Фокус-группа — это один из самых популярных качественных методов социологического или маркетингового исследования. С его помощью можно получить субъективное мнение о товаре, услуге и прочих объектах изучения. Впервые этот прием был использован социологами в сороковых годах двадцатого века, и до сих пор эта технология не потеряла своей актуальности.
В рамках проведения фокус-группы людей собирают в небольшую команду, чтобы обсудить определенные аспекты продукта или идеи. Модератор задает вопросы, провоцирует обсуждение и наблюдает за реакцией участников. В ходе проведения фокус-группы можно получить действительно уникальную информацию, которая недоступна при А/В-тестировании или анкетном опросе.
Участниками фокус-группы является ограниченное количество человек из целевой аудитории. Им задаются открытые вопросы, которые провоцируют активное обсуждение между собой. В таком исследовании на первый план могут выйти реакции и эмоции людей, а перечень вопросов может пополняться или, наоборот, уменьшаться в зависимости от направления дискуссии.
Этапы и особенности проведения фокус-группы
- Необходимо определить главную цель исследования.
- Выбрать основные критерии для отбора участников. Важно, чтобы все, кто будет проходить опрос, не были знакомы между собой и ранее не принимали участия в подобных экспериментах. Идеальный кандидат должен быть знаком с темой беседы или хоть как-то соприкасаться с ней.
- Подготовить сценарий для интервью. Целесообразнее разделить его на несколько блоков и в каждую часть включить несколько вопросов, которые будут наводить людей на ключевые характеристики продукта или услуги.
- Выбрать модератора. Он должен быть погружен в проблему и иметь опыт ведения дискуссий, чтобы помогать членам группы делать конструктивные выводы.
Общение должно напоминать естественную и непринужденную беседу. Все участники должны взаимодействовать друг с другом и с модератором. Мнение каждого человека должно быть учтено ведущим и выслушано остальными. Если учитывать все указанные рекомендации, может получится неплохое групповое интервью. Результаты, полученные в ходе проведения фокус-группы, показывают проблемные моменты, после анализа которых эксперты могут предложить рациональные решения конкретной социальной проблемы или для улучшения продукции организации.
Области применения
Фокус-группы очень любят использовать в своей работе маркетологи. Метод дает возможность изучать отзывы и предпочтения целевой аудитории в отношении продуктов, услуг или рекламных кампаний. Часто маркетологи организовывают такого рода группы в преддверии выхода нового товара на рынок, чтобы получить обратную связь от потенциальных потребителей о дизайне, функциях, цене и других аспектах продукта.
В социологических исследованиях дискуссионные группы часто используются для изучения конкретной демографической группы. Например, для того чтобы определить основные ценностные ориентиры современной молодежи, эксперты могут собрать мужчин и женщин одного возраста, проживающих в разных регионах страны. Результаты таких исследований могут выявить курс развития и возможное будущее целого поколения. Возможен и сценарий, когда опрашиваемая группа должна самостоятельно определить сложности в той или иной области, тем самым подсказать вектор изменений, необходимый для решения определенной социальной проблемы, чтобы улучшить жизнь всех причастных людей к лучшему.
Если вы знаете, что нужно для развития нашей страны, участвуйте в конкурсе «Моя страна – моя Россия» платформы «Россия — страна возможностей». Он направлен на поддержку инициатив граждан, совершенствующих социально-экономические процессы в нашей стране.