23–26 августа 2022 года в Новосибирске проходит VII Всероссийский молодежный научный форум «Наука будущего – наука молодых». В мероприятии принимают участие более 400 человек – российские и зарубежные ученые, студенты и аспиранты российских вузов, лауреаты премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых. В мероприятиях форума также принимают участие эксперты президентской платформы «Россия – страна возможностей».
24 августа в ходе дискуссии на тему «Россия - страна умных возможностей» ее участники обсудили науку как фактор развития экономики и социума в России, механизмы поддержки молодых ученых и другие актуальные вопросы российской науки.
«Фактически мы говорим о развитии национального научного кадрового потенциала, его развитие напрямую связано с тем, что у нас есть привлекательная траектория ученого, есть начало, продолжение и возможность высокой реализации в науке, - отметил президент Российской академии наук Александр Сергеев. - Иногда молодежь не знает, как начать общение со взрослыми учеными, но есть и обратная сторона: не всегда наше старшее поколение может донести до молодежи, которая хочет заниматься наукой, современные импульсы, ориентир, для чего это нужно делать. Это объективная проблема, которая ставит задачи, в том числе, и перед нашей академической общественностью, идти к молодым, рассказывать, почему происходит такая ситуация, использовать современные форматы общения».
Ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко рассказал о новом проекте ПИШ – Передовых инженерных школах, где МИФИ выступает в роли методического лидера. В первую волну проекта вошли 30 российских школ.
«Взаимодействие между студентами, университетами и работодателями сейчас происходит на уровне конкретного университета и конкретного работодателя. В рамках этого проекта мы хотим все заинтересованные стороны поместить, образно говоря, в одну комнату, чтобы произошел синергетический эффект между лучшими образовательными практиками наших университетов и лучшими корпоративными практиками компаний. Сверхзадача проекта – вернуть бренду российского инженера тот вес, который он имел 100–120 лет назад», - подчеркнул в своем выступлении Владимир Шевченко.
О взаимодействии вузов с президентской платформой «Россия – страна возможностей», общих проектах и дальнейшем сотрудничестве рассказал заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Антон Сериков.
«Вузы являются для нас точками опоры и для оценки компетенций, и для поиска талантливых, инициативных ребят. Нам важно вместе с вузами еще более серьезно взаимодействовать со школами, заряжать и увлекать школьников наукой. С другой стороны, и молодые ученые должны с желанием рассказывать школьникам о науке, мотивировать их, развенчать миф о том, что в науке нельзя добиться успеха. Для нас вуз – это центральный партнер, это поставщик кадров, с которыми бы мы, в том числе, могли вернуться в школы, - отметил Антон Сериков. - По данным портала Superjob, каждый четвертый россиянин убежден в стабильном развитии отечественной науки, а результаты опроса ВЦИОМ показывают, что 71% наших соотечественников считают российских ученых одними из лучших в мире».
Ректор Новосибирского государственного университета экономики и управления Павел Новгородов считает, что для развития науки нужно уделять внимание не только инженерно-техническим направлениям: «Большие вызовы, которые сейчас стоят перед страной, предопределяют технологический суверенитет и высокий уровень инженерной подготовки, но я не вижу такого внимания к экономистам, к гуманитариям и многим другим направлениям подготовки при решении этих больших вызовов. Многие ребята идут в науку как раз за большими задачами. Я бы в подобного рода дискуссиях о роли молодежи в будущем страны не сосредотачивался исключительно на инженерно-технических направлениях. Мы понимаем, что это важно и приоритетно, но нельзя забывать про многих других талантливых студентов. Само слово «технологии» я понимаю широко и считаю, что даже если мы полностью заместим критические технологии, это не обеспечит стране технологический суверенитет. Технологии бывают разные – коммуникативные, социальные, предпринимательские. И это тоже определённый каркас. За технологиями стоят люди. Я уверен, что технологии нужно рассматривать широко, не забывать про другие направления, и включать их в повестку технологического развития нашей страны».
По мнению основателя проекта «РОББО» Павла Фролова, «нам необходимо создать такую инновационную инфраструктуру в стране, чтобы мы могли поставлять на экспорт умных вещей и продуктов высоких технологий на 300–400 млрд в год»: «Это задача, которую должны решать, в первую очередь, молодые инженеры, ученые и управленцы. Нам нужны амбициозные молодые инноваторы, которые смогут создать свои стартапы и выйти на рынки НТИ. Мы занимаемся тем, что, начиная с детского сада, через школу и вуз помогаем разрабатывать и внедрять технологии, выходить с ними на экспорт. Надеемся, что ориентация на национальную технологическую инициативу и на открытые технологии даст России возможность вернуть лидерство на международном рынке».
Главной задачей форума «Наука будущего — наука молодых» является воспитание нового поколения российских ученых через формирование у молодежи представления о науке как о важнейшем ресурсе развития общества, способе самореализации и пути построения карьеры. Участие в мероприятии дает молодым исследователям возможность ознакомиться с новейшими результатами деятельности ведущих российских и иностранных ученых, принять участие в мастер-классах по построению успешной научной карьеры, получить ценный опыт мультидисциплинарной коммуникации.
Возможно, у вас включен VPN. Для корректной работы платформы рекомендуем вам его отключить.