This website requires JavaScript.

В 2020 году работодатели ждали клиентоориентированных и амбициозных выпускников, сейчас - обучаемых и исполнительных

13 февраля 2024
исследование
компетенции

Департамент оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» провел повторное исследование для выявления ключевых надпрофессиональных компетенций, максимально востребованных ведущими работодателями России. Его итоги позволили узнать, какие «гибкие навыки» наиболее актуальны для развития у студентов, чтобы они соответствовали потребностям рынка труда.

В 2020 году Департамент оценки и методологии провел исследование для формирования профиля ключевых универсальных качеств (надпрофессиональных компетенций), в оценке и развитии которых заинтересованы студенты, университеты и работодатели. Результаты исследования отразили текущее на тот момент положение дел на рынке труда и в образовательной сфере. Например, работодатели хотели видеть молодых специалистов, у которых проявлены такие навыки, как «клиентоориентированность» и «ориентация на результат». Студенты же были уверены – важно уметь анализировать информацию и обладать высокой коммуникативной грамотностью. А университеты делали упор на развитие таких компетенций, как «партнерство», «планирование и организация».

Данные, собранные в ходе опроса в 2023 году, легли в основу нового исследования. В нем приняли участие 2261 респондент: 203 представителей системы высшего образования – проректоров и ректоров университетов, 623 представителя работодателей (HR-специалисты, специалисты и управленцы) и 1435 студентов.

По словам заместителя генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрия Гужели, за последние три года очень сильно изменился взгляд работодателей на выпускников российских вузов.

«В 2020 году работодатели ждали выпускников, выстраивающих отношения партнерства, клиентоориентированных, амбициозных, организованных, способных анализировать различного рода информацию. Если сравнивать с показателями 2023 года, то отчетливо видно - приоритеты сильно изменились, – отмечает Дмитрий Гужеля. Теперь в российских компаниях ждут обучаемых, склонных к саморазвитию, исполнительных, адаптивных и социально ответственных молодых специалистов».

При этом значительно потеряли значимость такие компетенции, как «клиентоориентированность», «анализ информации», «ориентация на результат», «лидерство», «эмоциональный интеллект».

Говоря о результатах исследования, руководитель отдела аналитики и разработки диагностических инструментов департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Екатерина Степашкина отметила, что в новом конструкторе появились такие компетенции, как «обучаемость», «социальная ответственность», «критическое мышление» и «языковая грамотность».

«Чтобы иметь полное представление о ситуации на рынке труда – как изменился взгляд работодателей и каких молодых специалистов они готовы трудоустраивать – в новом исследовании 2023 года мы использовали обновленный конструктор компетенций. Оставаться статичным он не может. Для нас важно постоянно быть на шаг впереди, чтобы успевать быть здесь и сейчас, – говорит Екатерина Степашкина.Но отмечу – несмотря на то, что конструктор компетенций претерпел некоторые изменения, большая его часть осталась прежней. Это позволяет сравнить результаты исследований и сделать выводы об изменениях в предпочтениях работодателей, произошедших за последние три года».

Так, наибольшую солидарность работодатели, преподаватели и студенты высказывают о значимости для успешности в работе компетенций: «обучаемость», «саморазвитие», «следование правилам и процедурам». Именно эти компетенции вошли в топ-3 почти во всех рейтингах трех групп респондентов.

Итоговый профиль выпускника и молодого специалиста 2024 года был сформирован из девяти компетенций базового профиля («обучаемость», «саморазвитие», «следование правилам и процедурам», «адаптивность/гибкость», «стрессоустойчивость», «партнерство/сотрудничество», «коммуникативная грамотность», «самоорганизация», «языковая грамотность») и двух дополнительных компетенций «социальная ответственность, инновационность/креативность»).

«Компетенции базового профиля работодатели считают наиболее важными для начинающего специалиста они первоочередные. При этом взгляд на базовый профиль компетенций у преподавателей и студентов значительно отличается от мнения работодателей, – подчеркивает ведущий специалист отдела аналитики и разработки диагностических инструментов департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Артем Суходоев. – В базовый профиль этих групп респондентов попало по 18 компетенций. Это свидетельствует о непонимании сферы образования реальных потребностей рынка труда. Преподаватели и сами студенты ожидают от выпускников слишком многого, словно, хотят объять необъятное и слепить идеального специалиста, не учитывая особенности и нужды работодателей в этом вопросе».

Исследователи отмечают, что представители университетов и студенты переоценивают или недооценивают ряд компетенций, что создает опасное для рынка труда расхождение между тем, какие требования к молодым специалистам предъявляют работодатели, и тем, какие навыки развивают университеты и студенты. Проект АНО «Россия – страна возможностей» по оценке и развитию надпрофессиональных компетенций обучающихся вот уже больше двух лет помогает предотвратить опасные для рынка труда и молодых специалистов проблемы, вызванные недостаточным пониманием требований работодателей к профилю выпускника и начинающего специалиста.