14 июля 2022
«Город-персонаж»: урбанисты «Территории смыслов» предложили решения по ключевым стратегическим вызовам развития страны
На Всероссийском молодёжном форуме «Территория смыслов» платформы Росмолодёжь.События подвели итоги работы первого сообщества «Город». Он собрал на Сенеже молодёжных лидеров городов – тех, кто заинтересован в развитии городских пространств, строительстве и архитектуре. Новый формат форума подразумевает принцип взаимодействия и последовательной работы участников из разных направлений, которые совместно работают над прототипами решений по ключевым стратегическим вызовам развития страны для реальных государственных и общественных институтов. Для выполнения этой задачи молодые урбанисты поделились на 15 клубов: национальное многообразие, наука, среда жизни, туризм и путешествия, спорт и здоровье, история, творчество и креатив, современные медиа, кибервселенная, детство, экология, общество для всех, международное сотрудничество, МыВместе и культура. Каждый клуб сообщества «Город» решал свой тематический кейс. Они были основаны на реальных проблемах, потребностях и ситуациях, и разрабатывались совместно с партнерами клубов форума – крупными организациями, федеральными проектами, профильными министерствами и экспертами. Все кейсы были связаны не только с тематикой города, но и самого клуба. Клуб «Творчество и креатив» работал над решением проблемы бедной культурной среды в малых городах. Дефицит бюджета на развитие культурной среды и творческих практик, отток профессионалов творчества в мегаполисы, нехватка «живых» образцов разнообразной культуры, культурных пространств и актуальных практик – то, что, по мнению участников, приводит к обеднению культурной среды. Клуб пришел к оригинальному решению, как изменить сложившуюся ситуацию. Об этом рассказала куратор клуба Марина Радченко: «Участники пришли к выводу, что для развития творчества жителей малых городов нужно научить удивлять. А как научить людей удивляться? Например, через провокацию. Основой для решения кейса стало создание персонажа города. Теперь это не серая безликая масса, а яркий персонаж, который вступает в коммуникацию с жителями, провоцирует на действия». Так родилась концепция «Город – это персонаж, разговаривающий со своими жителями». Этот диалог происходит через уличное радио, айдентику с её визуальным концептом для брендирования городских пространств, «говорящие» здания и городские объекты или через взаимодействие с предпринимателями, которые производят товары повседневного потребления. Например, необычные послания на привычных вещах: пластиковая бутылка, которая просит выкинуть ее в специальный контейнер, или, скажем, упаковка тетрапака, рассказывающая бабушке, как в ней удобно выращивать рассаду. Представители клуба «Культура» задумались над решением вопроса невостребованности библиотек и общего снижения интереса россиян к чтению. Участники выяснили, что число пользователей библиотек только с 2018 по 2019 год сократилось на 8,7 млн человек. Россия, согласно рейтингам, потеряла звание самой читающей страны в мире. Концепция библиоцентров, по замыслу молодых авторов, сделают библиотеки востребованными и поспособствуют возрождению культуры чтения. В библиоцентре должны появиться новые пространства: зона кафе, арт-зона, кино-зона и зона лекториев. В этих пространствах должны быть запущены новые форматы мероприятий: театральные читки и постановки по литературным произведениям, книжные фестивали, встречи с писателями, показы фильмов, снятых по книгам и книжные клубы. В качестве ноу-хау участники предложили воплощать истории через VR-очки и 3D проекции на стенах. Идею нового формата празднования Дня победы в пространстве города разрабатывали члены клуба «История». «9 мая — это фундамент, на котором основано единство нашей большой и разнообразной страны. Необходимо беречь традиции праздника Дня победы и чтить память о героях Великой Отечественной войны, следовательно, сохранять культурно-идеологическое единство российского общества», – отмечают авторы проекта. В целях сохранения и передачи этой памяти участники пришли к идее интерактивного музея Великой отечественной войны под открытым небом в пространстве города. Механика нового формата, по замыслу авторов, реализуется посредством рассказывающих о ключевых событиях войны информационных стендов с кюар-кодами, которые устанавливаются на маршруте в 1418 метров - по числу дней войны. Создаются специальные локации с исторической реконструкцией событий, на фасадах зданий размещаются картины на военную тематику, созданные граффитистами. Авторы клуба «Общество для всех» работали над созданием безопасной городской среды для людей всех возрастов, в первую очередь – для детей. Участники разработали перечень инцидентов, описывающих типы рисков для детей и возможные условия их возникновения. Этот перечень должен лечь в основу автоматизированной информационной системы учета инцидентов, связанных с детским травматизмом, в рамках государственной инфраструктуры. По мнению членов клуба «Детство», вовлечение детей в жизнь города – важный шаг по развитию у самих детей самостоятельности и способности к продуктивному действию, а для администрации города – стимул для разработки новых и оригинальных идей по обеспечению городского комфорта и интереса для детей. Клуб предложил концепцию игрового приложения «Город героев». Оно помогает юным горожанам исследовать пространство города и реализовывать свои инициативы. В приложении и дружелюбный анимированный помощник, который общается с юным пользователем и даёт ему советы, и задания по поиску территорий, которые ребенок хотел бы изменить или улучшить. Если у ребенка есть свой проект, связанный с улучшением городского пространства или жизни в городе, приложение поможет ему найти единомышленников в команду и взрослого наставника для реализации идеи. Клуб «Экология» решал проблему отсутствия единой