Нижегородская область является уникальным примером организации подготовки кадров, когда совмещаются интересы федерального университета, региональной структуры повышения квалификации и переподготовки кадров и регионального министерства образования.
Елена Загайнова поделилась опытом, как Университет Лобачевского встраивается в подготовку кадров Нижегородской области, как выстроено взаимодействие с другими партнерами:
«Один из приоритетов нашего развития - позиционирование Нижегородского государственного университета как столичного университета, поскольку и город действительно становится столичным. Университет становится центром и лицом образования в Нижнем Новгороде, это очень большая ответственность. Наша задача вместе с региональной властью - удержать кадры в регионе. Мы выиграли проект по созданию IT-кампуса: город входит в университет, и наоборот - университет входит в город. Это современный, комфортный IT-кампус тоже нам помогает выполнять задачу и подготовки цифровых кадров, и их оставление в регионе».
Об опыте Волгоградской области рассказала Алла Калинина. По словам спикера, регион — это система хозяйствования, куда входят предприятия и организации разного масштаба и разной отраслевой направленности, с разными потребностями.
«У нас есть опыт формирования центров компетенций. Мы решили делать их не на базе конкретного вуза, а совместно с предприятиями консорциума, куда вошли все ведущие предприятия Волгоградской области. Это позитивный опыт, который мы успешно продвигаем, потому что каждое предприятие, с которым мы взаимодействуем, предъявляет очень четкие требования, мы видим целевую ориентацию на конкретных специалистов с конкретными знаниями и навыками. Форматы взаимодействия разные - научное тьюторство, производственное наставничество, дополнительные курсы повышения квалификации для предприятий».
Как коммуницирует с работодателями Томский политехнический университет, рассказал его ректор Дмитрий Седнев:
«Мы плотно синхронизированы с работодателями с точки зрения своих программ. Политехнический обладает уникальным опытом: мы специализируемся и работаем в области надпрофессиональных компетенций для инженеров. Запрос на таких специалистов, способных ставить и решать прорывные инженерные задачи, очень четко обозначен работодателями».
Заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ Илья Коршунов, продолжая дискуссию, дал рекомендации по развитию образовательных продуктов в университетах:
«Нужно обязательно анализировать региональную экономику. Например, мы применяем очень интересный инструмент семантического анализа баз данных о работе и вакансий, которые размещают работодатели. Это сразу же дает видение того, какие программы ДПО нужно предложить аудитории».
Тему налаживания коммуникации между всеми сторонами, заинтересованными в кадровом благополучии региона, затронул Сергей Бочаров, директор департамента государственного управления и государственной службы Нижегородской области.
«История профориентации, прокачки надпрофессиональных навыков - история регионального масштаба, а не конкретного вуза или проекта. Что касается системности подхода в этом вопросе - в нашем регионе создан уникальный Корпоративный университет правительства Нижегородской области. Здесь работает ассесмент-центр, более тысячи человек уже прошли там оценку. У нас есть понимание по компетенциям на госслужбе, чего не хватает, например, коммуникации, стратегического мышления, управления талантами. Мы хотим сейчас этот опыт перенести и для предприятий. У нас есть HR-совет, где крупнейшие работодатели вместе определяют кадровую стратегию региона. Эта коммуникация на уровне региона как системы между вузами, предприятиями и правительством - та задача, которую мы перед собой поставили, - отметил Сергей Бочаров. - При коммуникации с образовательными учреждениями важно ответить на вопрос: зачем вам нужна эта коммуникация? По сути, мы движемся вокруг темы экосистем. Вопрос сотрудничества, обмена практиками — это непроработанная культура, у нас иногда не общаются друг с другом соседние муниципалитеты, регионы страны. Это наша совокупная зона роста. Нам всем нужно прокачивать коммуникативные компетенции и эмоциональный интеллект, чтобы научиться сотрудничать, это оказалось самым сложным».
Возможно, у вас включен VPN. Для корректной работы платформы рекомендуем вам его отключить.