11 сентября 2021
Социальным предпринимателям необходимы лидерские компетенции, наставничество и саморазвитие
Непрерывное развитие, инициативность, социально ориентированное мышление, ответственность – эти качества и компетенции необходимы для развития системы социального предпринимательства в России. К такому выводу пришли эксперты в ходе панельной дискуссия по теме «Новые компетенции социального предпринимательства – действительно новые? Или хорошо забытые старые?». Обсуждение состоялось при поддержке президентской платформы «Россия – страна возможностей» в рамках IV Форума социальных инноваций регионов. Во время дискуссии поднимались вопросы подготовки социальных предпринимателей и социально активных граждан, развития и оценки базовых ценностей, составляющих основу полноценной личности социально ориентированного гражданина. Модератором выступил Евгений Сжёнов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика». IV Форум социальных инноваций регионов проходит с 9 по 11 сентября 2021 г. в Москве в Гостином дворе. В течение трех дней для гостей пройдут больше 40 лекций и дискуссий с участием экспертов мирового уровня, интерактивная выставка социальных проектов Москвы и регионов России. На стендах и в залах можно увидеть презентации новейших технологий и инноваций, которые касаются практически всех сфер нашей жизни. В деловой программе участвует спикеры из 13 стран мира. Форум объединяет экспертов из разных областей: ученых, футурологов, блогеров, спортсменов, учителей, предпринимателей, писателей, врачей, общественных деятелей и политиков. «В конкурсе «Лидеры России» среди прочих компетенций оценивается социальная ответственность. Мы уверены, что это важнейшая компетенция для настоящего лидера. Кроме того, каждый год участники выполняют задание «Сердце лидера», в рамках которого они должны придумать и реализовать свой социальный проект. Так в прошлом году мы получили более 21 тысячи идей социальных проектов. Многие проекты продолжаются и после конкурса, а часть из них становятся предпринимательскими. Что касается компетенций социального предпринимателя, то это те же лидерские компетенции, но к ним должны добавиться эмпатия и терпение. Ведь невозможно делать социальный бизнес, если ты не любишь людей», – Оксана Ачкасова, руководитель департамента ключевых проектов АНО «Россия – страна возможностей»В свою очередь Лариса Пастухова, член – корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, руководитель Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия», считает, что тема социального предпринимательства за последний год значительно укрепила свои позиции. «В нынешнем сезоне число участников тематической номинации увеличилось в 9 раз. В регионах появляется все больше интересных проектных инициатив, способных выходить на самофинансирование. Вот некоторые примеры от выпускников нашего конкурса. Так, Юна Никишкина, социальный предприниматель из Липецкой области, создала настольную игру с изображениями жестов и букв, которая помогает родителям в руководстве чтением слабослышащих детей. Игра уже переведена на несколько языков и пользуется спросом за рубежом. К слову, на предприятии также работают сотрудники с нарушением слуха. Много проектов направлены на переосмысление городских пространств, создания из зачастую забытых объектов культурного наследия новых культурных кластеров. Такой проект реализует наш победитель из Свердловской области Ян Кожан, превращая территорию железоделательного завода Турчаниновых-Соломирских в центр туризма и ремесленничества», – сказала Лариса Пастухова.Проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей», координатор программы «Женщина-лидер», Мария Афонина считает, что одними из основных качеств современного лидера, и, конечно, социальные предприниматели являются таковыми, являются эмпатия, сопереживание, интуиция и умение работать в команде. «У женщины все эти качества есть от природы. Сейчас в быстро меняющемся современном мире есть запрос именно на эти присущие женщинам качества и важно их постоянно развивать. Мы в Мастерской управления «Сенеж» помимо развития еще и «заземляем» их через социальные проекты в образовательной программе «Женщина-лидер». Наша программа уникальна тем, что помимо образовательных модулей и работы с экспертами ее участники занимаются социальным проектированием – разрабатывают и реализуют важные и полезные для общества проекты. Наши выпускницы в составе команд сделали и запустили уже более 50 проектов. Важно, что они продолжают свое развитие уже после завершения обучения – при разработке социальных проектов наши команды обязательно предусматривают механизмы тиражирования проектов в другие российские регионы. Это позволяет продвигать наши принципы и инструменты работы, в основе которых желание помогать людям и делать мир лучше». В свою очередь Вячеслав Шоптенко, директор Института организационного развития и стратегических инициатив Президентской Академии (РАНХиГС), основатель Акселератора социальных инициатив RAISE, обратил внимание на необходимость развития социально ориентированного мышления: «Мы в Президентской Академии социальное предпринимательство понимаем более широко, чем трактуют нормативные документы, и фокусируем внимание на социально ориентированном мышлении. В нашей работе со студентами