системы взаимодействия для ЭКО-активистов, ЭКО-организаций и неравнодушного к теме экологии населения города. «Многие люди хотели бы сделать свою жизнь более экологичной, внедрить какие-то лайфхаки, присоединиться к инициативным группам экоактивистов, но далеко не все знают, где искать актуальную информацию, либо просто недостаточно времени для этого», – говорит тьютор клуба Алина Кузьмина. Экологи разработали идею Единой платформы «Экосистема». Она помогает получать актуальную информацию по теме экологии, находить сервисы по переработке различных видов отходов рядом с домом, получать важные эко-новости, находить волонтеров для своих экологических проектов, продвигать экологические товары и экологический бизнес, находить единомышленников. Как сделать университетский кампус третьим местом для города, думали участники «Среды жизни». Вопрос, по мнению авторов, очевиден: сегодня большая часть кампусов российских вузов изолированы от города и горожан, хотя среди самих горожан есть спрос и на использование вузовской инфраструктуры, и на посещение вузовских мероприятий. Университет, открытый городу, по замыслу членов клуба, должен стать не только местом получения высококлассного образования, но и площадкой по развитию востребованных компетенций студентов и горожан. Это может быть современный научно-исследовательский комплекс, открытый для партнерства и внешних заказов, центр для появления студенческих стартапов и новых бизнесов. Представители клуба «Международное сотрудничество» работали над перезапуском и обновлением концепции городов-побратимов. «В настоящий момент очень важно развивать инструменты общественной дипломатии и налаживать взаимодействие между простыми людьми. Институт побратимства может вновь стать важной частью международного сотрудничества. После проведённого анализа участники выделили основные проблемы для продуктивного сотрудничества по линии побратимства городов. Во-первых, это зачастую формальный характер подписанных соглашений, которые не реализуют свой потенциал. Во-вторых, отсутствие единого информационного ресурса. В-третьих, отсутствие ключевых показателей эффективности работы заключенных соглашений», – говорит куратор клуба Елизавета Дерапаско. Назначение оператора по городам-побратимам, создание информационного ресурса – базы городов-побратимов, разработка и введение ключевых показателей эффективности по реализации соглашений, а также формирование дорожной карты развития сотрудничества и совместных мероприятий и проектов как обязательное условие подписания соглашения, – вот ключевые решения «международников», которые помогли бы городам-побратимам стать реальным ресурсом для совместного развития. Над вопросом популяризации науки среди горожан бились члены одноименного клуба. Они разработали проект научно-технологического центра, который создаст рабочие места для молодых учёных города, позволит внедрить научные инновации в городскую среду и предложит мероприятия по популяризации науки. Основной задачей клуба «Спорт и здоровье» стала разработка стандарта города «активного образа жизни». В основе – концепция 15-ти минутного города. «Зожники» предлагают модернизировать городское пространство, увеличить площади пешеходных зон и популяризировать спорт. «Современные медийщики» включились в процесс поиска уникальности города. Они создали прототип руководства по развитию городского бренда и типовую дорожную карту организационных решений. Кейс по вопросам закрытости национальных сообществ и адаптации мигрантов разбирали представители клуба «Национальное многообразие». По их мнению, акцент сообществ на самодостаточности может способствовать конфликтам между сообществами и жителями города. Участники предложили повысить внимание служб миграционного контроля за иммигрантами, внести коррективы в систему здравоохранения РФ, работать над повышением общего уровня образования мигрантов, а также создать комфортные условия для вовлечения мигрантов в общественную жизнь города. В «Кибервселенной» разрабатывали востребованный цифровой сервис для горожан. По словам представителя клуба, цифровые сервисы городов в России находится в двойственной ситуации. С одной стороны, функционируют ключевые платформы, регионального и федерального уровня, которые позволяют оказывать услуги населению, и осуществлять частичный контроль достижения целевых показателей различных сфер. С другой, существуют процессы, находящиеся на стадии цифровизации. С целью реализации принципа «одного окна», авторы разработали проект сервиса для жителя города, который охватывает различные жизненные ситуации и потребности городского жителя. Члены клуба «МыВместе» предложили проект программы развития добровольчества на муниципальном уровне. Основная задача – организация связи между потенциальными волонтерами и социально незащищенными слоями населения. С помощью привлечения городских служб и образовательных организаций разработана система сбора запросов на добровольчество, а также серия мероприятий по обеспечению беспрепятственного включения студентов и работников в волонтерскую деятельность. Представители «Туризма» погрузились в разработку маршрутов в триедином формате «Больше, чем путешествие». Это турпродукт включает три элемента: туризм, образование и пользу для территории. Программа реализуется президентской платформой «Россия – страна возможностей» и отражает современную философию путешествий, обеспечивает личностный и профессиональный рост. Одна из методик создания туристических маршрутов, как продукта индустрии впечатлений, - вовлечение путешественников в его продвижение через художественный образ территории, литературный портрет. Напомним, форум «Территория смыслов» проводится с 2015 года, до 2018 года он проходил во Владимирской области. С 2019 года площадкой форума стала Мастерская управления «Сенеж» платформы «Россия – страна возможностей» в г. Солнечногорске Московской области.