Пленарное заседание «Кадровые вопросы России: вызовы и решения. Система СПО и Всероссийское чемпионатное движение для обеспечения кадрового суверенитета России» прошло в рамках деловой программы финала Чемпионата «Профессионалы». Участники обсудили приоритетные задачи, стоящие перед государством при подготовке рабочих кадров к 2030 году, потенциал системы СПО и форматы взаимодействия учреждений СПО и предприятий с учетом опыта регионов. В числе спикеров – заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля.
Первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации Александр Бугаев рассказал о том, как создавалось Всероссийское чемпионатное движение по профессиональному мастерству, и поблагодарил его организаторов и участников.
«Мы запустили Чемпионатное движение с нуля – с отечественным оборудованием, и мы справились с этим вызовом. В этом году в финале Чемпионата «Профессионалы» принимают участие российские участники и представители 25 дружественных стран. Это еще раз говорит о том, что у Чемпионатного движения огромные перспективы и большое будущее», – подчеркнул Александр Бугаев.
Он обратил внимание на то, что порядка 65% молодых людей сегодня выбирают для обучения организации среднего профобразования, и поэтому необходимо создавать условия, в которых ребята смогут учиться и реализовать себя в жизни. Кроме того, в числе актуальных задач – маршрутизация молодых специалистов и программы профориентации в образовательных организациях.
«Мы видим, что контрольные цифры приема растут, но нам еще предстоит большая работа. Наша главная задача – трудоустройство выпускников по специальности», – добавил Александр Бугаев.
Александр Бугаев уточнил также, что в настоящее время в системе СПО акцент делается на практическую подготовку специалистов, обновляется содержание образования, а демонстрационный экзамен дал возможность оценить эффективность подготовки кадров. Обновляется и инфраструктура колледжей, и уже в ближайшее время стартуют программы капитального ремонта организаций СПО.
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина рассказала об опыте региона в подготовке специалистов. Так, была создана цифровая платформа для анализа потребностей экономики и существующих кадровых ресурсов. Следующим шагом стало изменение структуры контрольных цифр приема в учреждения СПО, а площадки в колледжах были максимально задействованы для практических занятий.
С января 2025 года в Санкт-Петербурге стартует проект «Образовательный завод», в рамках которого на площадке колледжа молодые люди будут выполнять заказы предприятий. Такие проекты, по мнению вице-губернатора, дадут возможность ребятам получить уникальный профессиональный опыт прямо во время учебы. Это поможет им на первом рабочем месте максимально быстро влиться в свой первый коллектив.
«Мы уже в два раза нарастили прием на самые востребованные профессии. И хотели бы двигаться в этом направлении дальше», – резюмировала Ирина Потехина.
Директор Департамента стратегического развития и корпоративной политики Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Алексей Матушанский отметил актуальность реализации федерального проекта «Профессионалитет».
«Проект динамично развивается, он позволяет гибко настраивать образовательные программы и решать задачи, которые сегодня стоят перед предприятиями, готовить востребованных специалистов в короткие сроки», – прокомментировал Алексей Матушанский.
Александр Матушанский напомнил также о важности популяризации рабочих профессий и рассказал о межведомственных проектах, которые позволяют вывести эту работу на новый уровень.
Заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля подчеркнул, что ценности, которые закладываются в человеке с ранних лет, формируют его личность, а знания, полученные в школе, колледже и вузе, становятся первым шагом на пути к профессиональному росту. Но именно «гибкие навыки» позволяют не просто двигаться к определенной цели, но и выстраивать траекторию развития, которая позволяет достигать успеха в карьере и других областях.
«У одногодок, выпускников среднего профессионального образования и студентов-первокурсников вуза, – разный компетентностный профиль. У тех, кто окончил колледжи, слабее развиты такие «гибкие навыки», как анализ информации, ориентация на результат, планирование и клиенториентированность. Причина тому понятна: учреждения СПО, конечно же, ориентированы, в первую очередь, на передачу профессиональных знаний, умений и навыков, – сказал Дмитрий Гужеля. – Чтобы стать профессионалами своей области, подняться по карьерной лестнице, студентам колледжей необходимо получать и надпрофессиональные навыки тоже. При этом ценностный блок у студентов СПО в основном совпадает с ценностями обучающихся вузов, но они не готовы брать на себя ответственность за решения, нет осознания своих возможностей. Чтобы понять свой потенциал и использовать его по максимуму, для студентов СПО проводятся конкурсы и проекты президентской платформы «Россия – страна возможностей». Важно также работать с преподавателями и административно-управленческим персоналом СПО. Наша цель – углубить их понимание целей и задач подготовки квалифицированных кадров».
О поддержке инициативы по популяризации рабочих профессий и опыте реализации образовательных программ в Республике Татарстан рассказал глава Минобрнауки региона Ильсур Хадиуллин. Он сообщил, что Татарстан включен в реализацию федеральных проектов и реализует региональные программы для всех уровней системы образования – от детского сада до вуза, а также профориентационные мероприятия для молодежи.
Заместитель генерального директора по коммуникационным проектам АНО «Национальные приоритеты» Ирина Осадчая представила основные результаты аналитического доклада «Профессионалитет: новый взгляд на карьеру рабочего», подготовленного совместно с Минпросвещения России и 38 экспертами. По данным доклада, 74% старшеклассников планирует продолжать обучение в колледже после окончания школы и только 14% предпочли поступление в вуз. Рост популярности рабочих специальностей проявился в увеличении числа заявлений на прием в колледжи и техникумы. В 2024 году не менее 1,25 млн абитуриентов подали заявления на поступление на первый курс учреждений СПО.
В докладе отмечается, что стереотипы общества, связанные с негативным образом рабочего, постепенно уходят в прошлое. Современный рабочий – это квалифицированный специалист, который работает на новом оборудовании, в красивых современных зданиях, управляет роботами или автоматизированными станками. Помимо этого, он успешный и уважаемый человек, его труд хорошо оплачивается.
Ирина Осадчая также озвучила основные составляющие успеха «Профессионалитета» по мнению экспертов: «Это возможность пройти обучение по ускоренным программам под запросы работодателей. Для студентов это возможность совмещения обучения и работы на предприятии. Также сейчас тренд – это освоение дополнительных рабочих профессий и получение квалификаций и разрядов, обучение на оборудовании работодателя – ребята обучаются в современных мастерских и лабораториях, и для них это очень важно. Преподавательский состав имеет возможность повысить квалификацию на предприятиях, это их также удерживает и мотивирует к продолжению педагогической работы. Немаловажным фактором эксперты называют и развитие системы наставничества, которое позволяет проводить ребят по всем карьерным трекам».
Вице-президент по стратегическим проекта VK Рустам Хайбуллов рассказал о роли цифровизации в развитии системы образования и о сервисах VК, совершенствующих образовательный процесс, помогающих создать увлекательный контент, востребованный у молодых людей. Особое внимание он уделил платформе «Сферум», которая сегодня объединяет более 28 млн пользователей, из них более 2,1 млн педагогов из 80 тысяч образовательных организаций. Еженедельно этот сервис используют порядка 10 млн человек.
Возможно, у вас включен VPN. Для корректной работы платформы рекомендуем вам его отключить.