в «довесок» к предпринимательским и управленческим навыкам мы занимаемся и социальным профилем. Стараемся, чтобы студенты понимали, что вне зависимости от того, чем они будут заниматься в будущем – пойдут на госслужбу или в малый и средний бизнес, или крупную корпорацию, очень важна социальная ориентация. У нас есть эффективный формат Акселератора RAISE – это образовательная программа с конкурсной составляющей, где студенты учатся разрабатывать и реализовывать проекты в сфере социального предпринимательства. У нас два главных критерия в Акселераторе – социальная и экономическая эффективность. Ведь социальные проекты – это не чисто благотворительные проекты, они должны иметь устойчивую экономическую модель. И нам важно научить студентов делать социальные проекты с предпринимательским подходом, которые могут работать потом и без них». Современный поспандемийный мир открыл новые возможности для многих сфер жизни, в том числе и для социального предпринимательства, считает Екатерина Иноземцева, генеральный директор АНО «Сколково Форум». «Наше вхождение в «цифру» ускорилось в последнее время, и мы обнаружили дополнительные возможности, которые дает цифровая экономика. Это возможности удалённого доступа к работе и дистанционные возможности получения образования. Для социального предпринимательства это расширило возможности вовлечения в людей, которых ранее сложно было привлечь к работе в офисе. Это маломобильные группы населения или, к примеру, женщины, находящиеся в декрете, или те, кто ухаживает за больными родственниками или близкими людьми. Сейчас открылись окна возможностей для массового вовлечения этих людей в бизнес, частью которого является и социальное предпринимательство. Второе, следствием цифровизации стали многочисленные платформы. У нас только закончился проект «Бизнес-наставники», где мы помогали пострадавшим от пандемии предпринимателям перестроиться и настроить свою деятельность в новых условиях. И есть успешные примеры, проект из Красногорска «Семейный улей». Инициаторы проекта создали платформу для социальных предпринимателей, тех, кто занимается дошкольниками – это детский сад, группы продленного пребывания, кафе. Предпринимателям предоставляют площадку и разные услуги, в том числе PR и административное сопровождение», – добавила Екатерина Иноземцева. Социальное предпринимательство – это бизнес с правильными социальными целями, и важно, чтобы люди верили, что в этой сфере можно развиваться как предприниматель и сохранять социальные ориентиры. Светлана Налепова, заместитель председателя комиссии по социальному предпринимательству Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», рассказала в ходе обсуждения темы о том, каков портрет социального предпринимателя и какие компетенции ему важны и необходимы для развития. «Социальные предприниматели – это чаще всего люди с личной историей, в большинстве это женщины, которые имеют жизненный опыт и хотят привнести в мир какое-то добро. Возраст социального предпринимателя – 30 и старше лет, они уже задумываются о смысле жизни. К сожалению, опыт работы с молодежью показывает, что сформировать среди них социально эффективных предпринимателей пока сложно. Молодежи на самом деле все можно объяснить. И социальные предприниматели могут получиться неплохие из молодых ребят, особенно если проекты касаются молодежи. Но фундаментально понять проблему им сложно, так как не хватает жизненного опыта. Они к этому не готовы. В реестре порядка 6 тысяч социальных предпринимателей и это в большинстве своем микробизнес, который даже не нанимает сотрудников. Первое, чего им не хватает – это компетенций по работе с командой, им нужно научиться формировать и мотивировать команду. Второе, важны перспективное планирование – пока они не знают, что это такое, клиентоориентированный подход, – и наставничество. И здесь важно, чтобы наставниками этих проектов были люди-практики, которые пережили период становления, сохранили бизнес и могут убедить социальных предпринимателей, что можно получать в этом бизнесе прибыль, увеличивать выручку, но при этом сохранять социальный эффект», – рассказала Светлана Налепова, заместитель председателя Комиссии по социальному предпринимательству Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».Мария Кизима, соучредитель компании «Франчайзинг-Интеллект», генеральный директор Scale it, директор «Единого центра поддержки франчайзинга», обратила внимание на необходимость развития и более широкого внедрения технологий франчайзинга в сфере социального предпринимательства: «Франчайзинг как технология построения устойчивого и успешного партнерства позволяет создать за счет синергии ресурсов, то есть совместных усилий, инициативных предпринимателей экосреду, где достигается максимальный эффект социально-экономических преобразований и решения задач. Устойчивые франчайзинговые сети – это не просто бизнес. Это сообщества единомышленников, которые объединяют свои ресурсы для достижения единой цели и работы по высоким установленным в компании стандартам. В портфеле нашей компании “Франчайзинг-Интеллект” есть ряд проектов созданных франшиз, которые благодаря развитию по франчайзингу масштабируют успешные технологии для устойчивого развития и решения социальных задач на территории всей страны и за рубежом».