Фокус-группа как главный ключ к пониманию общественного мнения

Фокус-группа — это один из самых популярных качественных методов социологического или маркетингового исследования. С его помощью можно получить субъективное мнение о товаре, услуге и прочих объектах изучения. Впервые этот прием был использован социологами в сороковых годах двадцатого века, и до сих пор эта технология не потеряла своей актуальности.

В рамках проведения фокус-группы людей собирают в небольшую команду, чтобы обсудить определенные аспекты продукта или идеи. Модератор задает вопросы, провоцирует обсуждение и наблюдает за реакцией участников. В ходе проведения фокус-группы можно получить действительно уникальную информацию, которая недоступна при А/В-тестировании или анкетном опросе.

Участниками фокус-группы является ограниченное количество человек из целевой аудитории. Им задаются открытые вопросы, которые провоцируют  активное обсуждение между собой. В таком исследовании на первый план могут выйти реакции и эмоции людей, а перечень вопросов может пополняться или, наоборот, уменьшаться в зависимости от направления дискуссии.

Этапы и особенности проведения фокус-группы

  1. Необходимо определить главную цель исследования.
  2. Выбрать основные критерии для отбора участников. Важно, чтобы все, кто будет проходить опрос, не были знакомы между собой и ранее не принимали участия в подобных экспериментах. Идеальный кандидат должен быть знаком с темой беседы или хоть как-то соприкасаться с ней.
  3. Подготовить сценарий для интервью. Целесообразнее разделить его на несколько блоков и в каждую часть включить несколько вопросов, которые будут наводить людей на ключевые характеристики продукта или услуги.
  4. Выбрать модератора. Он должен быть погружен в проблему и иметь опыт ведения дискуссий, чтобы помогать членам группы делать конструктивные выводы.

Общение должно напоминать естественную и непринужденную беседу. Все участники должны взаимодействовать друг с другом и с модератором. Мнение каждого человека должно быть учтено ведущим и выслушано остальными. Если учитывать все указанные рекомендации, может получится неплохое групповое интервью. Результаты, полученные в ходе проведения фокус-группы, показывают проблемные моменты, после анализа которых эксперты могут предложить рациональные решения конкретной социальной проблемы или для улучшения продукции организации.

Пройдите онлайн-курсы бесплатно и откройте для себя новые возможности Начать изучение

Области применения

Фокус-группы очень любят использовать в своей работе маркетологи. Метод дает возможность изучать отзывы и предпочтения целевой аудитории в отношении продуктов, услуг или рекламных кампаний. Часто маркетологи организовывают такого рода группы в преддверии выхода нового товара на рынок, чтобы получить обратную связь от потенциальных потребителей о дизайне, функциях, цене и других аспектах продукта.

В социологических исследованиях дискуссионные группы часто используются для изучения конкретной демографической группы. Например, для того чтобы  определить основные ценностные ориентиры современной молодежи, эксперты могут собрать мужчин и женщин одного возраста, проживающих в разных регионах страны. Результаты таких исследований могут выявить курс развития и возможное будущее целого поколения. Возможен и сценарий, когда опрашиваемая группа должна самостоятельно определить сложности в той или иной области, тем самым подсказать вектор изменений, необходимый для решения определенной социальной проблемы, чтобы улучшить жизнь всех причастных людей к лучшему.

Если вы знаете, что нужно для развития нашей страны, участвуйте в конкурсе «Моя страна – моя Россия» платформы «Россия — страна возможностей». Он направлен на поддержку инициатив граждан, совершенствующих социально-экономические процессы в нашей стране.

Читайте нас в Telegram - stranavozmojnostey Поделиться в социальных сетях

Вам может быть интересно

Бесплатно
Трендвотчинг: работа с трендами

Образовательный курс «Трендвотчинг: работа с трендами» — это курс для тех, кто хочет развить инновационное мышление и стратегическое планирование

Бесплатно
Профразвитие: выйди на стажировку мечты

Проект «Профразвитие» и этот курс ускорят твой путь к успешной карьере! Пройди все этапы от выбора стажировки до подготовки к…

Бесплатно
Навыки эффективного обучения

Курс направлен на развитие навыков эффективного обучения

Бесплатно
Ориентация на результат

Курс раскрывает содержание компетенции «Ориентация на результат» с точки зрения фундаментальных особенностей восприятия человеком окружающего мира и построения на его…

Бесплатно
Коммуникация в цифровой среде

Данный курс позволит вам развить и вывести свою цифровую коммуникативную грамотность на новый уровень

Бесплатно
Эмоциональное выгорание

Образовательный курс «Эмоциональное выгорание» поможет сформировать систему знаний об эмоциональном выгорании в профессиональной среде, способах его распознавания, профилактирования и проработки на…

Бесплатно
Планирование и организация

Содержание образовательного курса позволит студентам получить представление о современных технологиях планирования и организации деятельности